Смекни!
smekni.com

6. Панкова и питьевая вода – один из важнейших жизненных ресурсов (стр. 8 из 18)

«Диалог» человека и осени в русской литературе XIX в.

и его осмысление в творчестве И. Бунина

Автор: Никитина Юлия, ученица 11 «А» класса МОУ СОШ № 14

г. Электрогорска Московской области.

Тема природы в нашей отечественной литературе многогранна, многогранны функции пейзажа. Но при всём разнообразии пейзажной тематики (времена года, природные явления и т. д.), обращает на себя внимание постоянное присутствие осенних мотивов. Осень «проходит» через всю русскую литературу, причем, эта тема необыкновенно важна для писателей. На чём основано данное утверждение?

Во-первых, многие стихи об осени написаны торжественным, высоким слогом:

1) используются устаревшие формы слов, старославянизмы – «осенний хлад», «краткий день», «сребрит мороз» (Пушкин), «сребристые узоры», «хладное сияние», «зерцало зыбкое», «мгла виется», «своих дубров и холмов зимний ряд», «желтел печально злак полей» (Баратынский), «хладная осень», «сбирались умирать последние цветы» (Фет), «яхонт» (Вяземский);

2) традиционно–поэтические слова, мифологизмы: «очей очарованье», «в их сенях ветра шум» (Пушкин), «сень кудрявая дубов», «златочешуйчатые воды», «минутных летних нег», «дол её покроет лист падучий», «ненастливый Эол» (Баратынский), «нега», «чары» (Вяземский), «сад обнажил своё чело», «истомой безотрадной» (Фет), «тёплая и чистая лазурь», «лучезарны вечера» (Тютчев);

3) торжественная, приподнятая интонация: много восклицаний («Кокетничает осень с нами!» у Вяземского, «Унылая пора! Очей очарованье!» у Пушкина, «И вот сентябрь!» у Баратынского, паузы и повторы: «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей «(Пушкин), «последней ласкою, последними дарами приманивает нас» (Вяземский), «прощай, прощай, сияние небес!» (Баратынский);

4) ритм стихотворений неторопливый, плавный, создающий впечатление непринуждённой, доверительной беседы. Этому способствуют выбранные поэтами стихотворный размер и строфическое деление: так восьми – и десятистишие у Пушкина и Баратынского дают возможность включать множество мотивов (размышление о себе, о целях и смысле жизни, о её быстротечности, о достоинствах и недостатках разных времён года), переходить от спокойного, повествовательного тона к лирическому, весёлому, ироническому.

Во-вторых, своеобразна цветовая палитра осенних красок, чрезвычайно широк диапазон звуков, запахов, ассоциаций. Так, например, у Пушкина осенняя природа одета «в багрец и золото»; Баратынский использует оттенки жёлтого цвета, серебристый, красный, указания на белый цвет; у Вяземского в осенней гамме цветов преобладает яркость и блеск; у Тютчева и Фета цветовые прилагательные тоже не имеют чёткого, конкретного значения, а скорее обозначают нечто неуловимое, ускользающее, намекающее на цвет.

В-третьих, необычная притягательность осени заключается ещё и в том, что у каждого поэта, как и у каждого человека, есть своё, личное, только ему присущее восприятие осени, своё к ней отношение.

У Пушкина осень противоречива, парадоксальна: Унылая пора! Очей очарованье! Эта парадоксальность выражена и оксюморонами: «прощальная краса», «пышное природы увяданье». Осень для Пушкина – особое время года: это время расцвета физических сил, время, когда «легко и радостно играет в сердце кровь». Это время волшебства, время приобщения к таинству творчества.

В восприятии осени Баратынским есть особенность, метафорическое понятие: осень дней («Осень» 1837г). Вся человеческая жизнь уподоблена годовому природному циклу. Осень– период зрелости, в котором «в благости своей является земная доля», это период, когда созревает «урожай человеческих дум».

Для Тютчева осень – тайное тепло, огонь, непостижимая для человека загадка. Осень у Тютчева – живая, одухотворенная. Поэта привлекает прежде всего осенний вечер. Тютчев заостряет внимание на его таинственной красоте. Именно вечером осень воспринимается как божественное, трогательное творение.

Для Фета осень– это время умирания («Сбирались умирать последние цветы»), грусти, одиночества, безысходности («Непогода– осень – куришь»), необыкновенной вселенской усталости («Устало все кругом: устал и цвет небес...»).

В-четвёртых, у каждого поэта сложилось своё видение осени, своё представление о ней. Так, для Пушкина осень – «чахоточная дева», «бедняжка», «нелюбимое дитя в семье родной». Для Вяземского – красавица, кокетка, чаровница. У Тютчева находим упоминание о сиротстве, обездоленности. Фетовская осень – это впечатления, чувства, сиюминутные ощущения. Осень у Некрасова наполнена социальным содержанием: неразрывно связана с трудовой деятельностью народа.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина продолжает вечную пушкинскую классическую традицию, и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты. Цветовая палитра Бунина исключительно изобразительна. Она утонченная, насыщена острой яркостью красок. К традиционным излюбленным цветам, используемым классической литературой (золотой, багряный, желтый, пестрый, серебристый), добавляются лиловый, янтарный, пурпурный, синий, белый. В стихах Бунина передается, как и у Фета, игра светотени, полутона (пестрый, прозрачный, сквозистый).

И. А. Бунин расширяет традиционный, ставший привычным круг «осенних» эпитетов: «янтарный отблеск», «мертвое молчанье», «легкая мгла», «таинственно шумит лесная тишина». Тем самым усиливаются разные проявления чувственного восприятия.

Замечательный мастер пейзажа, поэт – живописец обнаруживает естественную связь между душой поэта и природой, между бесстрастной жизнью природы и сердцем человеческим. У Бунина часто встречается параллелизм: природа грустит и человек грустит: «ветер стонет – слезы сердце мне теснят», и контраст: «осенний мрак, опадающие листья – в сердце новая любовь », «но в душе – все веселей!»

Восприятие осени Буниным сродни восприятию поэтов 19 в. У Тютчева осень ассоциируется с чем–то сиротливым, вызывающим жалость. А у Бунина осень – «тихая вдова », эта метафора неслучайна, так как осень «вдова» печальна, одинока, она грустит. У А.С. Пушкина, у П.А. Вяземского осень – красивая женщина. Но у Пушкина краса ее смиренная, тихая, ее красота болезненна. У Вяземского осень – женщина, но ее красота другая: это красота кокетки, волшебницы, обольстительницы.

У Бунина осень – тоже женщина, женщина поющая, прекрасная, но печальная. Поэт пишет об осени с прописной буквы:

Незримо по полям поет и бродит Осень…

Осенняя тема пронизывает не только поэзию, но и прозу И.А. Бунина. Необыкновенным лиризмом и глубоким философским смыслом наполнены такие его рассказы, как «Холодная осень», «Антоновские яблоки».

Произведения И.А. Бунина проводят своеобразный итог «диалога» человека и осени, итог исканий, размышлений русских поэтов о феномене осени.

Но осень– мир. Мир в грусти и мечте,

Мир в думах о прошедшем, об утратах…

Исключительность осени, её «первенство» в русской литературе, да и, пожалуй, во всём русском искусстве в целом, нельзя не заметить. Глубокая философская насыщенность мыслей и чувств, навеваемых осенью, неразгаданность и бесконечность впечатлений, ассоциаций, фантазий и многое другое влечет человека.

«Я нечто в ней нашел»,– писал А.С.Пушкин. Поиск этого «нечто», своего, личного, продолжается, а значит, продолжается нескончаемый «диалог»: человек и осень.

Души моей частица.

Авторы: Лупеко Наталья, Курдюкова Елена, ученицы 10 «Б» класса МОУ СОШ №14 г. Электрогорска Московской области

«Я в этом времени живу» - так назвал свои раздумья о времени, о себе, о городе, ставшем для него родным, Михаил Шариков. «И лишь к добру людей зову», – утверждает поэт.

Михаил Шариков рассказывает в своих стихотворениях историю нашего города с самого его зарождения и описывает природу в те далёкие времена:

Поэт очень любит неброскую красоту нашей русской природы. Он любуется тихим плеском озёрной волны, белоствольными березами, которые навевают на поэта ностальгические воспоминания.

О лесе он пишет как об уединении с природой. Шариков хочет уйти ото всех, насладиться красотой леса. И в этой красоте погрузиться в свои размышления:

В лес уйду заветной тропкой

В тишину лесной глуши

Хлеб в корзинке, соль – щепотка

И отчаянье души…

Михаил Шариков любуется летними закатами, сравнивает закат с храмом. В стихотворениях он говорит о том, как смотрел на закат со своим внучонком, но и сам он приходит в восторг от увиденного, как ребёнок. Он видит в закате сказку, волшебство:

Что в пору было зажечь свечи

Как в храме, где огромный зал…

…Такой закат я за полвека

Второй раз только наблюдал

Как редко в жизни человека

Восходит рай на пьедестал!

«Поэт в России больше, чем поэт», - точно подметил Е. Евтушенко. Творчество настоящего большого поэта всегда связано думами и чаяниями людей, с их надеждами, чувствами, проблемами. Поэтому стихи М. Шарикова – это не только описания прекрасных пейзажей, мысли и чувства, навеянные ими, в них есть нечто большее: много места Шариков уделяет проблемам нашего города: социальным и нравственным.