Смекни!
smekni.com

Методические основы изучения читательского интереса учащихся… (стр. 3 из 7)

2. Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.

3. Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной скрытой форме. Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу чтения.

4. Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы разработали систему специальных сигналов для текстов, предназначенных для самостоятельного изучения.

Приём комментированного чтения также подробно описан авторами технологии. Происходит он во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию, делает её более яркой и эстетичной. Он ни в коем случае не должен превращаться в беседу. Хочу привести пример такого комментирования на уроке при изучении рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»:

Прихрамывая, они спускались к речке (путь явно был долгим и трудным), и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи (зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, его силы на пределе). Они устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений (терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремням. Каждый из них нёс ружьё.

-Хорош бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один.( Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.)

Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил. (Почему именно так: «вяло, без всякого выражения, равнодушно, ничего ему не ответил»? Значит, силы героев уже …- учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.)

Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа-2100» включают рабочие тетради по литературе, в которой задания к уроку располагаются в логике формирования типа правильной читательской деятельности. Принцип минимакса, реализуемый во всех учебниках и тетрадях «Школы-2100», даёт возможность учителю и ученику избежать перегрузок и определить оптимальный объём выполняемых заданий с учётом пожеланий ученика.

Таким образом, в настоящий момент имеется достаточное научно-методическое обеспечение для работы по формированию и развитию читательского интереса в массовой школе, которое может помочь в организации практической деятельности учителя в классе.

Глава II. Опыт работы по формированию и развитию читательского интереса учащихся на уроках литературы в МОУ Матвеево-Курганской средней общеобразовательной школе №1.

2.1. Применение технологии формирования правильного типа читательской деятельности на уроках литературы в 5-6 классах.

Программа по литературе Р.Н. и Е.В. Бунеевых призвана «поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать» (Программа по литературе Р.Н. и Е.В. Бунеевых в сборнике «Образовательная система «Школа-2100». – М., Баласс, 2004, с 334). В 5 - 6 классах выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово-тематическому принципу. В соответствии с программой произведения изучаются текстуально или обзорно. Текстуальное изучение предполагает, помимо общего осмысления содержания произведения, анализ текста, наблюдение над художественной формой произведения, а также обращение к заданиям «Тетради по литературе».

Я считаю, что в общении читателя с автором произведения нужно оставить место действию личного элемента, оживить интерес учащихся своим собственным интересом и взглядами, делиться с ними любовью к тем произведениям, о которых ведут речь на занятиях. Предложить читателю мысленно представить себя в тех обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель. Перенаправить свое внимание с текста на «обратную связь» - на мысли, чувства, образы, вопросы, которые возникают в сознании читателя, из них исходят, на них опираются, от них проводят цепочку связи с произведением. Возбуждение интереса искать в наличном круге детских представлений, который органично соединяется с идеями и конкретностью произведения. При этом разговор то устремляется в глубину текста, то выныривает наружу, к жизненным реалиям и опыту самих детей. Этот метод активно формирует аналоговое и ассоциативное мышление, способность к идентификации – необходимые качества для полноценного восприятия художественной литературы. Прослеживая вместе с читателями судьбы героев, учитель показывает, что жизнь человека никогда не бывает беспроблемной. На примерах персонажей подготовить ребенка к преодолению трудностей, помочь выстоять нравственно в любой ситуации, оставаясь при этом человеком.

Я часто спрашиваю себя: почему не все люди любят стихи? Почему их любят все дети дошкольного возраста, с удовольствием слушают, повторяют и быстро запоминают наизусть, еще не научившись читать? Почему в школьные годы эта любовь нередко угасает, ведь поэзия как вид искусства включает в себя элементы и живописи, и музыки. Если учащиеся не видят картины того, что изброжено в стихотворении, оно теряет для них половину своей красоты; если они не слышат музыки стиха, то стихотворение теряет вторую половину своей красоты и не вызывает в них душевного отклика, особенно если это картина природы.

Авторы программы и учебника в 5-6 классах используют лирические стихотворения в качестве «эмоциональной заставки» к теме, разделу или для углубления читательских эмоций при работе с произведением, что не предполагает привычного анализа стихотворения. Главное для детей этого возраста – научиться эмоционально «проживать» прочитанное и выражать свои эмоции. Начиная в 5 классе изучение особенностей стихотворного текста, я подбираю стихи с четким, равномерным ритмом и с точной звучной рифмой. Легче воспринимаются учащимися те стихи, в которых стихотворная строка соответствует законченному предложению либо его смысловой части.

На уроке «От чего захватывает дух» при изучении стихотворения И.С.Гумилёва из цикла «Капитаны» до его чтения учащимся предлагается вспомнить: случалось ли им переносить такое состояние, когда «захватывало дух», и каковы были причины этого. В этот момент развивается антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать. А потом, переходя к чтению стихотворения, спрашивали о том, каким они представляют себе характер автора этого произведения и от чего у этого человека «захватывало дух». После анализа стихотворения учащиеся словами рисуют те картины, которые у них возникли.

Дома учащиеся читают стихотворение из цикла «Капитаны» или другие, от которых у них «захватывает дух». Предлагаю попробовать написать собственные стихи. Вот некоторые из них:

Трудно быть капитаном

Знаю я наверняка,

Потому что в классе

Капитан – это я.

Алёна Г.

Тема дружбы для учащихся 5 классов очень важна, поэтому, до работы с главой «План компании» (А. Дюма «Три мушкетёра»), ребята делятся своими рассуждениями о дружбе: «Дружба - это доверие, преданность, верность, умение хранить тайны и помогать в трудную минуту (Вика П.)

Дружба - великая сила,

Помни об этом всегда,

Когда уезжаю из дома,

Грустно мне иногда.

Лиза А.

В течение урока находим доказательства этих слов в произведении. Дома учащиеся должны устно ответить на вопросы: «Интересно ли читать роман А.Дюма «Три мушкетёра? Чему он учит сегодня?» На следующем уроке ребята обмениваются впечатлениями о романе: «Три мушкетёра»- книга о законах чести, о дружбе и верности» (Настя В). «Особый интерес её в том, что и сегодня она учит быть надёжными и преданными, принимать решение и хранить благородство» (Дима Ш). При написании сочинения в форме эссе помогает статья Н. Долининой «Честь и достоинство» и материалы тетради на печатной основе, где уже есть план, который они могут использовать в качестве образца (при желании ребята делают рисунки к роману). Я считаю большим плюсом учебников Образовательной системы «Школы-2100» то обстоятельство, что уже в 5-ом классе приведены отрывки из работ литературоведов, критиков, других писателей о произведениях, а также мнения ребят их возраста. Это помогает ребёнку в формулировании своей точки зрения. К тому же все отрывки очень интересны по стилю и содержанию. В слабоуспевающих классах стараюсь организовать обсуждение приведённых отрывков литературоведческих работ, обращаю внимание на способы выражения мысли авторами-литературоведами.

Работая над разделом «Открывая мир вокруг…» помню, что основная его задача – научить детей с помощью книги вглядываться в себя, анализировать собственные поступки. Приступая к изучению 19 главы, учащиеся читают фрагмент из письма тёти Лены (учебник литературы «Год после детства» Р.Н. и Е.В.Бунеевых, 6 кл.), а затем отвечают на вопросы и задания учебника. Сообщаю некоторые сведения о Крымской войне и о том периоде жизни Л.Н.Толстого, который был связан с созданием «Севастопольских рассказов»; работаем с тетрадью на печатной основе, выяснял отношение писателя к войне еще с детских лет. Таким образом проходит процесс антиципации (1 этап).

При анализе (2 этап) рассказа «Севастополь в декабре месяце» предлагают ребятам следующие вопросы и задания: