Смекни!
smekni.com

Краткий экскурс в историю развития отечественного биатлона 5 стрелковая подготовка 39 (стр. 7 из 14)

Многочисленные повторения разучиваемых упражнений по­степенно переходят в автоматический режим выполнения темпа стрельбы и последовательности действий.

Однако в период соревнований многие спортсмены по различ­ным причинам, о чем уже было сказано, нарушают привычный
темп, совершают его быстрее или, наоборот, затягивают его, что приводит к нарушению согласованности между техническими элементами упражнений, и в итоге снижают результат.

Более быстрое или замедленное совершение действия не­зависимо от того, в чем оно заключается, неизбежно приводит к нарушению устойчивости, так как сокращаются многочислен­ные группы мышц, ранее заторможенных. Это только может снизить результаты стрельбы, а не поднять их, как того хочет добиться спортсмен. При значительных физических и функци­ональных нагрузках, особенно в конце подготовительного пе­риода или на этапе соревновательных нагрузок, на первый план выступают трудности нервно-психического плана, большая ответ­ственность за каждый выстрел, они оказывают основное утомля­ющее воздействие на спортсмена. Наступившее нервно-психичес­кое утомление не позволяет спортсмену полноценно выполнять точную работу, что проявляется в первую очередь в снижении са­моконтроля, критичности мышления. Спортсмен не замечает, что стал выполнять свои действия хуже, грубее, совершает ошибки, но не в состоянии их проанализировать. Увидев плохой выстрел, который, по его мнению, был произведен хорошо, не может согла­ситься, что допустил ошибку сам. На данном этапе тренер должен дать спортсмену временно прекратить стрелковые упражнения, отдохнуть, восстановиться (М. А. Иткис, 24) и только тогда вновь разрешать приступать к стрелковым нагрузкам.

Понятно, что спортсмен, производящий прицельный выстрел, совершает одновременно большое количество разнообразных действий. Все они должны выполняться предельно правильно и согласованно.

При большом количестве действий, из которых складывает­ся прицельный выстрел, ошибка в одном из них перечеркивает правильность всех остальных.

Задается вопрос - в состоянии ли спортсмен, особенно при напряженном психическом состоянии, охватить своим вниманием
все это многообразие действий. Мы знаем, что человек, выпол­няя различные действия, одновременно контролируя их, имеет ограниченные возможности. Поэтому необходимо часть из этих многообразных действий выполнять автоматически. Быстрота и прочность усвоения и формирования навыков зависит от инди­видуальных качеств спортсмена и, конечно же, от количества и качества повторений.

Чтобы освоить и закрепить приобретенные навыки, необхо­димо в процессе многочисленных повторений действий выполнять абсолютно правильно, а не приблизительно.

Если в процессе тренировок спортсмен был недостаточно со­бран, отвлекался, то он мог не замечать отклонений, допускаемых в ходе выполнения действий. Сформированный в этих условиях на­вык оказался в большей или меньшей степени «засорен» ошибка­ми. Эти ошибки и являются тормозом в достижении высокого ре­зультата в стрелковой части подготовки биатлониста. Поэтому в процессе обучения и закрепления навыков стрельбы, вначале без нагрузки, а затем и с большой долей функциональной нагрузки, от спортсмена требуется большая сосредоточенность на каждом вы­полняемом действии. Затем сформированный навык позволит в дальнейшем выполнять отработанные действия автоматически. Освоив отдельные элементы или группу элементов и доводя их до автоматизма, приступают к овладению всем упражнением в целом.

Необходимо помнить, что ни одно действие не производится автоматически. Стоит только ошибиться в исполнении одного эле­мента, как это сразу сказывается на выполнении всего процесса производства выстрела. Эта ошибка должна быть выявлена, и за­тем этот элемент выделяется для самостоятельной отработки.

Все стрелковые навыки отрабатываются в подготовительном периоде и совершенствуются в соревновательном этапе. Спортив­ная практика показывает, что наиболее эффективна стрелковая под­готовка, при которой биатлонист сочетает стрельбу патронами с тренировкой «вхолостую» - без стрельбы (4, 5, 14, 15, 20, 33, 39).

Тренировка без патрона имеет свои положительные стороны и не может быть подменена стрельбой патронами.

Только при работе без патрона можно обнаружить имеющиеся ошибки в технике производства выстрелов, облегчить закрепление необходимых навыков. Подобная тренировка неэмоциональна, не­увлекательна и очень монотонна, но она приносит огромную пользу и на ней можно систематически и тщательно отрабатывать все эле­менты техники производства выстрела «вхолостую».

Одним из факторов, подтверждающим эту гипотезу, можно считать работу «вхолостую» мирового лидера последних лет в биатлоне О. Бьёрндалена, который в начале своей карьеры в би­атлоне плохо стрелял, но после каждого соревнования по 3-4 часа работал в гостинице без патрона. На замечания, как тренируется норвежец, российские спортсмены и тренеры всегда отвечали: «Он не умеет стрелять, вот и пусть тренируется». Прошло 4-5 лет, и теперь все удивляются, как здорово стреляет О. Бьёрндален! Ог­ромная работа вхолостую самостоятельно и с тренером не прошла даром. Теперь можно только позавидовать ему, его целеустремлен­ности в достижении цели.

Следует отметить, что очень слабым тренирующим воздей­ствием являются утренние тренировки в стрельбе и стрелковом тренаже, по-видимому, тонкие координационные действия не ус­ваиваются центральной нервной системой при больших очагах торможения функций после сна, что согласуется с данными стрел­кового спорта и спортивной гимнастики.

Известно, что успехи в тренировке достигаются не за счет количества выстрелов, а за счет качества выстрела, без этого не­возможно выработать и закрепить в себе необходимые навыки. Многие биатлонисты на тренировках стреляют раскрепощенно, безответственно, в ускоренном темпе, нарушая уже имеющиеся на­выки, и при переходе к соревновательной обстановке начинают тщательно обрабатывать выстрелы, резко меняя характер их обра­ботки. Это выбивает их из ранее приобретенного на тренировках
ритма и служит причиной нервозности, что в свою очередь не по­зволяет добиваться хорошей стрельбы. Часто свои худшие стрель­бы стараются быстрее забыть, не удосуживаясь как следует разоб­раться (в данном случае речь идет о бумажных мишенях или зафиксированных тренером выстрелах на соревнованиях и трени­ровках), поразмыслить над тем, почему стрельба была неудачной. Такой стрелок не сможет в итоге найти причины своих ошибок и вырасти в стрелковой подготовке.

Поэтому в процессе тренировок нужно тщательно изготавли­ваться и обрабатывать выстрелы, ценить их, вырабатывать и зак­реплять навыки, характерные для соревновательных условий.

Биатлонисту важно уметь правильно анализировать свою стрельбу, разбираться в ощущениях при производстве выстре­ла, наблюдать за собой и регулярно записывать все в дневник, чтобы затем, просматривая свои записи, задуматься, проанали­зировать, обобщить и сделать правильные выводы. Здесь важна роль тренера - его записи тренировок и особенно стрельбы во время соревнований.

Бывают случаи, когда спортсмен продолжает интенсивную тре­нировку, много тренировок проводит «вхолостую», а результаты не растут. Это означает, что при разучивании элементов стрельбы спортсмен недостаточно четко контролировал свои действия, о чем мы уже говорили ранее, допускал ошибки, хотя и незначительные. Они выпадали из внимания, потому что не представляли собой серьезную помеху, и он их не исправлял.

От тренировки к тренировке ошибки укрепляются и оказыва­ют все большее влияние на качество действия. Навык стал вредно влиять на результаты, и они пошли вниз.

Развитию вредных ошибок также могут способствовать тре­нировки на стадии значительного утомления, когда спортсмен не способен контролировать свои действия, допускает неточнос­ти, ошибки, небрежность в выполнении элементов. Такие спорт­смены объясняют свою «теорию» тем, что много тренироваться
вредно. Хотя они просто неправильно тренировались (JI. М. Вайтн- штейн (14, 15).

Однако после того как спортсмен получит паузу отдыха от стрелковых тренировок, вредные элементы навыка будут частич­но или полностью разрушены, поскольку они все-таки закрепля­ются менее прочно, чем основные элементы стрельбы, и биатло­нист сможет вновь показывать результаты в соответствии с уровнем стрелковой подготовки.

Следует заметить, что наряду со специфическими особенно­стями стрельбы в биатлоне существуют и общие со спортивной стрельбой закономерности техники производства выстрела. Не­знание или игнорирование их может тормозить процесс обуче­ния и совершенствования стрелковых навыков.

Стрельба лежа

При стрельбе из малокалиберного оружия с начальной скорос­тью полета пули V ~ 320 м/сек. очень важным является удержание оружия в неизменном положении до момента завершения прохож­дения пулей канала ствола. Известно, что прицеливание осуществ­ляется по принципу визирования. Это означает, что на одной пря­мой линии должны быть расположены глаз спортсмена, прицельные приспособления (отверстие диоптра, намушник и мушка) и точка прицеливания. При стрельбе с прямоугольной мушкой точкой при­целивания является нижний край черного «яблока» мишени. При стрельбе с кольцевой мушкой точкой прицеливания служит кольце­вой просвет черного «яблока» мишени.