Смекни!
smekni.com

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности в условиях изменяющегося общества (стр. 2 из 12)

Кроме того, Фром, в своих работах, не однократно подчеркивал, что Ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей. Более того, как уже отмечалось, связь между человеком и обществом, по его мнению, не является статичной. “Нельзя представлять дело так, будто, с одной стороны, мы имеем индивида с определенным набором естественных потребностей, а с другой, отдельно и независимо от него, общество, которое эти потребности удовлетворяет или подавляет”. [16.]

Обосновывая эту точку зрения, Фромм признает безусловным существование потребностей, обусловленных природой: голод, жажда, секс, но, в то же время, безусловно и существование тех стремлений, которые приводят к различию человеческих характеров: любовь или ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ним - все они являются продуктами социального процесса. “Самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности”. [16.]

Т. о., общество осуществляет не только функцию подавления, хотя и ее тоже, но и функцию созидания личности. “Человеческая натура - это продукт культуры; по сути дела, сам человек - это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей”. [16.]

Из всего этого можно сделать вывод: несмотря на то, что основным акцентом теории Фромма является утверждение исключительной роли человеческого фактора в процессе развития и функционирования личности в обществе, тем не менее, решающее значение на ее формирование он придает влиянию конкретно данной социальной среды. И именно поэтому, согласно фромму, не имеет ни какого смысла рассматривать личность в отрыве от конкретного ее культурного, стратификационного и семейного окружения. Поэтому, для наиболее глубокого и всестороннего анализа личности, Фромм провел серьезное историко-социологическое исследование культурных изменений европейского общества с эпохи возрождения до наших дней. Результатом этой грандиозной работы стало выделение нескольких типов обществ (а точнее, общественных отношений) и соответствующих им типов характеров, что стало основой характерологии Фромма.

1.2. Мотивация. Итак, из приведенных выше данных, становится очевидным разделение мотивационных тенденций личности на две группы.

Первую группу потребностей, согласно гуманистической теории личности Фромма, составляют физиологически обусловленные потребности, которые он объединяет и определяет как потребность самосохранения. Поскольку потребность эта составляет ту часть натуры человека, которая требует удовлетворения при любых условиях, она является первичным мотивом человеческого поведения. Но помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены еще и уникальные, присущие только человеку, экзистенциальные потребности, которые составляют вторую группу.

фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Т. о., оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании, а невозможность ее удовлетворения является ПРИЧИНОЙ деструктивности.

3. потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя Неотъемлемой частью мира. Согласно фромму, эта потребность возникает с самого появления человека на свет, когда разрываются биологические связи с матерью, Поэтому она присуща человеку на протяжении всей его жизни.

4. потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.

5. потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Он назвал ее системой ориентации и поклонения [17.], которая представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то: высшей цели или богу, в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение даёт возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. [18.]

Развивая положение об экзистенциальных потребностях, фромм утверждал, что природе человека присущи два противоположных стремления: стремление к свободе и стремление к безопасности. Эта дихотомия, по мнению Фромма, является универсальным и неизбежным фактом природы человека, обусловленным экзистенциальными потребностями, а конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни современных людей.

рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живёт индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности то, что фромм называл основными ориентациями характера. Более того, в теории фромма, как и у фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

1.3. Характерология Как уже отмечалось, в результате историко-социологического исследования Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей человека и социального контекста, в котором он живет. Фромм разделил их на два больших класса: неплодотворные (нездоровые) и плодотворные (здоровые) типы.

к категории неплодотворных он отнес рецептивный, эксплуатирующий, стяжательский (или накапливающий) и рыночный характер. Категорию плодотворных представляет тип идеального психического здоровья - плодотворная личность.

фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку неплодотворные и плодотворные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у данного индивида. [17.]

В рамках настоящей работы представляется целесообразным остановится более подробно на двух последних типах: рыночном и плодотворном.

1.4. особенности современных общественных отношений

Основной характеристикой, сформировавшегося ко второй половине XX века, общества является невиданная ранее свобода от жёстких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений. Но, как показал это в своих работах Фромм, подобная ситуация потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. “Структура современного общества воздействует на человека одновременно в двух направлениях: он все более независим, уверен в себе, критичен, но и все более одинок, изолирован и запуган. Чувства изоляции и беспомощности еще более усиливаются новым характером человеческих взаимоотношений. Конкретные связи одного индивида с другим утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где человек используется как средство. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка”. [16.]

Т. о., современный человек оказался перед выбором между свободой и безопасностью. Но большинство людей еще не готовы взять на себя ответственность за свободный выбор, поэтому большинство из них останавливает свой выбор на чувстве безопасности, прибегая к различным методам избежания предоставляемой им свободы. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы убежать от свободы.

1.5. Механизмы бегства первый из них авторитаризм, определяемый как тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным “я”. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же человека обычно присутствуют обе тенденции.