Смекни!
smekni.com

Энциклопедия женского здоровья изд. "Крон-Пресс", 1995 г (стр. 61 из 122)

"Акушеров и гинекологов ошибочно рассматривали как специалистов по женским болезням в самом широком смысле, потому что в настоящее время только у них клиентура исключительно женская", - говорит профессор Кали­форнийского университета Карен Джонсон.

"Не следует забывать, что акушерство и гинекология являются главным образом хирургической специальностью, - добавляет она. - Только не­большое число будущих врачей проходят достаточно хорошую подготовку по медицинскому обслуживанию женщин, не связанному с их репродуктивной сис­темой. Поэтому обычный акушер-гинеколог мало знает о гипертензии, болез­ни сердца, поджелудочной железы, проблемах, связанных с заболеваниями мочевого пузыря, о депрессии и сексуальности. Отсюда понятно, что они недостаточно компетентны, чтобы считаться специалистами по женскому здо­ровью в целом.

По этой причине Американская женская медицинская ассоциация разраба­тывает основу будущих программ обучения и подготовки врачей широкого профиля".

Д-р Джонсон совместно с Лорел Доусон, доктором медицины, терапевтом из Сан-Франциско, в Журнале Американской женской медицинской ассоциации за ноябрь-декабрь 1990 года дали детальную проработку концепции специ­альности женского врача.

"В настоящее время, - отмечают они, женщине, страдающей предменстру­альным синдромом, приходится посетить трех разных специалистов в связи с разными его проявлениями". Терапевта - по поводу головных болей, чувства тревоги, увеличения веса и других симптомов. Психиатра - по поводу деп­рессии, раздражительности, вспышек гнева и других проблем психологичес­кого характера. Одновременно она может лечиться у гинеколога, прописав­шего ей пилюли для предупреждения беременности или прогестерон. "Каждый врач лечит часть симптомов, вместе составляющих целый комплекс, - отме­чают они. - Однако они назначают лечение независимо друг от друга, тогда как скоординированные действия были бы более эффективными". Многим жен­щинам приходится обойти нескольких специалистов, прежде чем будет пос­тавлен диагноз и назначено лечение.

"Не удивительно, что сама идея подготовки специалистов широкого про­филя встретила немалое сопротивление в среде медиков", - признает др Джонсон. "Каждый раз, когда вы предлагаете изменить статус-кво, люди сопротивляются, - говорит она. - Более того, ряд врачей, которые уже оказывали всестороннюю медицинскую помощь женщинам, почувствовали себя уязвленными и оскорбленными, как если бы мы обвинили их в низком качест­ве оказываемой ими помощи, что совсем не обязательно. Сопротивление ока­зывается и по финансовым причинам. Если появятся врачи, специализирующи­еся на лечении женщин, к кому, как вы думаете, начнут обращаться пациен­ты-женщины?"

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА

"Несомненно, современная медицина достигла огромных успехов в оказа­нии экстренной медицинской помощи", - говорит Александра Тодд, доктор философии, автор книги "Близкое противостояние: культурный конфликт меж­ду врачами и пациентами". "Пациентки жалуются на безличное отношение врачей, озабоченных только технической стороной лечения", - отмечает она. Д-р Тодд, которая в течение двух с половиной лет изучала взаимоот­ношения гинекологов и их пациенток, сообщает, что большинство женщин, с которыми она беседовала, давали низкую оценку качеству получаемой ими медицинской помощи. "Хотя они часто с благодарностью упоминали об от­дельных врачах и медицинских работниках среднего звена, у них имелся большой опыт отрицательного общения, оставившего чувство глубокого недо­вольства", - отмечает она.

Нельзя сказать, что сейчас нет замечательных врачей. Чтобы определить качества идеального врача, д-р Мангелз обследовала работу более 200 частнопрактикующих специалистов, к которым за более чем 20-летний период не было никаких претензий. В ходе другого исследования она беседовала с членами семей более 250 пациенток, чтобы выяснить, почему они обращались с жалобами на своих врачей. Полученные результаты послужили дополни­тельным материалом для создания образа идеального врача. Помимо желания иметь сочувствующего и компетентного врача, женщины хотели, чтобы их врач был учтивым и обходительным и находил время отвечать на их вопросы.

В наши дни женщины хотят, чтобы к ним обращались как к равным по ин­теллекту, замечает д-р Джонсон. "Они говорят своим врачам: "Это мое те­ло, я знающий человек, я читаю, я слушаю, я любознательна, и я пришла к вам, чтобы получить совет".

"Нет ничего хуже, чем врач, который ведет себя так, как будто не мо­жет поверить, что вы способны задать такой вопрос, - полагает д-р Ман­гелз. - Никому не понравится, если его принимают за глупца".

"В обязанности каждого врача входит сообщать пациенту информацию, чтобы он мог участвовать в принятии решения", - настаивает д-р Джонсон. "Причем врачам не следует использовать медицинский жаргон, - добавляет д-р Мангелз. - Во всех случаях, но особенно в ситуациях, когда под угро­зой оказывается сама жизнь больного, врачи должны сообщить подробные сведения о болезни, о различных существующих способах лечения и пос­ледствиях лечения", - предупреждает она.

Д-р Джонсон добавляет: "Женщины не хотят, чтобы врачи говорили им: "Пусть вас это не беспокоит. Предоставьте мне позаботиться о вас". В на­ши дни пациенты хотят получать информацию, чтобы принимать участие в вы­работке решения".

Как это выглядит на практике?

Одна молодая мама рассказывает, что педиатр, наблюдающий ее сына, всегда привлекает ее к участию в процессе диагностирования. "Он говорит: "Посмотрите внутрь этого уха. Видите, какое оно розовое и хорошее? Те­перь посмотрите в это. Видите, какое оно покрасневшее?" Или он показыва­ет мне налеты в горле моей дочки, - продолжает она. - Каждый раз, когда я обращаюсь к нему, я ползаю урок по медицине, и мне это очень нравит­ся".

Пациентам необходимо знать, что если они обращаются к врачу, то могут рассчитывать на ответные посещения врача. Это свидетельствует о действи­тельной заинтересованности врача в скорейшем выздоровлении больного. Од­на женщина рассказывала, что во время болезни ее дочки (у той был гепа­тит), врач посещала их фактически каждый день, чтобы проследить, нас­колько успешно идет выздоровление. "Я была чрезвычайно тронута таким вниманием", - признается она.

Женщины ценят, когда врачи не заставляют их долго ждать. Опросы неиз­менно показывают, что многие пациенты не переносят многочасового ожида­ния в приемной. Одно из исследований, выполненное в Спокане, штат Ва­шингтон, организацией, занимающейся сбором статистических данных по женскому здравоохранению, показало, что женщины спокойно ожидают приема только в течение примерно 20 минут после назначенного им времени. Если приходится ждать больше, они очень нервничают.

Одна из женщин рассказывает, что сменила гинеколога, потому что обыч­но в его приемной приходилось сидеть не меньше 45 минут. "Может быть, я продолжала бы наблюдаться у него, если была бы уверена, что он тщательно проводит осмотр, - говорит она. - Но он два раза нажмет на грудь, нес­колько минут потратит на все остальное, и это все. Если у меня возникали вопросы, на которые мне необходимо было получить ответ, я чувствовала его раздражение".

ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Но женщины также несут ответственность за то, как сложатся их отноше­ния с врачами. "Женщинам надо быть менее пассивными, они должны задавать вопросы, чтобы понять ситуацию и чтобы их согласие на определенный метод лечения было согласием информированного человека, - замечает д-р Тодд. - Они должны научиться настаивать на том, чтобы их выслушали. Врачам необ­ходимо пересмотреть сложившееся, часто непродуманное, отношение к паци­енткам, освоить новый язык для обсуждения проблем здоровья женщины".

Как говорит д-р Мангелз: "Я не считаю, что во всем виновата плохая медицина. Плохо обстоит дело с межличностным общением. Пациентке следует дать врачу понять, чего она ждет от их взаимоотношений, и четко заявить о том, что она хочет играть активную роль в дуэте врач - пациент и де­лить ответственность за лечение".

"Чтобы быть уверенной в том, что ваши отношения с врачом будут носить такой характер, который вас устраивает, вам надо вначале побеседовать с врачом, у которого вы предполагаете наблюдаться. И сделать это необходи­мо, когда вы в добром здравии, а не тогда, когда вы плохо себя чувствуе­те, - подчеркивает д-р Джонсон. - Узнайте, каких взглядов придерживается врач, как складываются у вас контакты с ним, одинаково ли вы смотрите на характер отношений врача и пациента и как он или она общаются с вами".

См. также: Гинекологи.

Глава 43

МЕНОПАУЗА

Женщины - знаменитые и никому неизвестные, с экранов телевизоров и у себя дома - будут говорить о своем замужестве, разводе, подтягивании ко­жи на лице, косметической операции на животе, перенесенной мастэктомии, о раке, о своих взглядах на секс и пристрастии к наркотикам. Они могут говорить даже о том, что набрали лишний вес, о поседевших волосах и сво­ем возрасте. Но независимо от того, сколько им лет - 46, 52, 60 или 70, вы редко услышите, чтобы они говорили о менопаузе. Почему?

"Менопауза - бесспорный указатель возраста, который невозможно отри­цать, - говорит Кэтлин Макферсон, доктор философии, профессор школы мед­сестер при университете Южного Мэна в Портленде. - Хотя правильное пита­ние, занятия спортом и хорошая наследственность могут сохранить ваш внешний облик, вы с годами не теряете привлекательность, у вас здоровый вид, тем не менее наступление менопаузы, по всей вероятности, заставляет вас вспомнить многие страшные мифы, связанные с этим нормальным периодом жизни".