Смекни!
smekni.com

Неформальные молодежные движения и объединения 4 (стр. 4 из 22)

Социально-психологический механизм становления неформальных молодежных объединений примерно одинаков и мало зависит от направленности деятельности объединения, а также от социокультурной среды.

В протестных подростковых движениях «протест» обычно выражается в форме маргинализма и пермиссивности (вседозволенности).

Маргинализм (от лат. «марго») - край, черта, т.е. «находящиеся за чертой».

Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в 1960-70-х годах. Он осуждает все - официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы. Уход из социума приводит к созданию собственной субкультуры, собственных норм поведения, нравственности и морали. При этом сформированная в движении культура может носить какие-либо специфические особенности (субкультура), либо носить бунтарский характер, противопоставляя себя общепринятой культуре (контркультуре).

Пермиссивность (от английского «пермишен») - дозволение.

Концепция «вседозволенности» возникла на Западе в начале 1970-х годов как отражение особого типа поведения молодежи, бунтующей против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.

После перестройки, объявившей невиданную доселе свободу, демократия стала восприниматься подростками (да и не одними ими) как вседозволенность. В условиях СССР, а после его распада - в России - пермиссивность обычно проявлялась в наркомании и сексуальной свободе. В разной форме это является специфической чертой всех протестных подростковых движений.

2.5. Структура молодежных движений

Все движения состоят из групп, часть из которых объединяются в более сложные образования (ассоциации), создавая группировки, крылья и течения в движении.

Группа - 2 и более человек (оптимальное число 5-9 человек, но не более 25), объединенных единой целью, сходными интересами и потребностью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Член группы - индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывают влияние на судьбу группы.

Группа менее 7 человек начинает обращаться в дружеский коллектив, в замкнутую компанию друзей и приятелей. В группе более 15 человек резко увеличивается вероятность раскола. Контактные группы возникают спонтанно. Выделяются три основных фактора группообразования:

- совпадение индивидуальных интересов людей;

- пространственно-временная близость;

- наличие стрессогенной ситуации, угрожающей личному благополучию людей и побуждающей объединяться.

Любая группа изначально сплочена. Однако с увеличением размера группы вероятность распада увеличивается. Под давлением группы индивид принимает ее суждения и веру, приводит свои действия в соответствие с тем, чего ждет от него группа (точнее с тем, что по его мнению, должна ждать от него группа). Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает ему дополнительные возможности для самоутверждения.

Группа обладает внутренней структурой (иерархией). Для формирования малых групп большое значение имеет возраст. Юноши предпочитают иметь друзей своего возраста (75-85%), реже - старших, совсем редко - младших. Девушки предпочитают сверстниц (50-65%), на втором месте - старших (35-50%), младше себя не выбирают вообще.

Иерархия (греч. hierarchia от hieros священный и arche власть) - порядок подчинения низших чинов высшим; иерархическая лестница. Неформальный лидер - это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. В любой малой группе имеется свой лидер. Как правило, лидер является эталоном тех норм поведения, нравственности и морали, которые являются общегрупповыми нормами.

Группы являются носителями специфической субкультуры, социальных институтов, норм нравственности и морали. Группы, активно взаимодействующие друг с другом, формируют ассоциацию (группировку). Авторитетные старые группы (или группировки), имеющие хорошие коммуникативные связи друг с другом, образуют ядро территориальной (региональной) части движения. Ядро движения наиболее сильно влияет на формирование норм поведения, нравственности и морали, субкультуру.

Далее к ядру примыкают периферийные группы. К периферийным группам относятся те, которые, воспринимая себя как часть движения, все-таки имеют свои нормы поведения. Обычно периферийными группами поддерживается только общая идеология движения и, в обязательном порядке, имеет место ношение символики и атрибутики. Причем последняя воспринимается часто с чисто декоративной точки зрения. Как правило, они не образуют группировок. Однако если такое происходит, то периферийные, группы вскоре перестанут быть периферийными, войдя либо в ядро движения, либо сформировав собственное ответвление (крыло) в движении.

В движении, где большинство составляют безнадзорные подростки, периферийные группы часто возникают из домашних подростков. В любом движении имеется также небольшое количество членов, не относящихся к какой-либо группе. Нередко это подростки с задержкой психического развития, которые хотят себя как-то отождествить с движением.

Нередко движение состоит из нескольких самостоятельных движений, связанных между собой чисто формально - из-за общего названия. Подобная ситуация, к примеру, имеется у сатанистов, где фанаты тяжелого «сатанистского» рока никак не связаны с традиционными «сатанистами». Если в движение вовлечено несколько социальных слоев населения и оно многочисленно, то каждый из его слоев может развиваться в своем направлении. Это, к примеру, произошло у панков, где имеются два самых крупных крыла: фанатов панк-рока и подросткового андеграундного (уличного) панка, отказывающихся признавать друг за другом наименование «панки».

У крупных молодежных формирований лидеры могут и отсутствовать. Имеются только авторитеты, которые нередко именуют себя лидерами, причем эта дезинформация часто попадает в СМИ. Очень часто «лидерами» именуют себя различные личности с признаками наполеономании, которые часто встречаются во всех молодежных движениях.

2.6. Неформальные молодежные движения и объединения в Московской области

По информации органов по работе с молодежью муниципальных образований Московской области на территории Подмосковья представлены самые различные неформальные молодежные движения и объединения. В молодежной среде встречаются молодые люди, которых по внешней атрибутике можно отнести к представителям молодежной субкультуры (готы, эмо, гопники, панки, анархисты и некоторые другие). Например, на территории городского округа Королев при проведении мониторинга городских молодежных организаций и объединений установлена деятельность некоторых из вышеуказанных неформальных движений.

1. СКА. Численность сторонников этой молодежной субкультуры в городе
примерно 100-150 чел. В конце 2009 г. была предпринята попытка организации концерта
культовой группы «Distemper» в одном из ночных клубов города. Концерт был отменен
из-за возможных экстремистских проявлений, обычно сопровождающих концерты этой
группы.

2. Готы. Численность представителей этой субкультуры в городе не превышает
100 чел. Заметных общественных мероприятий и акций готической субкультуры не
отмечено.

3. Эмо. Численность эмо-кидов в городе - до 150 чел. Основное внимание они
обращают на свой внешний вид, следят за имиджем. Акций и мероприятий не проводят.

4. Объединения, представляющие панк- и пост-панк движение. Несмотря на
заметный спад численность их сторонников составляет 200-250 чел.

5. Движения металлистов и байкеров. Численность «металлических» рок-групп и
клубных объединений составляет около 200 чел.

6. Молодежные объединения хип-хоп культуры (рэперы, граффитисты, ди-джеи).
Общая численость представителей названных направлений составляет до 300 чел.

В целом, наибольшее распространение в Московской области получили как сложившиеся неформальные молодежные объединения (рокеры, байкеры), так и условно говоря, объединения творческой направленности (музыкальные: рок-музыканты, рэп-исполнители, ди-джеи; танцевальные: брейк-данс; художники: граффитисты, райтеры), объединения спортивной направленности (скейт- и сноубордисты, роллеры, велоэкстрим, фанаты спортивных клубов), а также новые движения и объединения - поттероманы, толкиенисты, геймеры, киберпанки, флешмоб, тектоник, антифа и некоторые другие.

В подавляющем большинстве молодежные объединения, существующие в Московской области, являются про социальным и, т.е. социально положительными. При этом, многие участники неформальных молодежных объединений принимают активное участие в мероприятиях, проводимых органами и учреждениями по работе с молодежью на местах.