Смекни!
smekni.com

6. Панкова и питьевая вода – один из важнейших жизненных ресурсов (стр. 15 из 18)

Языческие традиции и русская изба.

Автор: Афонина Елена, ученица 8 класса МОУ СОШ № 15

города Электрогорска Московской области

Сооружение жилого дома для наших предков славян было исполнено глубочайшего религиозного смысла. Наши далекие предки строили, рубили дома обычно из дерева. Но для них дерево было священным, так как его тоже сотворили Боги, поэтому оно обладало правом на жизнь, как и люди. Тем более, согласно некоторым легендам, из дерева были сотворены первые люди. Срубить дерево – все равно, что убить человека. Но ведь избу надо строить. Как быть? Поэтому деревья для дома долго выбирали; подряд, без разбору не рубили – берегли лес. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, особенно из боровой или, как ее еще называли, «кондовой». Дерево у нее тяжелое, прямое, почти без сучков и, по уверениям мастеров-плотников, «сырости не держит».

Немаловажное значение имел выбор места для дома, который осуществлялся на основании практических соображений: чтобы не затапливало весной, было солнечным, не продуваемо холодными ветрами, чтобы близко была вода и т.д. Но самое главное – оно должно быть «добрым».

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения коня или быка. Человеческие жертвы приносились крайне редко – например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о гибели либо жизни всего племени.

Если говорить об архитектурных особенностях русской избы, то следует отметить, что ее основой был четырехугольный в плане бревенчатый сруб, состоящий из горизонтально уложенных друг на друга бревен – венцов. Особенностью этой конструкции было то, что при усушке и осадке исчезали щели между венцами, стена становилась более плотной и монолитной. Для того чтобы стена была горизонтальной, бревна укладывались так, чтобы комлевые концы чередовались с вершинными, т.е. более толстые – с теми, что потоньше. Чтобы венцы хорошо прилегали друг к другу, в каждом из соседних бревен делался продольный паз. В старину паз делался в нижнем бревне, на его верхней стороне, но в углубления попадала вода, и дерево быстро сгнивало. Поэтому паз стали делать в нижней стороне бревна. Данный прием сохранился до сих пор. По углам сруб связывали специальными вырубками. Крестьянский дом был рассчитан на одну, но многочисленную семью. Соответственно размеру дома выбирали и длину бревна. По данным специалистов, в среднем она равнялась 5 м, но могла превышать и 10 м. На постройку добротного дома уходило 150-170 бревен.

Нижний венец зачастую клали на землю, поэтому для него выбирали самые толстые смолистые бревна (например, лиственницы). Нередко подкладывали под углы камни-валуны, или смоленые обрубки толстых бревен. Под жилой частью дома устраивали либо низкое подполье, либо «подклет» - подвал, который отличался от подполья тем, что был довольно высоким, не вкапывался в землю и имел выход через невысокую дверь. Здесь были хозяйственные и подсобные помещения. В подклете обычно устраивалась кладовая, часто он служил погребом. Завершив оборудование подклета, начинали делать пол избы. Обычно половицы укладывали по линии вход – окна, объясняя это тем, что так доски дольше держатся, и такой пол удобнее подметать.

Далее следовала укладка матицы (мощного четырехгранного бруса, который врубался в верхние венцы сруба и шел поперек избы), сопровождающаяся обильным угощением плотников. К ней привешивалась колыбель. За матицу незнакомым людям заходить было нельзя. «Сидеть под матицей» означало быть свахой. Уходя из дома, нужно было подержаться за матицу.

Далее возводили треугольные фронтоны над торцовыми стенами. Параллельно боковым стенам плотник врубал «слеги» - бревна, поддерживающие всю кровлю. Их концы прикрывались специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали «курицы» - тонкие стволы молодых елей с вертикально стоящим корневищем. Его оформляли в виде головы птицы – вот и пошло название «курица». На эту курицу укладывали водотечник – выдолбленное бревно для стока воды с крыши.

Кровля делалась из теса. Тес – это обтесанные топором доски. Верхний конец прижимался тяжелым бревном – охлупнем. Конец охлупня плотник вырезал в виде конской головы, отсюда и название - конек. В нашем суровом климате дом должен защищать тепло, для этого в нем делали высокий порог, невысокие двери и маленькие окна.

Дверь действительно была невысокой (140-150 см), но широкой (до 1 м). Она, также как и порог, защищала от враждебного мира. Чтобы уберечь дом от нечистой силы, дверь окропляли крещенской водой, рисовали на ней кресты, на дверной косяк прибивались случайно найденные подковы, ножи, обломки кос.

Окна в избах были маленькими. Они обычно вырезались в двух смежных бревнах и по высоте не превышали 30-40 см. Закрывались такие оконца, или, как говорили, «заволакивались» деревянными дощечками. Поэтому они назывались «волоковыми». Окна большого размера вырезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями – косяками, отсюда их название «косящатые» или «красные» (красивые). Красное окно давало больше света, но выстуживало дом, поэтому его на ночь закрывали ставнями. Оконного стекла в древности не было, его заменяла просмоленная холстина или бычий пузырь, а у богатых – слюда.

Переходя к убранству избы, отметим, что типичный дом для России – это жилое помещение, отапливаемое печью, и сени. В домах зажиточных крестьян помимо избы было еще одно помещение, парадное, отапливаемое печью-голландкой, которое называлось горницей. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая располагалась справа или слева от двери. Стол стоял всегда в углу, по диагонали от печи. Над ним располагалась божница с иконами. Вдоль стен протянулись неподвижные лавки, а над ними - полки. В задней части избы от печи до боковой стены находился настил – полати. Вся неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство у печи – печной угол, середина избы – рабочим местом. Передний угол считался святым местом: здесь молились Богу, а вот печной угол, направленный на юго-запад, считался местом темным, нечистым, так как там жил домовой, в трубу могли влететь ведьма и дьявол в виде огненного змея.

«Святая Русь под мантией старинной…»

Автор: Салехова Альфия, ученица 8 класса МОУ СОШ №14

города Электрогорска Московской области.

Что украшает нашу землю? Ей к лицу белые снега и яркие цветы, душистые стога сена и спокойствие озер и прудов, бескрайние лесные массивы и многоводные реки. А еще ее украшают деревенские колодцы, цветущие сады и возносящиеся к небесам купола православных храмов с колоколенками. Храмы в России - истинное чудо, поражающее красотой, величием; они - бессмертное свидетельство трудов, подвига служения и вдохновения русского народа.

Но вверх взгляни, над сизыми холмами

Увидишь ты ожившую мечту, -

Как дым костра в безветрии, как пламя,

Как песня, храм струится в высоту.

Храм Рождества Христова в с. Заозерье.

«Случалось ли вам, попав в какое-нибудь особо красивое место, при виде замечательных окрестностей, почувствовать необыкновенный покой на душе? Так в красоте земной дано нам ощутить любовь Божию и Его благость. И отрешившись, пусть ненадолго, от обыденного, мы можем помыслить о горнем, небесном мире. Красота благодатна».

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших урочищ Подмосковья, на берегу большого озера стоит красавица церковь. Летом за деревенскими домами, в окружении высоких деревьев она почти не видна с дороги. Но если и не сама она, то может быть чистое и тихое озеро, непривычно тихое для ближнего Подмосковья, привлечет внимание. Да еще почти сказочное название деревни - Заозерье. Таинственное и обещающее, как все запредельное. Помните? «За горами, за долами, за дремучими лесами…». 3а озером. И если вы поверите той красоте и обещанию радости, то дорожка по-над берегом приведет вас к белой ограде, и через несколько шагов вы окажетесь перед сквозными решетчатыми воротами.

Есть некая высшая справедливость в том, что здесь, за светлым озером, за там, белой оградою, среди высоких старых лип и вязов вы увидите не ферму, не санаторий, не старинный особняк, а храм.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 году тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. 06 этом сохранилась запись, относящаяся к 1809 году: «На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами – святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского». В 1854 году сын Гавриила Васильевича – Николай Гаврилович Рюмин – вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил приделы, посвященные святому Николаю и святому Тихону.

Церковь Рождества Христова построена в стиле классицизма, характерного для начала XIX века. Центральный иконостас выполнен в 1809 году в том же стиле. Иконостасы приделов выполнены в 90-х годах XIX века и декорированы. Роспись стен и потолков выполнена в конце XIX века художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, выполнены в конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны по заказу или на средства прихожан.

В ограде церкви, неподалеку от паперти, похоронен купец второй гильдии Сергей Илларионович Баранов, бывший долгое время ктитором Христорождественского храма. Барановы имели мануфактурную фабрику в деревне Большой Двор и торговлю в Москве. Эта семья много благотворила Христорождественскому храму, и прихожане не забывают благодетелей: семейное захоронение, памятники всегда находятся в надлежащем порядке, за ними ухаживают, На службе молятся об упокоении благоукрасителей, называют их имена.