Смекни!
smekni.com

Методические основы изучения читательского интереса учащихся… (стр. 4 из 7)

1. Из каких картин складывается панорама обороны Севастополя? Где мы побывали вместе с автором на протяжении рассказа?

2. Как ведут себя люди в осажденном городе? Что поражает рассказчика в их поведении?

3. Выберите из рассказа фразы, особенно ярко говорящие о величии духа и нравственной силе русского солдата. Какие главные черты русского народа увидел рассказчик в лицах солдат, в их поведении?

Идёт работа с тестом. Ученики зачитывают: «Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком. Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему своё сочувствие и удивление». «Вглядитесь в лица, в осанки и в движение этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».

4. Можно ли считать этот рассказ анализом собственных переживаний автора? Выберите из текста фразы, говорящие о состоянии его души. Как вы думаете, с какой целью писатель так подробно описывает свои чувства?

Ребята находят: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…». «Я говорю: «робко спрашиваете», потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенёс их». «Но вид чистого неба, блестящего солнца, красивого города, отворённой церкви и движущегося по разным направлениям военного люда скоро приведёт ваш дух в нормальное состояние легкомыслия, маленьких забот и увлечения одним настоящим…». «Со свистом и визгом разлетается потом осколки, зашуршат в воздухе камни, и забрызгает вас грязью. При этих звуках вы испытываете странное чувство наслаждения и вместе страха. В ту минуту, как снаряд, вы знаете, летит на вас, вам непременно придет в голову, что снаряд этот убьёт вас.

5. Почему на протяжении рассказа вместо «я» Л.Н. Толстой говорит «вы»? Где мы уже встречались с подобным примером? Чему учит писатель своих читателей? «Толстой делает читателей участникам событий» (Рома Д.). «Писатель учит их поведению на войне, общению с ранеными, с солдатами. Учит любви и уважению к солдату» (Яна Г.).

В заключении ребята делают вывод, что Л.И. Толстой заставил нас задуматься о том мире, который вокруг нас, и о том, что надо стать лучше, чем мы есть. Надо стать лучше, нравственно чище, чем мы есть, - такую задачу ставит писатель перед собой и читателем.

Дома шестиклассники выполняют задание в рабочей тетради, учитывая принцип минимакса, сильные учащиеся по желанию выполняют все задания, а остальные задание № 2: знакомятся с определениями, которые даёт писатель понятиям война, храбрость, и дают свои. Учитель предварительно сообщает норму оценивания, а ученик сам выбирает, какое задание на какую оценку он может выполнить.

Важную роль в учебном процессе играет мотивация. В своей работе я опираюсь на мотивы успешности, на возникающее у ученика ощущение движения вперёд. Дети должны сами осознавать, для чего им тот или иной материал. Поэтому особое внимание уделяю организации самостоятельной работы и выполнению творческих заданий. Считаю, что в организации самостоятельной деятельности учеников важны алгоритмы и блоковая подача материала, которые предусматривают действия по определённому образцу для решения творческих и нестандартных задач. Творчество начинается тогда, когда ребёнок четко представляет, что ему делать и в какой последовательности, а потому легко может ставить и решать иные задачи. При выполнении ряда заданий дети получают возможность выбора. Это настраивает учащихся на осознанное восприятие материала, формирует самостоятельность, уверенность в себе, ответственность. Однако помимо творческих заданий на каждом уроке ребята выполняют различные логические операции: анализ, синтез, сравнение, построение выводов. Стараюсь активизировать различные типы памяти: зрительную, слуховую, моторную.

С целью развития письменной речи ребятам предлагаю выполнить разнообразные творческие работы, в том числе сочинения разных жанров: эссе, отзывы, рецензии, собственные произведения. Система работы прослеживается в рабочих тетрадях по литературе на печатной основе, она ведется поэтапно. В пятом классе ребята (на основе одного произведения или нескольких) учатся формулировать тему, определять главную мысль, доказывая цитатами; составляют план сочинения свои или, используя предложенный, собирают материал даже характеристики героев; сопоставляют их; сочиняют детективы. Шестиклассники составляют аннотацию на книгу, прочитанную летом, басни, стихи, рассказы, учатся подбирать эпиграф и собирать текстовый материал, «украшать» свою работу подробными или детальными пейзажа, интерьера. После изучения повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», ребята создали свои страны. «Динотопия» (у Алексея) - страна на южном континенте, где люди и динозавры живут вместе, не воюя друг с другом, а помогая осваиваться в этом мире. Живут они в очень красивом месте. Дома их каменные, заплетенные диким виноградом и плещем, повсюду растут папоротники и дикие орхидеи. Деревья стоят, такие величественны, могучие. Сквозь кроны пробивается ласковые солнышко, которое своими лучами прогревает огромное дерево. Этот удивительный мир не встретишь нигде. Здесь нет войн и разрушений. Здесь живут в мире, любви и взаимопонимании. Здесь сильные защищают слабых, уважают старших, любят природу и охраняют ее. Динотопия - это сказка и рай для людей и животных. И не важно, какой ты, большой или маленький, слабый или сильный.

Здесь я рассмотрела далеко не все применяемые мною приёмы и формы работы, способствующей развитию читательского интереса. Этот перечень должен быть поистине бесконечен, ибо каждый урок литературы – урок совместного творчества учителя и учеников, урок духовности и человеколюбия.

2.2. Развитие читательского интереса на внеклассных мероприятиях.

В моей учительской практике значительное внимание уделяется организации чтения внеклассных художественных произведений, приемам, пробуждающим интерес к чтению, осмыслению художественных произведений на основе целостного их восприятия. Как важное средство постижения текстов использую чтение наизусть и в лицах, организую ученические литературоведческие исследования. С целью развития письменной речи провожу разнообразные творческие работы, в том числе сочинения различных жанров. На уроках учащиеся сами ставят вопросы для обсуждения. Использую разнообразные организационные формы обучения: уроки различных видов, учебные экскурсии, интегрированные уроки, зачеты, тесты. Также провожу уроки, в основе которых лежит дидактическая игра, например, ученикам предлагается стать иллюстраторами книг или литературными критиками.

Начиная с пятого класса, мои учащиеся ведут читательский дневник. Такая форма работы даёт возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, литературным развитием. В 5—6 классах — это чаще всего красочно оформленные тетради, в которых основное место занимают аннотации к прочитанным книгам, составленные учениками. В первые уроки четверти провожу отчёты о прочитанных книгах, причём ученики по желанию могут выступать перед классом с рассказом о прочитанной книге или просто сдать мне дневник.

Во время изучения литературы донского края в пятом классе мы знакомились сборником сказок «Бисеринка» А. Скрипова и «Сказками Тихого Дона» П. Лебеденко. Мною был проведен казачий фольклорный час «Здравствуй, сказка донская». На нем ребята совершили путешествие по донским сказкам, отвечали на вопросы, составляли словесные иллюстрации портретов героев, инсценировали отдельные эпизоды сказок. Исполняли народные казачьи песни и танцы, знакомились с предметами казачьего быта, цветами и травами донской степи.

Одним из новых интересных подходов к развитию читательского интереса у учащихся может стать презентация книги, подготовленная с использованием мультимедийных технологий. Сегодня такие технологии я используют как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При этом акцент делают на развитие познавательной самостоятельности школьников, на решение проблемных задач и выполнение поисковых заданий и текстов. Например, после изучения сказок А. С. Пушкина (5 класс) провела викторину «Что за прелесть эти сказки!» с использованием мультимедийных технологий: по иллюстрации на экране надо узнать сказку; прочтя отрывок из произведения, определить героя; дать полное название сказки по ее началу; вставить пропущенные слова в отрывки стихотворных строк. С большим интересом учащиеся пятых классов выполняют задания в форме теста, кроссворда или игры «Да, Нет».

Библиотека для моих учеников – не просто название. Двенадцать учащихся моего класса активно участвуют в работе кружка «Юный библиотекарь» при нашей школе. Они являются моей лекторской группой, помогают в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Сотрудничество с районной детской библиотекой осуществляется благодаря маме Ильи Ревенко – Ольге Алексеевне, которая там работает. Дети с удовольствием посещают библиотечные уроки и другие мероприятия.

2.3. Работа с родителями по проблеме семейного чтения

Моими союзниками в развитии детей, в формировании их читательских интересов всегда выступают родители. Даже в тех семьях, где сами родители признаются в том, что почти не читают художественную литературу, отзываются на мои просьбы о совместной работе. Обычно большинство родителей охотно принимают участие во внеклассных мероприятиях, хотя бы в качестве зрителей. Обычно такие большие мероприятия я провожу ежегодно весной, в заключение учебного года. Для их подготовки и проведения также привлекаю родительскую общественность. Здесь, конечно, помощников меньше, но они очень активны.