Смекни!
smekni.com

на тему: Многообразие подходов к форме правления государства в отечественной юриспруденции (стр. 5 из 8)

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская.

Иногда встречаются смешанные формы правления - парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики - Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зави­симость от многих факторов не позволяют однозначно, абстракт­но оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, респуб­лики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структу­рированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное обще­ство, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться проло­гом к установлению фактически монархических династий (напри­мер, в некоторых социалистических государствах).

Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство - монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство - респуб­лика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов. Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обшир­ные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, Для защиты прав граждан на периферии и т.п[25].

ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

2.1 Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева

В вопросах происхождения государства Бердяев придерживается теории насилия. Мыслитель считает, что “государство основывалось на диком порабощении и диком насилии одного племени над другим”. Первоначально зачатки государственности играли свою положительную роль в борьбе с “первобытным хаосом и зверством”, однако затем произошло превращение государства из средства в цель, из начала подчиненного и зависимого в начало высшее. Бердяев считает, что “права государственной власти покоятся на таком же насильственном захвате, как и права на землю”. Критикуются все исторические формы государства, в том числе и теократии прошлого, как подпадающие под господство “князя мира сего”. Однако мыслитель все же признает за ними положительную миссию, считая, что “соединение христианства с государством имело воспитательное значение по внутреннему возрасту человечества”, т.е. было исторически необходимо.

Рассматривая государство, как начало, которое ничему не подчиняется и все себе подчиняет (отвлеченное начало), Бердяев считал, что “зла и безбожна не всякая государственность, в смысле организации общественного порядка и системы управления, а государство отвлеченное, т.е. суверенное, себе присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя ограничить и ничему высшему себя подчинить”[26]. Критикуется не всякая государственность, а именно государственность самодовлеющая, суверенная и неограниченная. Все формы такого государства, которые существовали ранее, и могут возникнуть в будущем - результат обоготворения воли человеческой, причем не важно, воля ли это одного (государство самодержавное), многих (государство либеральное), или воля всех (государство социалистическое). Торжествует религия человеческого, субъективно-условного, тогда как необходимо стремится к религии божественного, объективно-безусловного. В государстве всегда властвует субъективная воля человека, а не объективная сила правды. Бердяев обрушивается с критикой на все исторические формы государства. При этом худшей формой государства признается “абсолютное самодержавное государство”. “Человековластие одного – есть самая совершенная и крайняя форма воплощения “царства князя мира сего”14. Если полнота власти принадлежит одному человеку, то личность такого человека обоготворяется, является обоготворенный человек, однако на земле был только один Богочеловек, а все остальные – ложь, обман и подмена.

Не видит положительных моментов Бердяев и в иных формах государства. В целом, одобрительно отзываясь о “мировом освободительном движении”, которое всюду свергало царизм и абсолютизм и ослабляло злое начало в государственности, мыслитель утверждает, что до конца это злое начало непреодолимо. Личность при конституционной монархии и республике лучше защищена от произвола государства и Бердяев это признает, однако и в новых, более свободных государствах очень многое (в том числе и судьба личности), зависит от человеческого произвола[27].

Критикует Бердяев и демократию. Чистое народовластие, по его мнению, есть обоготворение человеческих желаний. “Народовластие как высший суверенный принцип не может гарантировать личности неотъемлемых прав, так как ставит судьбу людей в зависимость от субъективной, случайной, изменчивой воли людской ”. Демократия – такое же обоготворение воли людей, как и остальные формы государства.

Выше приведенные утверждения дают повод некоторым ученым характеризовать взгляды Бердяева на государство как анархическую по своей сути. (так в частности считает В.С.Нерсесянц). Однако важно заметить, что, как уже выше отмечалось, Бердяев разделяет два порядка: природный и благодатный, при этом все, что принадлежит порядку природному критикуется Бердяевым, он не хочет идти на компромисс с реальностью, однако мыслитель понимает, что правовое государство является более высокой ценностью, чем социализм и анархизм и пишет об этом в своей книге. Государство должно по мнению Бердяева (позже он откажется от этой идеи) эволюционировать в теократию, отречься от власти человека над человеком, подчинится власти Божественной.

Анархизм и социализм одинаково отрицаются Бердяевым, так как первый ведет к “окончательному распаду и атомизированности частей мира”, а второй – к “окончательной связанности и порабощенности”. Бердяев видит только отрицательную правду анархизма. Эта правда заключается по его мнению в том, что анархизм отрицает притязания всякого государства быть по преимуществу хранителем добра и обличителем зла. По мнению Бердяева анархизм показывает отрицательные стороны государства, однако “положительные перспективы анархизма, только анархизма, убоги и жалки”[28], анархизм движим разрушительным пафосом. Основная ценность анархизма – свобода, однако только отвлеченного начала свободы для создания мировой гармонии недостаточно. Свобода является лишь частью правды и должна быть соединена с любовью. Анархизм, отрицающий всякую государственную власть может в принципе привести к утверждению внутреннего, религиозного союза людей, т.е. к теократии, однако анархизм может, как и государство, опираться на насилие, поэтому путь к теократии через правовое государство представляется Бердяеву более предпочтительным. “Государство основанное на законе более высокая ценность, чем социализм и анархизм, которые один в силу жажды равенства, другой жажды свободы, доводят человека до небытия”[29] писал мыслитель.

Прейдем теперь к вопросу о понимании Бердяевым права и правового государства. В рассматриваемый период Бердяев понимал под правом в основном духовные права человека[30].

2.2 Политико-правовые взгляды М.М.Сперанского

XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского.

Сперанский М.М. – политический правовед, общественный деятель, мыслитель. Родился в семье сельского священника. Сперанский был одним их самых близких советников Александра I по вопросам внутренней политики. Политическая доктрина М.М.Сперанского самобытна и оригинальна, формулируя её, мыслитель опирался на свои глубокие познания в политически теориях современных европейских мыслителей и античных.

В России М.М.Сперанский был первым, кто приступил к обоснованию систематического либерализма. Он разрабатывал проблемы общеполитического характера и вопросы текущей политики. Взгляды Сперанского представляли русский либерализм в процессе его зарождения. Наиболее полно идеи Сперанского М. М. отражены в записке, предоставленной Александру I в 1809 году – «Введение к уложению государственных законов».

Самодержавие является исторической формой правления, то есть имеющей своё начало и конец – именно так признавал Сперанский самодержавие. По сравнению с Н.М.Карамзиным и В.Н.Татищевым, Сперанский сделал шаг вперед. Так как Н.М.Карамзин и В.Н.Татищев считали самодержавие изначальной и вечной формой власти в России. Когда Сперанский говорил о происхождении государства, он вставал не на точку зрения Руссо о счастливой жизни людей в естественном состоянии, а на точку зрения Гоббса, видевшего в естественном состоянии войну всех против всех[31].

Появление государства рассматривается Сперанским, как результат развития собственности. Он считает, что государство – общественный союз, который возник, чтобы обеспечить «свое каждому».