Смекни!
smekni.com

Проблема сознания в психологии (стр. 10 из 10)

Сознание – это всегда какое-то удвоение реальности. Специфика психической деятельности состоит в том, что ее объектами и орудиями выступают не предметы, а их заместители – знаки. Сознание оперирует значениями. В начале психическая деятельность осуществляется как внешняя деятельность, а уже затем возникают внутренние процессы, в которых эта же деятельность осуществляется не реально, а идеально. В сознании отражается лишь часть того, что в целом дано организму.

Физическое, биологическое, физиологическое, социальное – все это влияет на содержание сознания и его работу, но из всего этого само сознание невыводимо.

Возможности сознания ограничены по объему, хотя эти ограничения ясно не осознаются, в самом сознании не содержатся. Они обнаруживаются только в специально поставленных психологических экспериментах. Эти ограничения не могут быть объяснены ни самим сознанием, ни бессознательным, ни физическими, биологическими, физиологическими или социологическими соображениями.

Сознание содержит не всю информацию, которую содержит организм. Осознанная информация не существует без наличия неосознанной информации. Неосознанная информация оказывает непосредственное влияние на содержание осознанной информации. Содержание сознания – это ребус, который надо еще уметь разгадывать. Так как оно способно обманывать само себя. Содержание сознания не остается постоянным - оно непрерывно изменяется.

Изучение сознания в психологии всегда сталкивалось с большими трудностями. Разные психологические шкалы и направления отличаются друг от друга выбором оснований, с помощью которых они пытались объяснить феномен сознания.

Само понятие «сознание» долгое время не имело точного определения. Так, З. Фрейдом [50,51,52,53] за основу определения сознания было взято отличие сознательных процессов от бессознательных. Многие продолжают считать, что главный признак сознания – это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположеное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта [6]. Сознание, писал он, заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Сознание рассматривалось как «бескачественное» условие существование психики. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их "презентированности" (представленности) субъекту (Стаут)[40].

Деятельностный подход к изучению сознания представлен в работах Л.С. Выготского[9,10,11,12], А.Н. Леонтьева[22,23], С.Л. Рубинштейна[36,37,38]. А.Н. Леонтьев[22,23], подвергая критике учение Л.С. Выготского[9,10,11,12] о сознании, видит ошибочность его теории в том, что сознание не было понято Л.С. Выготским[9,10,11,12] как предмет деятельности человека. Суть сознания, по А.Н. Леонтьеву[22,23], составляют психические образы продукта как цели. С точки зрения С.Л. Рубинштейна[36,37,38], сознание есть специфическая форма отражения объективной действительности, появляющаяся в процессе общественной практики, трудовой деятельности, формирования речи. Подобная позиция наблюдается в работах А.Г. Спиркина[39], по мнению которого сознание направлено на отражение и преобразование действительности. Если сознание , по А.Г. Спиркину (1972), есть «субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире», то самосознание является условием ориентировки человека в своей личности. Самосознание это тоже сознание только направлено на внутренний мир субъекра. О связи языка и сознания пишет В.Ф. Петренко[33] в работе «Основы психосематики» (1997). Сознание он трактует как высшую форму психического отражения, присущую человеку как общественно историческому существу, выступающую как «сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности. В системной организации сознания А.Н. Леонтьев[22,23] выделяет следующие образующие: значение, личностный смысл, чувственная ткань. Ф.Е. Василюков дополнил перечень составляющих структуру сознания еще двумя образующими: предмет и знак.

Таким образом сознание: высший уровень психического отражения и саморегуляции; присуще только человеку как общественно-историческому существу; формируется в процессе общения, опосредствуется речью; направленно на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

На пути к пониманию сознания наука сделала лишь первый шаг. Но этому не нужно удивляться, поскольку таинственность, окружающая сознание, ставила в тупик величайшие умы в истории человечества. Но наука продвигается вперед в данной области; и психологи и физиологи проявляют все больше внимания к этим вопросам. Вполне вероятно, что научные исследования отыщут ключ для разгадки одной из величайших тайн всех времен.

Литература:

1) Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. С.-П. 2000

2) Бекон Ф. соч.1 М. 1978.

3) Блонский П.П. Психологические очерки. М., 1927.

4) Банщиков В.М. «Проблемы сознания. Материалы симпозиума» Москва, 1966.

5) Бассин Ф.Б. «Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических заболеваний», Философские науки, №3, 1990.

6) Бонгард М.М. Проблема узнавания. М., 1967.

7) Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. М., 1930.

6) В.Вундт. Основания физиологической психологии. М., 1880.

9) Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1975.

10) Выготский Л.С. Собр. соч., 1. М., 1983.

11) Выготский Л.С. Собр. соч., 2. М., 1983.

12) Выготский Л.С. Собр. соч., 3. М., 1983.

13) Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

14) Гальперин П.Я. «Психология как объективная наука» Избранные психологические труды под редакцией А.И.Подольского Москва-Воронеж 2003 Московский Психолого-Социальный Институт.

15) Гинецинский В.И. Преподавательский курс общей психологии. Учебное пособие СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997

16) Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии С.-П. изд. «Речь», 2001.

17) Джемс У. Существует ли сознание? "Новые идеи в философии". Сб. № 4. М., 1910.

18) Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994.

19) Зинченко В.П. «Миры сознания и структура сознания», вопросы психологии, №2, 1991.

20) Каминский С.Д. Динамика деятельности коры головного мозга. М. 1948,

21) Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. – Т.29.

22) Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность», Москва, 1975.

23) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии М., 2000

24) Липпс Г. Пути психологии. Доклад на V Международном психологическом конгрессе, 1905.

25) Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. psychology.ru © 2000

26) Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М., 1954, т. 3,

27) Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.23.

28) Михайлов Ф.Т. «Сознание и самосознание», Философские науки, №6, 1990.

29) Найссер У. Познание и реальность. М.,1981

30) Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

31) Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. Т.2 МПСИ, 1999.

32) Павлов И.П. «Проблемы сознания» (статья), Москва, 1966.

33) Петренко В.Ф. «Психосематика сознания», Москва, 1988.

34) Петровский А.В. «Введение в общую психологию», Москва, 1996.

35) Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.

36) Рубинштейн С. Л. «Бытие и сознание», Москва, 1957.

37) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2004

38) Рубинштейн С. Л. «Принципы и пути развития психологии», Москва, 1959.

39) Спиркин А. Г. «Сознание и самосознание», Москва, 1972.

40) Стаут. Аналитическая психология. М., 1920.

41) Столяренко Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1997.

42) Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л. 1980.

43) Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб,1997.

44) Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М. 2001.

45) Чуприкова Н.И. «Психика и сознание как функция мозга», Москва, 1985.

46) Шеррозии А. Е. «К проблеме сознания и бессознательного психического» Тбилиси, 1969-1973.

47) Шеррозии А. Е. «Психика. Сознание. Бессознательное», Тбилиси, 1979.

48) Шорохова Е.В. «Проблемы сознания в философии и естествознании», Москва, 1961.

49) Щербакова А.И., «Практикум по общей психологии» Москва, 1990.

50) Фред З. Психология бессознательного. М., 1990

51) Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991.

52) Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1989.

53) Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Т.1 М. 1922

54) Юнг К.Г. «Сознание и бессознательное», Санкт-Петербург, Москва, 1997.

55) Ярошевский М.Г. В школе Курта Левина. Из бесед с Б.В. Зейгарник. // Вопросы психологии, 1988, 3.

56) P.Natorp. Eineleitung in die Psychologie. Berlin, 1888, S.14, 112.

Приложение

Приложение 1