Смекни!
smekni.com

на тему: Многообразие подходов к форме правления государства в отечественной юриспруденции (стр. 3 из 8)

Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парла­менту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным Органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д[16].

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетен

цией) по осуществлению единой государственной власти. Теорети­чески это также означает, что работники разных органов государ­ства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществ­ляют разделение труда по управлению государством.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви
единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять со­гласованно, системно, организованно единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга.

Например, исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.

Разумеется, сложенная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба меж­ду органами, представляющими те или иные ветви власти (напри­мер, президента и парламента), за большие полномочия, за верхо­венство в системе единой государственной власти.

Этот процесс в отечественной истории метафорически называют «перетягивани­ем одеяла», но он в целом может стать весьма грозным политико-правовым событием. При таком способе борьба подчас приобрета­ет весьма острые, даже ожесточенные формы, персонифицирует­ся. Под угрозой оказываются сами республиканские формы прав­ления. Определенные политические силы начинают противопостав­лять республиканским формам правления монархические, в том числе откровенно диктаторские альтернативы.

По мнению лиде­ров определенных политических сил, в этих условиях могут быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного еди­ноличного правителя или в руках нескольких лиц, например во­енной хунты[17].

Возникает вопрос: в чем же тогда привлекательность, преиму­щества такой республиканской формы правления, при которой реализуется принцип разделения властей?

Впервые идею разделения властей глубоко, подробно разрабо­тал в своем фундаментальном труде «О духе законов» Ш. Монтес­кье (XVIII в.). Эта идея была направлена против произвола, поли­тических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсо­лютистской монархии. Она несла заявку на иную, чем абсолюти­стская монархия, организацию государственной власти, которая нужна была рвущейся к власти, прогрессивной, зарождающейся буржуазии и которую та собиралась осуществить. Монтескье сумел в идее разделения властей, которую пола­гал закрепить в конституции, выразить многие политические, экономические и нравственные требования прогрессивной буржу­азии, перевести их на строгий политико-правовой язык, довести эти требования до четких юридических притязаний. По существу, он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государ­ственности и изобрел тем самым современную форму демократии. Почему? Да потому, что идея разделения властей означала со­здание в сфере организации государства систему «сдержек и про­тивовесов», обеспечивающую власть народа, не позволяющую той или иной ветви власти, а стало быть, и конкретным их предста­вителям, стать своеобразными коллективными или единоличны­ми диктаторами, подмять под себя все иные органы государствен­ной власти, осуществить антиреспубликанский переворот[18].

Кроме того, нормальная организация государственной власти на основе разделения полномочий ее органов, их баланса позволяет лучше обеспечивать государственное управление, например, повы­шать качество законов и их исполнение (проекты предлагаются, как правило, исполнительной властью, прорабатываются, уточня­ются в парламенте, принимаются им в виде законов, исполняют­ся правительством, контролируются судебными органами).

Там, где идея разделения властей упала на благодатную почву, подготовленную социальной борьбой, историческим развитием, политико-правовой культурой, экономическими потребностями (рыночная экономика, разнообразные социальные интересы, кото­рые надо согласовывать, выражать, защищать), там она вот уже более двухсот лет успешно «работает», обеспечивая стабильность государства, политико-правовое процветание общества.

Там же, где она внедряется в политически конфронтационные общества, напри­мер расстающиеся с тоталитарными, «культовыми», фактически монархическими формами правления, там она порождает соци­альную борьбу, политическое напряжение, и только в перспекти­ве, при победе республиканских форм правления, демократии, даст свои всходы, но даст непременно. Об этом свидетельствуют и тео­ретических анализ, и исторических опыт. В таких посттоталитар­ных государствах идея разделения властей в XX веке выполняет, в сущности, ту же функцию, которую она выполняла в XVHI веке. Она является противовесом, альтернативой идее объединения всей власти в руках партийных органов, в рамках Советов. И так же, как и тогда, ее реализация, разумеется, сопровождается социаль­ной борьбой.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вы­текающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и прави­тельством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, ана­литических центров, представителей и т.п.), содействующих пре­зиденту в осуществлении его полномочий главы государства, га­ранта конституции, например в реализации его права законодатель­ной инициативы. Но кроме администрации президента его необ­ходимые управленческие указы подготавливаются членами прави­тельства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу.

Кроме проблемы разделения властей современный этап разви­тия государственности характеризуется еще и принципиально новыми чертами и особенностями, свойственными уже XX веку. Так, огромный размах получила информатизация человечества в планетарном масштабе.

Средства массовой информации - телеви­дение, радио, печать, электронная почта и т.п. - приобрели исклю­чительное значение не только в информировании своих зрителей, читателей, слушателей, но и в навязывании им тех или иных оце­нок, идеалов, представлений, короче, - в манипулировании обще­ственным мнением. Эту социально огромную роль средств массо­вой информации выделил и теоретический политико-правовой анализ. Он же позволил понять и ту ожесточенность, с какой идет борьба между различными политическими силами за обладание властью над средствами массовой информации при становлении республиканских форм правления. Кто владеет информацией - тот владеет и властью, именно так можно сформулировать ситуацию, возникшую в этой сфере[19].

Поэтому правильно в теории государства при осмыслении фор­мы правления дополнять три ветви власти, выделенные еще Ш. Монтескье, четвертой властью, а именно средствами массовой информации, прежде всего электронными, которые обладают воз­можностью управлять, манипулировать потоками информации в современном государстве. И эта власть - четвертая - также долж­на находиться в определенном соотношении с тремя иными вет­вями власти, в частности, с властью главы государства, быть под­чиненной все той же системе «сдержек и противовесов», служить народу, а не тем или иным политическим силам или, хуже того, отдельным политическим лидерам или финансовым группам.

Эта четвертая власть оказывается не метафорой, а реальной, хотя и специфической властью, обладающей мощным воздействием на общественные отношения. Она также должна действовать на пра­вовой основе, обеспечивающей и свободу средств массовой информации, и защиту от злоупотреблений этой свободой.

Опять же теоретический анализ и исторический опыт многих республик показывает, что это вполне возможная и уже реализо­ванная на практике правовая форма функционирования средств массовой информации в их соотношении с другими ветвями еди­ной государственной власти. Особенное значение приобретает те­левидение, благодаря самому мощному, образному, оперативному воздействию на зрителей. Телевидение - это и решающее подспо­рье в избирательных кампаниях. Поэтому за владение телевизи­онными каналами ведут борьбу и государственные структуры, осо­бенно парламенты, и мощные финансовые группы, и независимые компании[20].