Смекни!
smekni.com

Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучению (стр. 3 из 9)

Среди леворуких детей, не имеющих в истории развития неврологических заболеваний и интеллектуальных задержек в развитии, выделяется около 5% детей, леворукость которых также может быть классифицирована как "патологическая".Среди этих детей высок процент речевых нарушений.

В то же время не все леворукие дети имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения, и высказывается предположение, что у них так же, как у детей-амбидекстров, имеющих "смешанную" (mixed) моторную латерализацию, причиной может быть незрелость мозговых механизмов моторной латерализации.

Еще одним доказательством возникновения "патологической леворукости", связанной с повреждением мозга из-за патологии беременности и родов, являются данные о значительном проценте (около 20%) леворуких детей среди близнецов - и однояйцевых, и двуяйцевых. Понятно, что условия внутриутробного развития близнецов менее благоприятны и вероятность патологии в родах выше, а значит, выше вероятность возникновения левшества.

3. Леворукость у близнецов

Исследование близнецов один из методов современной генетики. Однояйцевые близнецы обладают идентичным генотипом, так как развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Двуяйцевые близнецы генетически сходны между собой, как обычные братья и сестры (см. приложение№3). Они имеют в среднем 50% общих генов. Если признак обусловлен генетически, то однояйцевые близнецы должны по этому признаку обнаруживать большее сходство чем двуяйцевые.

Изучение рукости у близнецов показало, что процент совпадения по этому признаку у однояйцевых близнецов не выше, чем у двуяйцевых. У 25% от общего числа пар рукость не совпадает. Другими словами, в каждой четвертой паре один близнец - правша, а второй - левша. Рассмотрим причины, которые могут привести к леворукости у однояйцевых и двуяйцевых близнецов.

Среди них имеется по крайней мере один фактор, увеличивающий вероятность леворукости только у однояйцевых близнецов - феномен зеркального отражения. Один из близнецов может быть левшой, другой - правшой. Отпечаток пальца левой руки одного близнеца соответствует отпечатку пальца правой руки другого близнеца.

Механизм образования зеркальности неизвестен, однако имеются некоторые предположения. В определенный момент начального периода развития зародыш обладает зеркальной симметрией. Если разделение на 2 части, которые разовьются у двух близнецов, произойдет именно в этот период, то один организм будет развиваться из левой половины исходного зародыша, а другой из правой. Таким образом, зеркальное отображение увеличивает количество леворуких только среди однояйцевых пар.

Помимо высокого процента леворуких, для близнецов характерна значительная частота неврологических отклонений, возникающих, по-видимому, из-за стесненности в процессе внутриутробного развития. Возможно, неблагоприятные условия вызывают незначительные повреждения мозга, не влияющие на жизнеспособность ребенка. Предположение о том, что именно минимальные травмы мозга плода могут приводить к леворукости, высказал в 1920 году Хью Гордон, обследовавший 219 пар близнецов. Он обратил внимание на то, что среди леворуких близнецов чаще, чем среди их праворуких братьев и сестер, наблюдаются нарушения речи и интеллекта. Леворукие чаще учатся во вспомогательных школах. Они уступают праворуким и в физическом развитии. Так, Гордон отметил, что леворукие близнецы могут быть много меньше ростом, чем их праворукие пары.

Клинические данные также указывают на возможную связь между ранним повреждением мозга и рукостью. Так, применение одностороннего наркоза амитал-натрием показывает, что у леворуких больных с симптомами внутриутробной травмы мозга речевые центры расположены не в левом полушарии, как у здоровых левшей, а в правом. Можно думать, что повреждение мозга на ранних этапах онтогенеза способствует перемене ведущей руки и речевого полушария. Таким образом, некоторые случаи леворукости можно объяснить ранней патологией.

Интересно, что если верно представление о связи леворукости с патологией, то следует допустить и патологическую праворукость в случаях, когда повреждено правое полушарие, управляющее левой рукой, у естественного левши.

4. Семейная леворукость

Часто встречающаяся семейная леворукость заставила ученых ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости, которая называется нормальной, или генетически закрепленной, не связанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей - левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в 5 раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей.

Еще в двадцатых годах нашего века было доказано, что вероятность обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти цифры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% - если один из родителей левша, и 6,3% - если в семье не было леворукого.

Однако подтверждение возможности влияния генетических факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возможность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практическими, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.


§2. Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа (см. приложение№4). Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу, леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир.

Действительно ли левши «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чем-то превосходить правшей? К сожалению, на этот вопрос ещё нет однозначного ответа. Прежде всего, потому, что леворукое меньшинство еще не очень хорошо изучено, да и предубеждение против левшества не изжито. Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой левша вынужден жить, а значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: сохраняются сторонники двух крайних взглядов.

Первые все-таки считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность.

Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребенка.

Когда речь идет о значительном проценте левшей среди взрослых и детей с нарушениями психического здоровья, стоит, наверное, учесть постоянно действующий декстра-стресс. Постоянное ощущение себя «не таким как все», неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно – задача не из легких. К этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье-то раздражение... И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдет, а значит, есть ограничения в выборе профессии и еще какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых левша избежать не может.

Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации. Дети-левши с нарушениями в раннем развитии и минимальными мозговыми дисфункциями представляют в этом случае особую группу риска.

Необходимо понимать, что наибольший отрицательный эффект имеют те микрострессы, над которыми человек не имеет никакого контроля, т.е. в тех случаях, когда он не способен изменить ситуацию. С этой точки зрения микрострессы, с которыми постоянно сталкиваются левши (даже если не брать такие крайние варианты отрицательного воздействия среды, как переучивание), как раз и есть те ситуации, над которыми левши не властны.

В таких случаях важно выяснить, возникают ли нарушения психического здоровья оттого, что левши просто к этому более расположены, менее адаптивны, более чувствительны, или оттого, что существование левшей в праворукой среде неизбежно создает условия для стрессов, нарушений адаптации, приводящих к срыву здоровья. Разделить влияние этих факторов практически невозможно, и скорее всего имеет место и первое, и второе.