Смекни!
smekni.com

Методические основы изучения читательского интереса учащихся… (стр. 2 из 7)

Система объяснительного чтения, направлена на толкование отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала у школьников интереса к чтению. К концу 19 века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением, подобная той, какую мы переживаем сегодня.

Как Россия вышла из кризиса чтения?

Выход из неё наметился к началу 20 века, когда на помощь школе пришла теория творческого чтения, на основе которой разрабатывалась методология и соответствующая методическая система. Идея творческого чтения нашла теоретическое обоснование в трудах российских учёных Н.А.Рубакина, Л.С. Выгосткого, А.А. Потебни.

Интерес к этой проблемы проявили и философы. В 1916 году вышла в свет книга Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в которой косвенно были затронуты и вопросы творческого чтения.

Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С.И. Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась – «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизнь целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Среди них – устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация, сочинение – размышление, творческий пересказ, читательский дневник.

В школьной педагогике система чтения выразилась в опыте учителя – словесника 30 – 40 –х годов М.А. Рыбниковой .В 60-80-е годы создают свои работы профессионалы : И.Н. Тимофеева, Л.А. Виролайнен, О.Ф. Хузе, Л.И. Беленькая.

Творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации. На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение – это жизнь произведения в сознании читающего человека»- писал А.М. Левидов.

1.3. Технология формирования правильного типа читательской деятельности в Образовательной системе «Школа-2100»

С 2000 года в нашей школе осуществляются программы Образовательной системы «Школа-2100», которая опирается на развивающую парадигму, также обозначаемую как «вариативную», «гуманистическую» и «личностно-ориентированную». Именно эта парадигма отражена в методологических принципах российского образования, вошедших в текст Закона РФ «Об образовании». Авторами сформулированы принципы обучения Образовательной системы «Школа-2100»:

1. Личностно ориентированные принципы:

· Принцип адаптивности («Стремиться, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды» -- Е.А.Ямбург. Школа для всех. Адаптивная модель.- М., 1996)

· Принципа развития («Человеческая личность в процессе воспитания должна быть не орудием для посторонних целей, но самоцелью»- П.П.Блонский)

· Принцип психологической комфортности («Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит»- Б.Слуцкий)

2. Культурно ориентированные принципы:

· Принцип образа мира («Предмет познания ребёнка – вся окружающая его действительность как нечто целое»- П.П.Блонский )

· Принцип целостности содержания образования (интегрирование курсов и предметов)

· Принцип систематичности (преемственность на разных ступенях обучения)

· Принцип смыслового отношения к миру (Не мир вокруг меня, а мир, частью которого я являюсь)

· Принцип ориентировочной функции знаний (Учитель должен вести учеников к знаниям, «расставляя по дороге приманки для воображения, а не рассказывать им, что есть там, куда они должны идти»(Л.Н.Толстой))

3. Деятельностно ориентированные принципы:

· Принцип обучения деятельности (формирование умений самостоятельно ставить цель и организовывать свою деятельность для её достижения)

· Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

· Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

· Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие (особенно актуален такой подход для обучения языку).

Креативный принцип (переход в образовании от схем «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» к схемам «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую – и делаю») Освоение в комплексе всех принципов обучения по Образовательной системе «Школа-2100», овладение ими на технологичном уровне, является главной задачей педагогического коллектива школы. Эксперты Российской академии образования считают, что авторскому коллективу «Школа-2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Здесь стоит процитировать экспертные заключения Российской Академии образования, представленные в 2005-2006 годах. «С помощью литературы (в учебнике 7 класса) формируется целостное представление ребенка о мире и о своем месте в этом мире, что, несомненно, способствует его успешной социальной адаптации. Книга приобщает учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям, прививает культуру общения и толерантность.... В отборе текстов можно отметить разнообразие жанров, богатство авторских имен, большой воспитательный потенциал» (7 класс). Практически все рецензенты отмечают обширные воспитательные возможности, которые можно реализовать, работая по вышеназванным учебникам, их возрастосообразность и учет психологических закономерностей восприятия материала детьми данной возрастной группы, а также нацеленность всех отобранных произведений на формирование уважительного отношения между людьми, умения преодолевать сложности общения, в том числе с друзьями и родителями. Мнение рецензентов подтверждают и отзывы учителей-практиков, участвовавших в крупномасштабном государственном эксперименте по модернизации российского образования, проводимом в 2000-2004 годах.

В Образовательной системе «Школа-2100» в программе «Чтение и литература» в 1-6 классах реализуется идея именно литературного чтения. К сожалению, на уроках в начальной школе часто встречаются примеры именно объяснительного чтения, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «пережёвыванию» давно понятого детьми и топтанию на месте. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Даже если ребёнок любит читать, его развитие как читателя происходит не благодаря урокам чтения, а вопреки им.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены ещё М.А.Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих пор не освоены школой до конца. Большой вклад в разработку проблемы внесла профессор Н.Н.Светловская.

Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа-2100» Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова творчески переработали эти подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой. В технологии формирования типа правильной читательской деятельности комментированное чтение и диалог с автором через текст заявлены в качестве основных приёмов обучения.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Уже к концу первого класса ребёнок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

При формировании способности вести диалог с автором при чтении, в ходе совместного чтения текста учителя с детьми, авторы технологии формирования типа правильной читательской деятельности рекомендуют:

1. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

( на уроке по сказке Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», 6 класс при работе с текстом)

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке…(в скрытой форме автор задаёт вопрос: а что там может быть?)

И вот в первой же трубочке я нашёл орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю).

В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов – предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.