Смекни!
smekni.com

Методические основы изучения читательского интереса учащихся… (стр. 5 из 7)

На родительском собрании (в год семьи) в пятом классе познакомила родителей со статьей Т.В.Степичевой «Семейное чтение. Зачем?». Автор ведет заочную беседу с родителями. «Есть ли в вашей семье семейное чтение?» Этот вопрос я задала родителям. Из шестнадцати присутствовавших двенадцать из них ответили положительно. Но когда я спросила: «Читаете ли вы вслух?», «Как часто вы это делаете?». Обсуждаете ли прочитанное? Только пятеро сказали: «Да». Тогда я подробно рассказала о том, как в девятнадцатом веке читали вслух в салонах, литературных кружках, в семейном кругу. Один из родителей спросили: «А зачем читать вслух в век телевидения и компьютерной технологии?» Автор статьи дает ответ:

«Чтение вслух - занятие непростое, требующего творческого подхода. Оно дает возможность творчества и выбора. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действие неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей, оно источник вашего вдохновения». Чтение вслух - это радость от любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому самого себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение. В конце родительского собрания я предложила родителям и детям написать сообщения на следующие темы:

· «Книги, которые мы читаем»;

· «Читаем ли мы семейно вслух»;

· «Роль книги в нашей семье»;

· «Моя первая книжка».

Из работ я узнала, что у всех учащихся моего класса дома есть небольшие библиотеки; книги в их жизни играют определенную роль, а вот вслух читают и обсуждаю т прочитанное в некоторых семьях. Лучшие работы зачитали на семейном литературном празднике «Мама, папа, я – читающая семья». В нём приняли участие дети и их родители. Все с интересом принимали, участвовали в различных конкурсах. Так, во время конкурса «Книги из моего детства» родители делились своими воспоминаниями о книгах, которые они читали в детстве. «Конкурс подсказок» понравился всем участникам и зрителям. Учащиеся получали конверты, в которых находились тексты известных всем стихотворений, и, после короткой подготовки, при помощи мимики, жестов передавали содержание стихотворений своей команде, которая должна угадать название и автора отрывков. Команды придумывали новый конец известной всем сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» во время конкурса «Не любо – не слушай, а врач не мешай».

Были конкурсы и для болельщиков:

· подобрать рифму к словам в течение одной минуты;

· назвать литературного героя по словесному портрету;

· конкурс иллюстраций;

· блиц – аукцион. Прослушав характеристику и описание поступков героя, назвать его.

Я стремлюсь осуществлять интеграцию со школьными предметами, например, с русским языком на конкурсе «Книжный аукцион», где участники вспоминали произведения, в названиях которые есть числительные.

Домашним заданием была презентация «Моя домашняя библиотека». Участники рассказывали о книгах, которые читают в их семьях. Оказалось, что в нашей школе эта традиция ещё жива в семьях многих учеников, хотя, конечно, современная жизнь с её бурным ритмом не оставляет многим родителям много времени для этого.

Была на празднике и знакомая учащимся игра «Да – Нет». Она соединена с физкультминуткой, во время ответа «Да» дети хлопают в ладоши, во время ответа «нет» встают.

Чтоб страна была сильна, надо чтобы дружная была! ( Да!)

Чтоб страна была сильна надо…

Ссориться , друзья! (нет!)

Спортом заниматься. (да!)

Вы со мной согласны? (Да!)

Чтоб страна была умна, надо…

Спать до утра! (нет!)

Чтоб в семье читали книгу! (Да!)

Вы со мной согласны? (Да!)

Отвечали и на вопросы викторины, подготовленной командами-соперницами. Закончили праздник словами Достоевского, которые надо помнить всегда: «Когда я вижу… как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь».

2.4. Результативность работы по формированию и развитию читательского интереса.

Для выявления результативности я использую тестирование, мини-сочинения, ответы на проблемные вопросы «Тетради по литературе». Эти методы сочетают в себе как контрольный, так и обучающий элементы. После каждой работы обязательно провожу анализ и работу над ошибками. Часто использую метод взаимопроверки, когда каждый ученик проверяет работу соседа по парте.

Качество знаний по предмету в 5 классе составило 85%, в 6-Б - 73%. Все учащиеся успевают по предмету по результатам 2008-2009 учебного года. В классах моего преподавания я вижу положительную динамику развития интереса детей к чтению. Было проведено анкетирование среди учащихся 5-А, 6-Б и 7-Б классов. В результате выявилось, что 73% читают художественную литературу. Из них регулярно посещают библиотеку 50%. У многих ребят есть домашние библиотеки, которые также являются ресурсами для организации внеклассного чтения.

Заключение.

Современный урок литературы – это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение, нацеленное на создание положительной устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника. В последние годы занимаюсь освоением технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Поделюсь открытиями.

1). Создается психологически комфортная обстановка на уроке для совместного творчества, так организуется весь процесс изучения произведения, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность. Выполнению данной задачи очень способствует благоприятная обстановка на уроке. Я использую музыку, репродукции картин и детские рисунки, ролевые и другие игры, любимые детские книжки и т.п.

2). Как к каждому ученику, так и к коллективу, с которым работаю, использую личностно-ориентированный подход, который включает в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы. С каждым классом путь приобщения к чтению разный, трогает, задевает что-то свое. Вот поэтому мне важен этап первоначального восприятия текста, в процессе которого я получаю ответы на вопросы о том, что значимо именно для этих детей в прочитанной книге. И в зависимости от этого выстраиваю отношения именно с этими детьми. Безусловно, есть общезначимые вещи, которые должны знать и понимать все. Но логика, акценты, проблематика варьируются.

3). Учитель – тоже читатель, только с большим читательским опытом, “старший”. Ученик – читатель начинающий. Если учитель и ученик займут позицию “старшего” и “младшего” читателей, то возникнет резонанс. Как читатель я делюсь с учениками своими сомнениями и трудностями. Поэтому взаимодействие с текстом становится интереснее, а сам текст доступнее. К примеру, я рассказываю, как произошло мое первое знакомство с тем или иным автором, что происходило со мной в процессе общения с книгой, были ли трудности. Разговор по душам приближает к юному читателю фигуру автора и громаду текста. Учу задавать тексту вопросы, что способствует формированию активного восприятия текста.

4). Заметила, что часто на словах “будьте внимательны, это важно” дети отключаются, а после: “этого вам знать не обязательно” – я вижу хоть и удивленные, но заинтересованные глаза. Приходится иметь в виду этот “перевернутый” язык. В самый “хлебный” момент урока я, всячески показывая несущественность сказанного, как бы между делом сообщаю о самом важном, предваряя это словами: “ладно, скажу уж вам, коль вы такие хорошие сегодня”.
5). На уроках постоянно читаю вслух (выразительно и с явным удовольствием). Не всегда то, что изучается в данный момент (да, последовательность нарушается, но любовь – чувство нелогичное). Читаю свои любимые эпизоды, по ходу чтения комментирую и спрашиваю мнение детей.
6). В своей работе руководствуюсь словами В.Г. Белинского: «Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет».

Библиография.

Приложение.

Программа предпрофильного элективного курса «Память-главный герой (литература о Великой Отечественной войне)».

Да ведают потомки православные

Земли родной минувшую судьбу.

А. С. Пушкин

А когда отгрохочет, когда отгорит и

отплачется,

И когда наши кони устанут под нами

скакать,

И когда наши девочки сменят шинели на

платьица,

Не забыть бы тогда, не простить бы и не

потерять.

В. Высоцкий

Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Современная литература о войне обращается к наиболее тяжелым периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу воюющего солдата.

Русская военная проза и лирика второй половины XX века – один из наиболее крупных “блоков” современного литературного процесса. На ее страницах воспитывались многие поколения читателей. К ней обращаются сейчас и ветераны Великой Отечественной войны, и вчерашние школьники, готовящие себя к службе в рядах вооруженных сил страны. Наша литература (разумеется, лучшие книги) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба страны. Жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности.. В послевоенной литературе продолжается осмысление трагических событий войны, правда о войне, которую четверть века пытались вытеснить из литературы, пришла к читателю.