Смекни!
smekni.com

Объяснение кратких, но полных смысла, слов пророка (стр. 29 из 50)

В-ТРЕТЬИХ, это его родные дети или же дети его сына или дочери независимо от их пола, так как родителям этих детей принесет пользу их праведность и их мольбы, с которыми они будут обращаться за него к Аллаху, ведь такие дети всегда просят о прощении, милости, возвышении и награде для своих родителей.

На все, о чем говорится в этом хадисе, указывается и в словах Всевышнего, Который сказал:

"Поистине, Мы оживим мертвых и Мы записываем то, что они совершали, и следы их". ("Йа син", 12)

Под словами "то, что они совершали" подразумеваются их благие или дурные дела как таковые.

Что же касается слов "следы их", то здесь имеются в виду последствия их дел, в том числе и то, что совершили другие люди, или же то, чем другие смогли воспользоваться.

Таким образом, раб Аллаха ощущает на себе последствия трех из числа своих дел.

1. То, что благодаря его призыву и его указаниям делают другие.

2. То, что идет на пользу другим людям в любом отношении благодаря их следованию его примеру в благом.

3. То, что делают другие, посвящая свои дела этому человеку, или же садака, которую они раздают за него, или же обращения с мольбами за человека независимо от того, будут ли это его родные или его духовные дети, которым он передавал знания и которым указывал правильный путь, или его любимые друзья и родственники, или любые другие мусульмане вообще. В данном случае результаты будут зависеть от того положения, которого он достиг в религии, от того блага, которое он принес рабам Аллаха или же которому послужил причиной, а также от того, сколь сильную любовь к нему Аллах внушил сердцам Своих рабов, поскольку эта любовь приносит многое, а именно — то, что люди начинают обращаться к Аллаху с мольбами за него и просить для него прощения.

И обо всем этом говорится в этом благородном хадисе.

Все вышеупомянутое может объединяться для раба Аллаха в одном, например в праведном и знающем сыне, к обучению которого стремился отец, или в книгах, которые человек завещает в качестве вакфа или дарит тому, кто получает от этого пользу.

Этот хадис можно использовать как довод при побуждении к заключению брака, в результате которого на свет могут появиться праведные дети. Брак может принести и другие полезные результаты, например, обретение праведности женой, которую муж может научить тому, что станет для нее полезным и чем она сможет принести пользу другим, а Аллах знает об этом лучше.

193 Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

194 Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

195 Имеются в виду книги, которые написал или завещал покойный, знание, которое он передал другим в качестве наставника и т.д.

196 Неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных благотворительных целей.

ХАДИС СОРОК ПЕРВЫЙ

УСТАНОВЛЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАСЛЕДСТВА

1. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)". (Аль-Бухари и Муслим)

ХАДИС СОРОК ВТОРОЙ

НЕ СЛЕДУЕТ СОСТАВЛЯТЬ ЗАВЕЩАНИЕ ДЛЯ НАСЛЕДНИКА

2. Сообщается, что Абу Умама Аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право197, а поэтому не (следует составлять) завещание для наследника"198. (Са'ид ибн Мансур, Ат-Тайалиси, Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Аль-Байхаки)

Два приведенных выше хадиса включают в себя большую часть установлений, касающихся наследства и завещаний. Поистине, Аллах Всевышний подробно, полностью и ясно изложил установления относительно наследства, даровав должное каждому, кто имеет на него право. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он велит выделять соответствующие части наследства тем, кто на них имеет право, отдавая предпочтение родственникам со стороны отца. При этом оставшееся следует отдать самому близкому родственнику мужского пола, к числу которых относятся родственники по боковой линии, родственники по прямой линии, родственники по боковой линии родственников по прямой линии и находящиеся под опекой.

Если претендентами на наследство являются двое или более родственников отца, то предпочтение отдается наиболее близким, а если по близости они равны, то — более высокому по степени. Так, например, сыну отдается предпочтение перед внуком, а дяде — перед сыном дяди. Если же они равны и по степени, но один из них более близок по родству, что может быть только в том случае, когда дело касается родственников по боковой линии и родственников по прямой, то есть братьев, дядьев и их сынов, тогда предпочтение отдается наиболее близкому, а именно — сводному брату отца.

Именно это и имел в виду пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: "...мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)". Здесь подразумеваются упомянутые нами в определенном порядке степени близости родства.

Из этого следует, что каждый из числа упомянутых в Коране наследников имеет преимущество перед родственником отца и получает причитающееся ему первым, а в том случае, когда на выплату наследникам, упомянутым в Коране, уходят все средства и имущество, оставленные покойным в наследство, родственники отца уже ни на что претендовать не могут. Если же речь идет о таком случае, когда после смерти женщины наследниками являются ее муж, мать, сводные братья по матери и родные братья, тогда муж должен получить половину наследства, мать — одну шестую, а сводные братья по матери — одну треть. Всем этим людям причитаются определенные части наследства, на что и было указано нами, если же говорить о родных братьях, то о них ничего не было сказано ввиду того, что они являются родственниками со стороны отца. Так и следует поступать, на что есть множество указаний, однако приводимое нами является самым ясным.

Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: "Отдавайте доли наследства тем, кто имеет на них право", могут служить указанием на то, что если этих долей будет много, то их следует отдать родственникам, имеющим на это право, за вычетом их долгов, и это будет соответствовать справедливости.

В тех случаях, когда многие люди имеют одинаковые права на что-либо, и невозможно полностью удовлетворить каждого, и никто из них не имеет права на то, чтобы ему отдали предпочтение, доли их следует уменьшать в соответствии с теми правами, которые они имеют. Это касается дарения, вакфов, завещаний и прочего и относится так же к тем случаям, когда остается что-то лишнее.

Этот хадис указывает на то, что если наследников, имеющих зафиксированное в Коране право на получение доли наследства, нет, то все оно должно перейти к родственникам отца по мужской линии в соответствии с вышеуказанным порядком.

Здесь имеется также и указание на то, что, если остаются только такие наследники, права которых оговорены в Коране, а родственников у отца нет, тогда оставшееся распределяется между ними пропорционально причитающимся им по Корану долям наследства; если же наследство невозможно распределить в точном соответствии с указаниями Корана199, тогда доля каждого уменьшается в определенной пропорции, а цель подобного исчисления долей наследства состоит в том, чтобы остаток доставался родственникам отца. Если же родственников у отца не имеется, все достается тем наследникам, которые имеют на это право, так как других претендентов на наследство не имеется.

И этот хадис указывает также на действительность завещания в пользу того, кто не является наследником по шариату. Однако здесь следует отметить, что это одобряется в том случае, если завещатель является достаточно богатым человеком и оставляет своих наследников обеспеченными. Если же завещатель беден и его наследники нуждаются во всем его наследстве в силу своей бедности или многочисленности, то ему лучше не оставлять посторонним в наследство ничего, а оставить все, чем он владеет, наследникам.

Что же касается составления завещания в пользу тех, чьи наследственные права уже определены в Коране, то в приводимом нами хадисе содержится запрет на это, что объясняется словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не (следует составлять) завещание для наследника".

Таким образом, человек, составляющий подобное завещание, преступает запреты Аллаха, поскольку он отдает предпочтение одним законным наследникам перед другими. При этом, по общему мнению всех улемов, не имеет значения, выразится ли это в форме составления завещания, дарения наследнику или передачи кому-нибудь из наследников трети200 в качестве вакфа.

Если завещатель оставляет что-либо постороннему человеку или выделяет долю наследства на религиозные цели, эта доля не должна превышать одной трети от всего оставляемого в наследство имущества. Если же завещаемое на вышеупомянутые цели имущество превышает одну треть, то для вступления завещания в законную силу требуется согласие законных наследников.

197 Имеется в виду, что не следует составлять какое-то особое завещание для тех наследников, о величине доли наследства которых упоминается в Коране.

198 Иснад этого хадиса является хорошим.

199 Примером может служить такой случай, когда после смерти женщины наследниками становятся ее муж и две родные сестры, поскольку муж должен получить половину, а каждая из сестер — по одной трети, что в сумме составляет собой больше целого.