Смекни!
smekni.com

Неформальные молодежные движения и объединения 4 (стр. 3 из 22)

Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре. По некоторым параметрам она относительно автономна, поскольку ее основные ценности передаются изустно, а также через транслируемые из поколения в поколение сверстников нормы общения и взаимодействия. В детском фольклоре, например, содержится особый кодекс поведения, наряду с фиксируемыми нравственными нормами в отношении самого детского сообщества и сообщества взрослых. Эти нормы, закрепленные в традиционных словесных формулах, часто имеют для детей почти магическую силу.

Обобщенно рассматривая субкультуру в качестве определенного набора символов, можно констатировать наличие семантических элементов субкультуры, достаточно специфичных, чтобы говорить о том, что их носители (будь то люди или письменные материалы или электронные ресурсы) с большой степенью вероятности находятся в контексте искомой субкультуры. При этом подобные элементы должны быть достаточно лаконичны по форме, чтобы их было возможно использовать при поиске материалов и идентификации контекста.

Выделение индикаторов для каждой субкультуры - сложная и трудоемкая работа. Для этой цели производится исследование субкультуры каждого конкретного неформального движения, и выделяются какие-либо специфические (и менее специфические) слова и словосочетания, характерные для семантического поля его субкультуры.

Индикаторы экстремистской идеологии или субкультур экстремистских сообществ

Индикаторами возможного присутствия в тексте экстремистской идеологии (ИЭИ) выступают:

1. Специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии), изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.

2. Специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания, имеющие
отношение к какой-либо экстремисткой идеологии: «фашист», «нацист», «Хайль
Гитлер!», «скинхед», «скин-хэд», «НБП» и т.п.

3. Специфические уничижительные или ругательные наименования и определения
представителей какой-либо национальности (или группы национальностей):
«черножопый», «жид», «жидовня», «черномазый», «чурка», «хач», «азер», «айзик»»,
«китаез», «унтерменш» и т.п.

4. Специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских
формирований: «русофоб», «ZOG», «общечеловеки», «шафки» (именно через «ф») и т.п.

5. Специфические нумерологические символы, обозначающие словосочетания
«Хайль Гитлер!» (88!) и «Адольф Гитлер!» (18!), «Четырнадцать слов» (14). Часто
встречается сочетание 14/88!.

6. Специфические имена и клички известных или авторитетных лиц в конкретных
радикальных движениях. Например: «Иванов-Сухаревский», «Лимонов», «Талакин»,
«Тесак» и т.п.

7. Использование специфических кличек при написании интернет-материалов:
«White warrior», «Фюрер», «Геринг» и т.п.

8. Именные наименования существующих экстремистских группировок:
«Сварожичи», «Русский кулак», «Green bombers» и т.д.

Данные виды индикаторов, за исключением графических изображений, могут быть использованы для поиска в поисковых системах.

Графические изображения и нумерологические символы выступают в качестве дополняющих индикаторов при изучении уже выявленных Интернет-ресурсов.

Индикаторы субкультур неэкстремистских неформальных молодежных движений

1. Собственно наименования молодежных неформальных движений и субкультур (с
разными вариантами написания и распространенными ошибками), а также наименования
участников данных движений: «готы», «ролевики», «реконструкторы», «панки», «хиппи»,
«рэперы», «анимешники», «толкинисты», «перумисты», и т.п.

2. Специфические сленговые выражения, характерные для данных субкультур:
«punks not dead», «free love», «рекон» (реконструктор), «нефор» (неформал), и т.п.

3. Названия музыкальных коллективов, специфичных для этих движений, как
современных, существующих в рамках движения, так и ставших легендарными. Важно
учитывать названия групп, имеющих отношение к искомому контексту, но слишком
широко известных, например «Битлз» ("Beatles"), «Дорз» ("Doors") менее специфичны:

- «Лакримоза» ("Lacrimosa") «Джой Дивижн» ("Joy Division"), «Баухаус», «Мэлис
Мзер» ("Malice Miser"), «Сопор», ("Sopor") «Доминия» ("Dominia")- для готов;

- «Джеферсон Эйрплейн» ("Jefferson Airplain"), «Джетро Талл» ("Jethro Tull"),
«Ярдбердз» ("Yardbirds"), «Янгбладз» ("Yongbloods"), и т.д., и современные «78небо»,
«Умка и Броневичок» - для хиппи;

- «Птица Си», «Ад Либитум», «Бестиарий», «Башня Rowan», «Музыка Радикум»,
«Руна Вита» - для ролевиков;

- «Пурген», «Инструкция по Применению», «Король и Шут» (предпочтительно в
форме «КиШ», «киши»), «Эксплойтед» ("The Exploited"), «Секс Пистолз» ("Sex Pistols") и
т.д. - для панков.

4. Специфические имена и клички известных или авторитетных лиц в
конкретных неформальных движениях. Например:

- «Леголас» - распространенная кличка в среде ролевиков. «Ниенна» - кличка
идеолога крупной московской группировки ролевиков;

- «Один» - кличка, распространенная в движениях ролевиков, реконструкторов,
готов и дьяволопоклонников;

- «Леннон», «Джонни» - клички, характерные для хиппи;

- «Свин», «Мухомор», «Погань», «Трэш» - характерные клички для панковского
движения и движения алисоманов;

- «dark», «дарк» как приставка перед кличкой, характерна для готов (например:
«Дарк Ангел»). Аналогично - «night», «ночной».

5. Литературные персонажи или культурные герои, авторы произведений,
характерных для конкретных субкультур: «Бодлер» (готы), «Анна Райе» (готы), «Гесер»
(ролевики, готы, энергеты).

6. Названия известных групп и группировок в составе неформальных молодежных
движений, например:

- «МГ Заповедник», «ТГ Бастилия», «Моргиль», «МГ Рагнарек» - в ролевом движении;

- «Княжеская дружина», «Польско-Литовское копье», «Ливонский орден» - в движении
реконструкторов;

- «Декаданс-готы», «Клодия и Акаша», «Клодия и Кармилла» - в движении «готов».

7. Реалии, связанные со специфической деятельностью того или иного
неформального молодежного объединения, например:

- «Готик-пати», «Вальпургиева ночь» - для готов;

- «ХИ» (хоббитские игрища), «ролевка» (ролевая игра), «отыгрыш» (соответствие
персонажа роли), «ковыряльник» (игровой деревянный меч) - для ролевиков;

- «ништяки» (объедки), «веснушка» (распространенная в данной среде игра),
«ирокез» (прическа) - для панков;

- «Ксивник» (нашейный кошелек), «хайратник» (головная повязка), «Рейнбоу»
(ежегодный фестиваль) - для хиппи;

- «Бугорт» (вид коллективного поединка) - для реконструкторов.

2.4. Предпосылки образования неформальных молодежных формирований

Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства, как эмансипация. Эмансипация - стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье и/или невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Последнее может включать в себя совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях.

Неформальные группы выполняют ряд важных функций:

- адаптируют подростка к обществу;

- присваивают первичный статус;

- облегчают потерю связей с родительским домом;

- передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного
социокультурного слоя ценностные представления;

- сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;

- удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

Причинами образования неформальных молодежных формирований являются следующие:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердиться в новой среде.

5) Желание привлечь к себе внимание.

6) Неразвитая сфера организации досуга для молодежи.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

В 2009 году научным коллективом Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского было проведено Всероссийское исследование в городах: Владивосток, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Липецк, Москва, Нальчик, Нижний Новгород, Омск, Петрозаводск, Элиста. В исследовании приняли участие более 2000 человек, представлявших 3 категории молодежи : студенты , учащиеся, работающая молодежь. На вопрос: Что, по Вашему мнению, является основой для общения молодых людей между собой? (Выберите не более 3-х вариантов), ответы распределились следующим образом:

Студенты Работ, молодежь Учащиеся Среднее по всем категориям
1. Взаимопомощь 30,4% 21,5% 30,5% 27,5%
2. Желание поделиться своими переживаниями, посоветоваться 25,2% 22,7% 29,5% 25,8%
3. Единство интересов, увлечений 56,4% 53,5% 47,4% 52,4%
4. Совместное времяпровождение 31,6% 36,7% 31,1% 33,1%
5. Личная привязанность, взаимные симпатии 41,2% 36,8% 39,1% 39,0%
6. Выпивка 12,7% 13,9% 13,0% 13,2%
7. Любовь 26,6% 21,3% 27,4% 25,1%
8. Секс 10,7% 12,4% 15,5% 12,9%
9. Бизнес, деловые отношения 10,6% 8,0% 5,4% 8,0%
10. Единство политических взглядов 3,1% 3,2% 5,0% 3,8%
11. Совместная социально значимая деятельность 9,5% 10,5% 8,5% 9,5%
12. Общие религиозные убеждения 4,1% 2,2% 4,1% 3,5%
13. Чувство одиночества, желание быть членом группы сверстников 5,2% 8,9% 9,7% 8,0%
14. Другое 1,7% 1,2% ,9% 1,3%

Многообразие различного рода неформальных групп связано с разнообразными формами молодёжной субкультуры и её внутренней динамикой. Диапазон целей и интересов в таких группах, принципов их функционирования и характера активности достаточно широк - он простирается от фанатичных последователей рок-музыки, а также "панков", "хиппи", "рейверов" и балансирующих на грани административных правонарушений "рокеров" до враждующих между собой территориальных объединений.