Смекни!
smekni.com

Е. В. Якимова социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы (стр. 11 из 26)

47

прояснит исследовательские перспективы дисциплины, придав ей гуманистическую направленность, полагает Джерджен

Многие психологи усматривают в мировоззренческой рефлексии постмодернизма угрозу индивидуальному Я и существованию самой науки о ментальных феноменах. Такой позиции придерживается, в частности, один из старейших представителей гуманистической психологии М Смит, выступивший с резкой критикой "вируса постмодернизма, который заразил трагическим релятивизмом гуманитарные науки и теперь угрожает благополучию Психологии". Главным носителем этого вируса в среде психологов Смит считает К Джерджена и "метапсихологию социального конструкционизма". Опасность данной концепции, по его мнению, состоит в том, что описывая реальную угрозу психологическому благополучию Я, социальный конструкционизм в то же время "парализует любые попытки противодействия этой угрозе" (57, с 405).

По определению Джерджена, "Я" постмодерна является социально насыщенным. Насыщение Я, обусловленное небывалой степенью открытости индивида социальной информации, немыслимым прежде объемом этой информации, а также масштабами социальных контактов и разнообразием ролевых моделей, оборачивается истощением его самости, ее распадением на части или, по выражению Джерджена, "соскабливанием Я". В ответ на непрерывное дробление социальных обстоятельств, мелькающих в калейдоскопе лиц и событий, происходит парциализация Я, его "заселение" частичными, фрагментарными идентичностями Технологии социального насыщения приводят к возникновению так называемых мультифренических состояний, когда индивид испытывает головокружение от бесконечного многообразия окружающей реальности и переживает свою самость как совокупность "популяций" собственного Я. Дробление Я выступает, по Джерджену, прелюдией к сознанию постмодерна

Идеолог социального конструкционизма однозначно связывает свой диагноз насыщенного Я с распространением постмодернистского отношения к миру и человеку. Он имеет в виду позицию радикального релятивизма, которая отрицает правомерность признанных критериев добра и зла, замечает Смит. Но, называя эту позицию дезориентирующей и

48

головокружительной, Джерджен парадоксальным образом не видит в ней патологии Этот перевернутый взгляд из мир он считает ценной мировоззренческой и научной (психологической) перспективой. Полагая, вслед за Рорти, что всякое знание о внешней реальности факультативно, те необязательно и случайно, Джерджен распространяет данный тезис и на "науку об индивиде", те психологию. Вместо постепенного продвижения в сторону истины он предлагает психологам заняться поиском своего места в той разновидности игры, каковой является социальная жизнь постмодерна. В этих условиях сохранение самости, с точки зрения конструкционизма, сводится к умению избежать ограниченности, налагаемой поглощающей нас "единичной реальностью". Человек постмодерна должен быть открыт множеству голосов, ему не следует объявлять войну неверным, отстаивая свой собственный стиль бытия; признавая ценность чужих реальностей, он обогащает свою, "греясь под их сенью". Таким образом, заключает Смит, джердженовская радикальная версия психологического постмодернизма "бросает вызов науке и профессии психолога" и лишает эту профессию ее нравственных оснований и социально-критического звучания (57, с 407-408).

Полемизируя со Смитом на страницах журнала "American psychologist", Джерджен отстаивает свое понимание социальной роли психологической науки в эпоху постмодерна. С его точки зрения, постмодернистский взгляд на мир, при всем его неприятии индивидуального субъекта как средоточия европейской философии и культуры, обладает "потенциалом, значимым как для психологии в целом, так и для наших представлений о Я" (21, с 412).

Постмодернистское видение мира демонстрирует нравственное убожество и содержательную ограниченность идеала объективного научного знания. В погоне за этим идеалом исследователи отвергали с порога любые сведения, но опирающиеся на каноническую научную доктрину, т е. данные, полученные путем религиозного, гендерного и прочего специфического социокультурного опыта. Все эти частные истины объявлялись "фольклором", суеверием или ценностно-недостоверным отображением реальности. Однако по мере того, как углубляется самосознание различных культурных и социальных сообществ, евроамериканская психология стремительно теряет свой авторитет и

49

непредрекаемое право на арбитраж. "Психология не может доказать справедливости своего способа конструирования реальности помимо ссылок на те самые методы, которые эту конструкцию воплощают" (21, с 413). Аналогичные проблемы возникают и применительно к традиционному языку этики как науки о добре и благе. Претензии на владение абсолютными моральными принципами точно тек же разделяют, дискриминируют и унижают людей, как и "истины" психологической науки

Вместе с тем, признание проблематичности прежних идеалов истины и блага не равнозначно отказу от эмпирических научных поисков или нравственных размышлений, как думает Смит. Напротив, новое понимание природы и функций языка сообщает и новое толкование традиционным устремлениям ученых и моралистов. Постмодернистский образ мысли не тождественен защите какой-либо тоталитарной, склонной к доминированию мировоззренческой доктрины; как раз наоборот, он утверждает иной тип рефлексии и предлагает рассматривать любые "пропозиционные реальности" как локальные, временные, политические. "Мышление постмодерна нисколько не препятствует исследовательской практике и моральным размышлениям, -подчеркивает Джерджен, - скорее оно советует нам поместить и то, и другое в более широкий культурный и исторический контекст" (21, с 414). В этом контексте право на существование имеют и историко-психологические исследования, и поиск регулярностей в мире психологических явлений, и разработка социально-ценностных программ нравственного и политического совершенствования Единственное, что не является правомерным с точки зрения постмодернизма - это принудительное распространение тех или иных "истин" за пределами конкретного сообщества

Постмодернизм, продолжает Джерджен, демонстрирует ограниченность, локальность любых принятых языков и призывает к изучении потенциалов, заложенных в альтернативных способах описания мира и человека, - с учетом их социокультурного многообразия. Потому здесь не признается традиционное деление науки на фундаментальную (чистая теория) и прикладную. Всякое "чистое" исследование, несмотря на его попытки пользоваться универсальным языком теоретических абстракций, неизменно

50

ограничено культурным и локальным пространством и определенной онтологией сознания, прежде всего евроамериканской, где язык выступает "зеркалом" реальности "В отрыве от коммунальной практики теория утрачивает всякие основания для своего значения" (21, с 414). Следовательно, "чистые" теории могут широко применяться в публичной сфере, те в сфере непосредственной общественной практики — в пределах социальной договоренности ее субъектов. Поэтому постмодернизм призывает к изменению наличных исследовательских приоритетов. Важнейшей частью работы психолога становится погружение в "мирскую суету" и текущие заботы повседневности. Этот процесс облегчается благодаря реляционной интерпретации языка, которая делает возможным деятельное участие профессиональных психологов в подготовке социально-политических и культурных программ общественного переустройства. Психологи, говорящие на языке постмодерна, не должны опасаться морально-ценностных суждений; как раз напротив, им следует "присоединить свой голос к культурному диалогу относительно "должного""(21, с 415). Кроме того, предоставляя социальным сообществам способы теоретического осмысления человеческой самости, способностей и параметров Я, механизмов его трансформации и развития, психология постмодерна превращается в мощный ресурс культурных интеллигибельностей. Наконец, ситуация постмодерна побуждает психологию расширять диапазон доступных ей "языков", те способов общения с миром и манипулирования информацией. Овладевая новейшими средствами массовой коммуникации, психологи вступают в сферу прагматических связей с реальностью как равноправные партнеры деловых людей, политиков, социальных работников и педагогов

Резюмируя перспективы постмодернистской переориентации психологической науки в рамках социального конструкционизма, Джерджен подчеркивает, что эта дисциплина обретает подвижность, открытость и способность к новациям Обращенная к человеку, социальная психология XXI в. будет содействовать обогащению, а не исчезновению его Я

P XAPPE И ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Реляционная концепция языка К Джерджена и его толкование социальной психологии как интерпретирующей научной дисциплины, которая занимается экспликацией значений психосоциальных феноменов "здесь и теперь", в своих существенных аспектах близки новейшим исследования а жанре дискурсивной психологии. Дискурсивная психология, или психология дискурсивного анализа возникла на рубеже 80-90-х годов в Великобритании (университет г. Лафсборо и Оксфордский университет); сегодня она имеет своих сторонников как в Европе (Италия, Испания. Нидерланды), так и в ряде университетов США и Канады Ведущими теоретиками этого направления являются британцы Р Харре, Дж Поттер, Д .Эдвардс, американец Ян Паркер, профессор из Утрехта Дж Шоттер