Смекни!
smekni.com

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности в условиях изменяющегося общества (стр. 5 из 12)

Центральным для эриксоновой теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим эриксон понимает следующее: 1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Вторым важнейшим положением теории развития Эриксона является его учение об идентичности. Оно также основано и является продолжением представлений об идентичности Фрейда. Согласно этому учению, развивающаяся личность постоянно испытывает потребность в принадлежности к какому-либо социальному образованию: Национальность, семья, различные неформальные общности и т. д. Однако, если Фрейда интересовало только влияние родителей на становление личности ребенка, то эриксон особо подчёркивал культурные и исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Основываясь на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, Эриксон убедительно показал: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей. Другими словами, согласно теории Эриксона, основной детерминант ой формирования и развития личности является влияние непосредственного социального окружения. Более того, важную роль при этом играет культурно-исторический контекст, в котором данное социальное образование сформировалось. А это полностью соответствует и подтверждает аналогичные утверждения Фромма. [22.]

Объединяя эти два понятия, Эриксон говорил не просто о развитии эго, а о развитии эго-идентичности, уделяя особое внимание при этом ее развитию в подростковом возрасте.

Эриксон, больше чем какой-либо другой персонолог, придавал значение эго-идентичности, как центральной психосоциальной проблеме, с которой сталкиваются подростки в современном западном обществе.

с его точки зрения, двумя основными вопросами, встающими перед современной молодежью, являются: “кто я такой?” и “как я впишусь в мир взрослых?” В культуре с жёсткими социальными нормами, например, в странах ислама, где действует большое количество предписанных социальных и половых ролей, эти проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможностей. Здесь идентичность “даруется” молодежи, и соблюдение status quo просто подразумевается. Современное же западное общество предоставляет своей молодежи гораздо более широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей. В результате, современные подростки более уязвимы в отношении проблем идентичности именно потому, что у них действительно есть выбор.

по предположению Эриксона, западная демократическая система порождает особенно серьёзные проблемы, поскольку демократия требует идентичности в ключе “сделай себя сам”. По этой причине на молодежи лежит значительная ответственность, связанная с осознанием того, кто они есть, и как им найти свою собственную нишу в мире взрослых. Кроме того, Эриксон отмечал, что проблема идентичности юных неизмеримо усложняется и в связи с чрезвычайно быстрыми социальными изменениями, требующими пересмотра основных ценностей и норм. Поэтому у современных подростков не только появилось больше времени для поиска своей идентичности, но и больше альтернатив, из которых можно выбирать.

Здесь взгляды Эриксона вплотную приближаются к гуманистическим позициям, поскольку он однозначно утверждает свободу выбора человеком дальнейшего пути своего развития и его ответственности за этот выбор. Более того, теория Эриксона ставит во главу угла качества эго, т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития, а также стремление человека к самосовершенствованию, реализации своего потенциала, что проявляется, по мнению Эриксона, в непременном и постоянном, на протяжении всей жизни, росте человека, в психосоциальном плане, от одной стадии развития к другой.

Развивая свою теорию, Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго-идентичности (как говорят, на восемь возрастов человека). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося плана личности, который наследуется генетически. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для неё время (критический период), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. [21.]

было бы ошибочным полагать, что все грани поведения людей можно объяснить с позиции теории эриксона. тем не менее, концепция кризиса идентичности представляет собой выдающийся теоретический подход, позволяющий понять множество психологических проблем, особенно подросткового периода. Пытаясь объяснить основные линии психосоциального развития, Эриксон внёс большой и прочный вклад в теорию личности.


Глава 3.

Экзистенциальный анализ В. Франкла

Виктор Эмиль Франкл, в отличие от Фромма и Эриксона, не является последователем психоанализа. Несмотря на то, что он не только состоял членом и Венского психоаналитического общества, и, в течение некоторого времени, членом общества индивидуальной психологии Адлера, но и регулярно печатался в международных изданиях этих обществ, он, все же, не стал психоаналитиком, а стал основателем, так называемой, Третьей Венской психотерапевтической школы. Но такое название его школа получила широкое распространение в психологической литературе, сам же Франкл называл свое направление логотирапия или экзистенциальный анализ.

Основное отличие, не только теории неврозов, но и всей персонологии Франкла от психоаналитических теорий состоит, пожалуй, в том, что она опирается не на основные положения фрейдизма или адлерианства, хотя практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер как явные или неявные оппоненты, а на идеи философоф-экзистенциалистов. Наиболее ярко, в работах Франкла, просматривается влияние Бубера, Шелера, Ясперса и Хайдеггера. По словам самого Франкла, Большое влияние на его мировоззрение оказала философия Достоевского. Несомненно также и влияние на формирование экзистенциалистских взглядов Франкла его личного жизненного опыта, а именно, трехлетнее заключение в концентрационном лагере во время второй мировой войны.

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своем теоретическом здании Франкл выделяет три основные части, учения: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

3.1. Учение о стремлении к смыслу Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, ПО МНЕНИЮ Франкла, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы (невроз безработицы, невроз выходного дня и т. д.). Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. Согласно этому, основной тезис учения о стремлении к смыслу можно сформулировать следующим образом: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

3.2. Учение о смысле жизни основной тезис учения о смысле жизни: жизнь человека не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. “Смысл, о котором идет речь, постоянно меняется как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело”. [14.]

В психологической структуре личности Франкл выделяет особое, “ноэтическое (чисто человеческое) измерение”, в котором локализованы смыслы. Это измерение, как явствует из построенной Франклом чрезвычайно наглядной «димензиональной онтологии», несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и, тем более, биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами. [12.]

Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, Франкл, тем не менее, отвергает некоторые из «философий жизни». Так, “смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта. По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья”. [10.]