Смекни!
smekni.com

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности в условиях изменяющегося общества (стр. 1 из 12)

Министерство образования РФ

Ростовский государственный университет

Факультет психологии

Курсовая работа На тему:

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности

в условиях изменяющегося общества

Проверил:

Старший преподаватель

Каф. Психологии развития

Фадеев В. И.

Выполнил:

Студент 3-его курса ОЗО

Факультета психологии РГУ

Большанин Алексей

Ростов-на-Дону

2002.


Оглавление

Введение 4

Глава 1. Персонология Э. Фромма 7

1.1. Взгляд на природу человека 7

1.2. Мотивация 8

1.3. Характерология 10

1.4. особенности современных общественных

отношений 10

1.5. Механизмы бегства 11

1.6. Автаматизирующий конформизм 12

1.7. Понятия здоровая и невротическая личность 12

1.8. Взгляд на природу человека. Понятия плодотворная личность и здоровое общество 13

1.8.1. Плодотворная личность 13

1.8.2. Воля, совесть и ответственность 14

1.8.3.Свобода и здоровое общество 16

Глава 2. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона 18

Глава 3. Экзистенциальный анализ В. Франкла 22

3.1. Учение о стремлении к смыслу 22

3.2. Учение о смысле 23

3.3. Представления о ценностях 24

3.4. Понятие сверх смысла 25

3.5. Представления об индивидуальности 26

3.6. Учение о свободе воли 27

Резюме 30

Глава 4. Феноменологический подход К. Роджерса 32

4.1. Взгляд на природу человека 32

4.2. Мотивация 34

4.2.1. Организмический оценочный процесс 35

4.2.2. Тенденция самоактуализации 35

4.3. Полноценно функционирующий человек 35

4.4. Условия полноценного развития личности 36

4.4.1. Потребность в позитивном внимании 37

4.4.2. Обусловленное позитивное внимание. Условия ценности 37

4.4.3. Безусловное позитивное внимание 37

4.5. Личность и общество в персонологии Роджерса 38

Глава 5. Гуманистическая теория личности А. Маслоу 39

5.1. Взгляд на природу человека 39

5.2. Мотивация 40

5.3. Теория самоактуализации 41

5.4. Пиковые переживания 42

5.5. Представления о ценностях 43

5.6. Психологическая утопия: Эупсихея 44

Заключение 46

литература


Введение

Экзистенциальное и, во многом с ним схожее, гуманистическое направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в., представляя собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравший в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), “философия жизни” (Ницше), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю), философская онтология (Шелер), психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер).

Изначально экзистенциальная школа психологии была представлена такими именами, как Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др. В то же время очень многие европейские психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. После Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры, так называемой, третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло Мэй, Джеймс Бюджентал, И.Ялом и др. Не является исключением, в этом смысле, и гуманистическая психология (Маслоу, Олпорт, Роджерс, Келли и др.).

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. Бюджентал предпочитают не разделять эти два направления, а говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их не тождественность, но и принципиальную общность, которая состоит, прежде всего, в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека?.. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самобытным, делая его самого бытием. Это основные вопросы, которые ставят оба эти направления, и таковы основные их положения.

Утверждая уникальность и самобытность каждой личности, подчеркивая ее индивидуальность, практически все персонологи гуманистической ориентации отмечают, что при всей этой ее уникальности и самобытности, личность нельзя рассматривать в отрыве от конкретного ее социального окружения. Практически все они, в большей или меньшей степени, признают значимость влияния общества не только на формирование и развитие личности, но и на дальнейшее ее функционирование в этом самом обществе. Очевидно, что, в этой связи, Экзистенциально-гуманистическое направление психологии теснейшим образом связано не только с социальной психологией, но и с социологией, культ урологией, историей и др.

Именно эти проблемы: Формирования, развития и функционирования личности в условиях изменяющегося общества, мне хотелось бы рассмотреть в настоящей работе, проанализировав и, по возможности, сопоставив основные положения некоторых, на мой взгляд, наиболее ярких, представителей экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Я думаю, не ошибусь, относя к таковым Эриха Фромма, Виктора Франкла, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Включение же в ряд рассматриваемых авторов Эрика Эриксона, несмотря на то, что он является ярчайшим психоаналитиком-неофрейдистом, обусловлено тем, что его теория идентичности, в некоторых своих положениях, тесно коррелирует с теориями выше указанных персонологов.

А прибегать к западным теориям личности приходится по той простой причине, что в советской психологии, проблемам бытия личности и общества, практически не уделялось ни какого внимания, поскольку проблем у советского человека не было, особенно психологических. Сегодня же, когда авторитарный режим сменился в нашей стране формальной демократией, когда, с каждым годом, увеличивается стратификационная дифференцированность нашего общества, к, безусловно, имевшимся и ранее, проблемам абсолютной деперсонализации и, связанного с этим, конформизма, у россиян актуализировались и проблемы, Возникшие у европейцев и американцев в послевоенную эпоху: проблема идентичности, утрата смысла жизни и т. д. А, учитывая тот факт, что по последним прогнозам современных социологов, политологов, экономистов, культурологов и др., Россия имеет шанс миновать в своем развитии стадию индустриального общества, на которой и возникали эти проблемы, и сделать скачок из, процветающего у нас ныне, дикого капитализма в стадию постиндустриального общества, то не сложно себе представить, проблемы какого рода и в каких масштабах обрушатся на большинство наших соотечественников уже в ближайшие годы.

Несмотря на то, что все, рассматриваемые в данной работе, теории были разработаны западными учеными, и поднятые в них проблемы личности были актуальны в условиях изменившегося западного общества послевоенной Европы и Америки, они, соответствующим образом скорректированные и адаптированные, могут быть с успехом применены и для поиска разрешения проблем, возникающих у людей в условиях современного Российского общества.

Цель:

Выявление и обобщение факторов, влияющих на формирование и развитие личности в условиях изменяющегося общества, в теориях экзистенциально-гуманистического направления в психологии личности.

Задачи:

1. Описание основных положений теорий личности наиболее прогрессивных персонологов экзистенциально-гуманистической ориентации: Эриха Фромма, Виктора Франкла, Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, а также некоторых, близких гуманистическим позициям, положений эпигенетической теории психосоциального развития личности Эрика Эриксона.

2. Выявление противоречивых и наиболее уязвимых положений в рамках рассматриваемых теорий, а также основных противоречий в воззрениях представленных здесь персонологов.

3. Сопоставление и обобщение идентичных или близких друг другу положений в рассматриваемых теориях личности.


Глава 1.

Персонология Э. Фромма

в отличие от большинства ведущих персонологов, фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. Затем он продолжил своё образование в берлинском психоаналитическом институте. И только эмигрировав в Соединенные штаты Фромм начал вести частную практику в Нью-Йорке. Фромма по праву считают не только выдающимся психоаналитиком, но и одним из величайших философов и социологов XX века.

В его работах видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

В своих работах фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Благодаря этому, Фромм вошел в историю психологии как родоначальник неофрейдизма. Сам же Фромм относил свою теорию к гуманистическому направлению, о чем не однократно говорил в своих работах.

1.1. Взгляд на природу человека Гуманистическая направленность Фромма четко прослеживается, прежде всего, в его представлениях о природе человека. Излагая свою теорию личности, он подчеркивал свое несогласие с теми теориями, которые отрицают роль человеческого фактора в динамике общественного развития. Это относится не только к социологическим теориям, которые прямо стремятся убрать из социологии любые психологические проблемы, как у Дюркгейма и его школы, но и к тем, которые так или иначе связаны с бихевиористской психологией. Общей ошибкой всех этих теорий, по его мнению, является убеждение, что у человеческой натуры нет своей динамики, что психические изменения можно объяснить лишь как развитие новых «привычек», возникающих в процессе адаптации к изменившимся условиям. “Эти теории, якобы признающие психологический фактор, сводят его до уровня простого отражения определенных стандартов поведения в данном, определенном обществе. Лишь динамическая психология, основы которой были заложены Фрейдом, может помочь нам на деле понять человеческий фактор, а не только признать его на словах”. [16.]