Смекни!
smekni.com

работа (стр. 1 из 5)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Кафедра эстетического воспитания

Курсовая работа

Роль звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа школьной песни на уроках музыки в 7 классе

Студентки 5-го курса 503 группы

Факультета начального образования А.В.Гавриловой

Научный руководитель

Старший преподаватель И.М.Симановская

Минск 2007

Содержание:

Введение......................................................................................................3

1.Теоретические основы исследования

1.1 Особенности звуковой выразительности поэтического текста........................................................................................................................6

1.2 Основы понятия «художественный образ»...................................................................................................................12

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста (подростков)...........................................................................................................16

2. Роль звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа школьной песни на уроках музыки в 7 классе

2.1 Анализ школьно-песенного репертуара программы по музыке для 7класса....................................................................................................................20

2.2 Методы использования звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа песни.......................................................................................................................23

Заключение................................................................................................29

Литература............................................................................................. 30

Приложение...............................................................................................

ВЕДЕНИЕ

Среди многих вопросов, решаемых в процессе обучения пению, в современной музыкальной педагогике актуальной является проблема звуковой выразительности поэтического текста.

Главной задачей исполнителя является донесение до слушателя замысла композитора и поэта, и даже при соблюдении орфоэпических норм, отточенности артикуляции, не создается звуковой образ песни. Узкий подход к поэтическому тексту не позволяет раскрыть в полной мере художественно-выразительные возможности, присущие звуковой стороне поэзии (а именно ее ритмическую организацию, интонационную сторону и звуковой состав). Работа над четкостью произнесения согласных, над выравниванием гласных, обретает слишком большое значение, при этом звукокрасочные оттенки, нюансы образности, заложенные в поэтическом слове, не осознаются и не «озвучиваются» в пении.

Отражение в вокальном произведении «музыки стиха», соотнесенность структур музыкальной и поэтической, анализ текста и музыки, который естественным образом замыкается на рассмотрении «техники перевода» образов поэтических в образы музыкальные, привлекали внимание мно­гих исследователей / Б.В.Асафьев, В.Ф.Одоевский, А.М.Пазовский, М.И.Ройтерштейн, К.Седлачек, А.Сихра, С.Е.Фейнберг, Б.Л.Яворский и другие/.

К.Б.Саркисян подходила к проблеме интерпретирования как материально преобразующей деятельности, в основе которой лежит понимание возможностей, принципов, правил построения данного художественного текста. / 32/

В нашем исследовании мы остановились на работе по данной проблеме с учащимися 7 класса, так как в силу трудностей, связанных с ростом голосового аппарата, работа над вокальными навыками не может принести желаемых результатов, основная нагрузка приходится на интеллектуальную деятельность учащихся, на осмысление и художественное преобразование всех смысловых и звуковыразительных возможностей поэтического текста. В связи с поставленными задачами, в работе мы предлагаем следующую схему освоения поэтического текста с последующим созданием своеобразной партитуры:

· Музыка комментирует поэтическую речь;

· Музыка стремится усилить выразительность поэтического языка;

· Музыка комментируется поэтическим текстом;

• Музыка «соперничает» с поэзией.

Анализ практики работы над школьно-песенным репертуаром на уроках музыки показывает, что основное внимание школьников подчинено раскрытию исполнительских средств только музыкального языка: интонационной выразительности, ритмической, гармонической, ладотональной и пр. Работа над словом часто сводится к выработке дикции, артикуляции, а своеобразие выразительных возможностей поэтического слова, как правило, не раскрывается. Таким образом, тема является актуальной, а ее исследование необходимым.

Цель исследования - теоретически изучить роль звуковой выразительности слова школьной песни в раскрытии художественного образа на уроках музыки.

Для достижения поставленной нами цели, требуется постановка следующих задач:

•Выбрать и обосновать теоретические положения темы исследования;

•Проверить методы использования звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа;

•Рассмотреть значение звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа произведений школьно-песенного репертуара на уроках музыки.

Предметом является изучение методов использования, в хоровом пении звуковой выразительности поэтического языка в раскрытии художественного образа школьной песни на уроках музыки в 7 классе.

Объект исследования - вокально-хоровая деятельность школьников на уроках музыки.

Методы исследования:

· Анализ педагогической, психологической, лингвистической и научно-методической литературы по теме исследования;

· Педагогическое наблюдение за учащимися в процессе певческой дея­тельности.

Практическая значимость работы в следующем: обобщены методы использования звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа песни.


1.Теоретические основы исследования

1.1. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.

ЗВУКОВАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ это особое звуковое строение стиха, способное вызывать определенные впечатления, зависящие от подбора звуков в соединении с ритмом и интонацией речи, обладающей значительными возможностями эмоционального воздействия. /33/

ПОЭЗИЯ - (греч. poiesis) - это искусство образного восприятия действительности в стихотворно-ритмизированной музыкальной речи. (БЭС)

В доисторические времена синкретическое слияние поэзии с музыкой

было единственной формой ее существования, тогда как музыка знала инструментальные формы, связанные с сигнальными функциями или сопровождением танцевальных и прочих движений. Таким образом, не принижая поэзию, можно сказать, что связь с музыкой для нее еще более первоначальна, чем для музыки - связь с поэзией. В сочетании с речевым стихом, задание музыки - не создание общей стихотворной формы текста, а конкретизация его эмоциональных оттенков, раскрытие его лиризма. И существенные отличия поэзии от прозы не могут быть найдены, если не учитывать «музыкальность» поэзии, ее звуковую выразительность, то есть весь комплекс тех черт, которые роднят ее с музыкой и которых не знает проза. Музыкальное начало сильно в поэзии романтизма и символизма, для которого программным было требование П. Верлена - «музыка прежде всего» - тяготение к музыке. Стремление выразить неуловимые эмоциональные оттенки, «без слов душе сказаться» (А.Фет), значение слов дополнить «значением звуков» (М.Лермонтов).

Стихи отличаются от прозы, в первую очередь, своей ритмической организованностью, определенным чередованием акцентированных и не акцентированных, наподобие сильных и слабых долей в музыке. Огромное значение придается звучности стиха, зависящей от подбора различных гласных и согласных, к окраске звонкой и затуманенной. Большую роль играет интонация - мелодика речи, отражающая чувство, настроение. В соединении «мелодии» стиха и его ритма, интонация речи не изображается, а образуется своя звуковая система, обладающая силой эмоционального воздействия / приложение №1, таблица 1.1 /, /41/.

Раскрывая особенность звуковой выразительности поэтического текста, необходимым является изучение двух составляющих данного понятия:

• Ритмической организации;

• Интонационной стороны;

РИТМ — (греч. rhytmos - стройность, выразительность) - общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи, реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме (в этом значении ритм являет­ся частным случаем метра и стихотворного размера).

(БЭС)

Ритм, благодаря своей организующей роли, получил художественно-эстетическое значение, стал неотъемлемым свойством. К области ритма относятся соотношения звуков по длительности, (то есть соотнесение корот-ких и долгих звуков), акценты, цезуры, паузы, темп. А также синтаксис (то есть организация во времени более крупных построений).

Поэтическая речь отличается от прозаической делением на одинаковые отрезки - стихи - с равномерным чередованием ударений, а ударный слог и тяготеющие к нему неударные составляют метрическую единицу - стопу - аналогично такту или мотиву, группе звуков, объединенных одним ударением в музыке. Стих аналогичен музыкальной фразе. Ритм в стихо-торении играет, прежде всего, музыкально-ритмическую роль, повышая звучность и мелодичность музыкальной речи.

Стихи А.С. Пушкина необычайны по своей строфике и ритму. Слова поэтического рефрена можно было изложить в виде двустишия:

Ночной зефир струит эфир.

Шумит, бежит Гвадалквивир.

Но для Пушкина звучание внутренних рифм было в данном случае настолько важно, что он предпочел выбор кратких строк (двух- и одностопный ямб)

Ночной зефир

Струит эфир.