Смекни!
smekni.com

Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций (стр. 14 из 26)

В центральной России отделение церкви от государства прошло относительно быстро и безболезненно. Однако в Дагестане, как и в других регионах страны, где традиционно был распространен ислам, осуществление принципов, провозглашенных в декрете, шло более медленными темпами и сопровождалось местной спецификой.

До революции в Дагестане было более 2000 мечетей, в среднем приблизительно по одной мечети на каждый аул, считая и карликовые, с несколькими дворами. Для сравнения, в центральных районах России одна церковь приходилась на 10-12 тысяч человек. Мечетям в Дагестане принадлежало свыше 13700 десятин вакуфной земли. В 740 мусульманских школах училось 7500 детей, не считая охваченных другими видами религиозного обучения. Дагестан был сложным в этноконфессиональном плане краем. Помимо ислама, который исповедовали все коренные национальности, кроме татов-иудеев, в Дагестане функционировали десятки православных церквей, синагог, армяно-григорианских церквей.

Высокая степень религиозности дагестанского населения имела свои исторические корни. Помимо причин социально-экономического характера, объективно способствовала укреплению позиций ислама арабо-язычная направленность культуры Дагестана. Одновременно с огромным отставанием светской культуры грамотность населения досоветского Дагестана на основе арабской графики и ее арабоязычная культура заслуживали самых высоких оценок.

Немаловажную роль в огромном влиянии религии на все стороны жизни дагестанцев сыграла социальная природа самой мусульманской религии, ее особенности: ни в одной из мировых и национальных религий сакрализация бытовых отношений не достигла такой высокой степени, как в исламе. Шариат представляет собой не только религиозное и каноническое право, но и полный свод законов, включающий публичное, частное, личное и вещное право: гражданское, уголовное и семейное право и даже санитарию и гигиену. Таким образом, было много причин объективного и субъективного характера, способствовавших глубокой религиозности дагестанского населения.

Вопрос об отделении церкви от государства и школы от церкви в Дагестане был впервые поставлен на областной партийной конференции в конце ноября 1921 г. После острых дискуссий и всестороннего обсуждения конференция признала своевременным издание декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и поручила СНК ДАССР издать его и проводить в жизнь умело и поэтапно.

Выполнение этого решения шло в Дагестане непросто, сопровождалось рядом особенностей и имело немало отличий от общего процесса, происходившего в центральной России при осуществлении декрета СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Принцип отделения церкви от государства впервые был закреплен в первой Конституции ДАССР, принятой Первым Вседагестанским учредительным съездом Советов рабочих, крестьянских, батрацких, красноармейских и матросских депутатов 5 декабря 1921 г. Пункт 7 Конституции ДАССР полностью соответствовал статье 13 Конституции РСФСР и гласил: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".

Конституция провозгласила отделение церкви от государства, а на практике осуществление этого акта растянулось на годы и шло поэтапно, через ряд промежуточных решений и постановлений. Формы, методы и темпы конституционно-правового обеспечения свободы совести в первые годы советской власти существенно отличались от таковых в центральной России. Первым же своим пунктом провозгласив отделение церкви от государства, декрет СНК от 23 января 1918г. разграничил сферу государственной и религиозной деятельности. [50, с.11].

Так же постепенно введение актов гражданского состояния мусульманской части населения Дагестана было передано из ведения духовенства советским отделам записи актов гражданского состояния. В первые годы советской власти в силу ряда причин в Дагестане оставались ненационализированными вакуфные земли и имущество, являвшиеся экономической опорой мечети. До революции в Дагестане мечети принадлежало свыше 13 тысяч десятин вакуфных земель, и это при остром земельном голоде. Эти земли сдавались в аренду крестьянам и приносили мечети огромный доход. В 1926 - 1927 гг. доходы дагестанского духовенства от вакуфов и закиятов (ежегодных взносов верующих мечети) составили 1,5 млн. руб. Для сравнения: единый сельскохозяйственный налог за этот год по всему Дагестану исчислялся лишь в 538 тыс. руб., т.е. в 3 раза меньше.

Декрет "О земле" и декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" еще в 1917-1918 годах однозначно решили вопрос национализации церковных земель. Однако только 23 января 1927 года ЦИК и СНК ДАССР приняли постановление "О национализации вакуфного имущества". Имущество, имеющее историко-художественное значение, подлежало передаче народному комиссариату просвещения, имущество простого материального характера подлежало передаче как в непосредственную эксплуатацию АОВ (аульских обществ взаимопомощи), так и через последние - малоземельным и безземельным трудовым хозяйствам сельских обществ. К ноябрю 1927 года в целом по Дагестану было изъято вакуфного имущества на общую сумму 212702 руб., а также 6958 десятин земельных угодий, 42 мельницы, 88 домов и здания 5 медресе. 5500 десятин были распределены среди бедноты. Процесс изъятия вакуфного имущества продолжался и после 1927 года.

Мероприятия советской власти по национализации вакуфов многочисленное дагестанское духовенство встретило открытым сопротивлением. Оно скрывало вакуфные земли и имущество, организовывало массовые выступления против изъятия вакуфов. Органы ЧК в Дагестане к 1928 году зарегистрировали до 150 таких выступлений. Нередко при этом причиной являлись многочисленные ошибки и перегибы, допускавшиеся при конфискации вакуфного имущества местными органами.

В некоторых местах вместе с вакуфным отбирали и культовое имущество мечетей. Это не могло не вызвать недовольства людей. В 1928-29 гг. вакуфная кампания вступила в завершающую стадию. В ноябре 1929 г. был проведен месячник по изъятию вакуфного имущества - его было изъято на 1.5 млн. руб. Окончательно вакуфное землевладение было ликвидировано при осуществлении земельно-водной реформы в конце 20-х годов.

Вопрос о массовой атеистической работе в Дагестане был поставлен на объединенном пленуме ДК и ДКК в феврале 1928 г., впервые специально обсуждавшем вопрос о мусульманском духовенстве. С этого времени атеистическая пропаганда стала носить всеохватывающий характер. Допускалось все больше и больше ошибок и искривлений в религиозном вопросе. Стали игнорироваться местные особенности, методы административные пришли на смену идейной работе. Сама идея необходимости учета местной специфики при решении религиозного вопроса стала подвергаться гонениям. А те дагестанские партийные и советские работники, которые поддерживали эту идею, были позднее репрессированы и объявлены врагами народа.

К концу 20-х годов религиозный актив в Дагестане был по-прежнему очень велик. По данным Дагестанского областного Совета СВБ (Союза воинствующих безбожников), в 1930г. в республике было: мечетей - 2000, мулл - 2500, муталимов - 2000, а также несколько десятков тысяч мюридов во главе с шейхами. Кроме того, в Дагестане действовали 8 еврейских синагог, 1 польский костел, 2 армянские церкви, 1 немецкий молитвенный дом и 19 православных церквей. В отдельных районах, особенно в отдаленных аулах, продолжали действовать религиозные школы, где муллы обучали за плату Корану и арабскому языку. В Дербентском районе существовали также хейдеры для обучения еврейских детей.

Такое положение дел никак не совмещалось со сложившимся к 30-м годам у большинства партработников мнением о безусловной вредности религии как пережитка буржуазного общества, и необходимости быстрейшего ее изживания. Поэтому с этого времени начинается форсирование антирелигиозной работы.

Со второй половины 30-х годов начался неоправданно быстрый рост количества закрывающихся мечетей и других молитвенных домов. Страх подвергнуться преследованиям, репрессиям не позволяли людям выступать против решения о закрытии того или иного молитвенного здания, хотя они и не были согласны с ним. Отсюда - подписи в протоколах общих сходов и голосование "за" закрытие мечетей. Например, только на одном заседании комиссии по делам культов при Президиуме ЦИК ДАССР (действовала с июля 1931 г.) 25 ноября 1936 года было заслушано и удовлетворено ходатайство Акушинского райисполкома о закрытии сразу 39 (!) мечетей.

В результате усиленной кампании к началу Великой Отечественной войны в Дагестане, согласно официальным источникам, не осталось ни одной действующей мечети. По данным ЦГА РД, в 1937 году в Дагестане было закрыто 101 молитвенное здание, в 1938 г. - 136, в 1939 - 125, в 1940 - 33, в 1941 - 9. На 30-е годы приходится наиболее активная антирелигиозная пропаганда среди дагестанского населения.

Лишь с началом Великой Отечественной войны отношение к церкви, мечети претерпело некоторые изменения. Патриотическую позицию, занятую практически всеми религиозными организациями страны, их помощь в организации отпора врагу невозможно было игнорировать, и руководство страны пошло на некоторые шаги по улучшению положения религиозных организаций и нормализации государственно-церковных отношений. Шагом навстречу верующим во время войны было воссоздание старых и создание новых религиозных центров, в том числе и ДУМСКа - Духовного управления мусульман Северного Кавказа.

В мае 1944 г. в г. Буйнакск состоялся съезд представителей мусульманских объединений Северного Кавказа, на котором был разработан и утвержден устав внутреннего устройства ДУМСКа, определявший его структуру и компетенцию.

До 1945 г. в Дагестане не было официально зарегистрированной действующей мечети. Все недействующие молитвенные здания были заняты под клубы, склады, школы, а то и просто пустовали. Данные ЦГА РД свидетельствуют, что лишь в 1945 году начали открываться первые молитвенные здания. На 1 января 1951 года в Дагестане действовали уже 28 молитвенных зданий. Из них 26 мечетей и 2 синагоги. Обслуживали их 57 служителей культа. За короткий промежуток времени восстанавливались мечети, безбоязненно стали исполняться религиозные обряды.