Смекни!
smekni.com

на тему: Многообразие подходов к форме правления государства в отечественной юриспруденции (стр. 6 из 8)

Государство строится:

· взаимном признании самостоятельности

· собственности

Союз польз представляет собой государство. А польза в свою очередь, является источником права: «Подати собираются не по праву, но по необходимости и пользе, отнять необходимость и тогда подати будут несправедливы». Собственность и торговля провозглашались самыми мощными движущими силами общества.

Сперанский был религиозным человеком и совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма». Воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства Сперанский допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога), полагал при этом, что Россия в своем историческом пути прошла три ступени:

· в средние века – удельщина

· в новое время – абсолютная монархия,

· в настоящий период – промышленное состояние, которое требовало конституционного ограничения верховной власти и предоставления гражданских прав и политических всем подданным (сохранность собственности, безопасность личности и обеспечение политических и гражданских прав).

Сперанский считал, что Россию ждут перемены, но не революционным, а исключительно эволюционным путем «через правильные законы», жалованные императором народу. Реформация государства должна производится десятилетиями и веками, а не за два или три года.

По Сперанскому, государством управляют и двигают три силы:

· законодательная

· исполнительная

· судебная

Источник их начала считается народ. Потому что народ, он не что иное, как физические и нравственные силы людей в отношении общежития. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая принимает и обсуждает законы. Для этого Дума собирается сессионно, один раз в год. Глава исполнительной власти – монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы»[32]. Мнение Думы свободно. Монарх не может «ни обезобразить, ни уничтожить законов». В своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу.

Судебная власть реализуется судебной системой. Судебная система включает в себя суд присяжных. Завершается высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к воле или закону.

Сперанский предусмотрел возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном Совете. Этот совет состоял частично из лиц, назначаемых монархом, а частично из избранных по избирательному праву. Государственный Совет заседал под председательством царя. Он обладал правом законодательной инициативы, но законы утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой. Организация местной власти предполагала введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум:

· губернских

· уездных

· волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Нельзя достичь политических результатов одним просвещением и деятельностью просвещенных монахов. Идеал Платона отвергал, следуя скорее Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданным. В духе учения Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия:

· рабство политическое и свобода политическая

· рабство гражданское и свобода гражданская

Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного – закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.

Под гражданским рабством понимал подчинение одного класса («в повинностях личных или вещественных») другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе. Анализируя связи между этими понятиями,

Политическая свобода имеет больший объём по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской, так отметил М.М.Сперанский. Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической, и, напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. «Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического». Но законодательство не является гарантом против произвола. Гарантом всех свобод в государстве является Конституция и, основанное на ней, разделение властей.

М.М.Сперанский в отличие от некоторых русских просветителей (например, С.Е.Десницкого) признавал феодальный характер самодержавия.

Однако феодализм он понимал лишь как систему юридических норм, как определенную форму государственной власти.

Сперанский - сторонник конституционной монархии. В записке «О коренных законах государства» он прямо указывает, что будущим строем должны быть или «ограниченная монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает: «1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли». Закон, по мнению М.М.Сперанского, считается не только ограничением власти самодержавия, но и сосредоточением силы государства. Приходит к убеждению, что «самовластие» – признак слабости правительства.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат, обеспечивающий её функциональную деятельность. В этих целях Сперанским были проведены два закона о чиновниках: «О придворных званиях», «Об экзаменах на чин». Они вводили необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно[33].

На сословный строй общества М.М.Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

Дворянство он наделял всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические – в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ – только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры». В крепостном праве он усматривал только препятствие к интенсивным формам ведения сельского хозяйства, но и преграду развития городских промыслов и ремесел. При этом резкой отмены ее опасался, полагая, что, получив свободу, россияне обратятся «к кочевому образу жизни». Предлагал осуществить отмену крепостного права в два этапа: вначале ограничиваются крестьянские повинности, подушная подать заменяется на поземельную и производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были недовольны указами о чиновниках, сокращавшими их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав. В итоге Сперанский Александром I был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

2.3 Политико-правовые взгляды Н.М Карамзина

Н.М. Карамзин (1766 - 1826) - мыслитель, писатель. Родился в дворянской семье Сибири.

Определенное влияние на формирование взглядов оказало русское масонство (в 1785-1789 гг. – член масонской ложи). Карамзин Н.М отстаивал идеи божественного творения и непосредственного влияния Бога на судьбы людей. В то же время связывал прогресс общества с развитием наук, искусства и просвещения. Н.М.Карамзин призывал к освоению европейского философского наследия. В социальной философии был поклонником Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо. Карамзин верил в силу разума, в творческий потенциал человека. Наблюдая в Париже революционные события 1789 г., он приветствовал революцию как «победу разума»; однако позже осудил террор как крушение идей просвещения. Он утверждал, что революции, «…всякие насильственные потрясения гибельны», что «царство счастия» «может исполниться… посредством медленных, но верных, безопасный успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов».

Творческий путь Карамзина Н.М связан с литературным поприщем. Принимая активное участие в издательской деятельности, он заявил о себе как писатель и родоначальник нового направления в литературе – сентиментализма. В 1804 г. Карамзин приступает к делу всей своей жизни – систематическому труду по русской истории. Свою политическую позицию относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т.п. он высказывал ещё в издаваемом им «Вестнике Европы». Но последовательную и подробную разработку политическая концепция получила именно в «Истории государства Российского», а конкретизацию в «Записке о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях»[34].