Смекни!
smekni.com

Трасологические экспертизы традиционных следов человека методические рекомендации Барнаул 1990 (стр. 1 из 8)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

ТРАСОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

ТРАДИЦИОННЫХ СЛЕДОВ ЧЕЛОВЕКА

Методические рекомендации

Барнаул 1990

Составители: С.И. Ненашев (кандидат юрид. наук, АГУ),

Ш.Н. Хазиев (кандидат юрид. наук, ВНИИСЭ МЮ СССР)

В настоящих методических рекомендациях показаны предмет, объекты, разрешаемые вопросы, а также особенности подготовки и назначения трасологических экспертиз следов рук, ног (обуви), а также зубов человека. Рекомендации составлены в соответствии с рабочими программами по криминалистике и спецкурсу «Криминалистическая экспертиза», утвержденными 19 декабря 1988 г. по специальности 02.11 «Правоведение» для студентов дневного и заочного отделений. Рекомендованы к опубликованию кафедрой уголовного процесса и криминалистики и методической комиссией юридического факультета АГУ.

Ил. 7. Библиограф.: 25.

Рецензент: Е.Н. Тихонов (Заслуженный юрист РСФСР,

доктор юрид. наук, профессор)

План УМД 1990 г., п. 44.

Подписано в печать 23.10.90, Формат 60 х 90/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная,

Усл-печ. Л. 2,0. Уч.-изд. Л. 1,8. Тираж 150.

Заказ 577-90. Бесплатно.

© Алтайский государственный университет. Лаборатория

Множительной техники Алтайского университета:

656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66.

В в е д е н и е

Успешное раскрытие и расследование преступлений сегодня невозможно представить без широкого использования всего многообразия следов, возникающих на месте их совершения, И все же на протяжении практически всей истории существования криминалистики из числа таких следов особое значение придавалось следам человека, поскольку они позволяют установить конкретного преступника.

Следы человека разнообразны и неоднородны. В широком смысле к ним относятся следы крови, слюны, спермы, потожировых выделений, губной помады, отображения рельефа поверхности кожного покрова тела, зубов, ногтей, а также волосы, фрагменты ногтевых пластинок и т.д. В таких следах может содержаться информация о микроколичественном составе выделяемых организмом человека веществ, группе крови, цвете и составе соответствующих косметических красителей, внешнем строении (рельефе) наружной поверхности кожи и других участков тела. Поэтому следы человека в целом являются объектами исследования различных отраслей науки судебной медицины, судебной химии, криминалистики и т.д.

Трасология как самостоятельная отрасль криминалистики изучает лишь определенную часть таких следов, а именно следы-отображения наружного строения кожного покрова тела человека, его зубов и ногтей, в которых отобразились внешняя форма, рельеф и пространственные границы следообразующих участков.

Однако трасология постоянно развивается, совершенствуются ее НТС и методы. В результате – расширяются возможности в исследовании следов. Так, например, из числа следов человека на протяжении многих десятилетий самым распространенным объектом являлись следы рук и ног. В начале 50-х годов к ним добавились следы зубов, а позднее – и ногтей. В 80-х годах в судебно-следственной практике начинают применяться методы трасологического исследования других следов кожного покрова человека (лба, носа, губ и т.д.). Поэтому в зависимости от разработанности теоретических основ и связанного с этим уровня использования в раскрытии и расследовании преступлений все следы человека в трасологии условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Это деление имеет временной характер и зависит от состояния криминалистической науки. Так, сегодня к традиционным следам человека относятся следы рук, ног и зубов, к нетрадиционным – следы ногтей и кожного покрова головы (лба, носа, губ, подбородка, щек и ушных раковин), кожи туловища, а также конечностей (локтей, тыльной стороны кистей и т.д.) человека.

Несмотря на некоторую условность, деление следов на традиционные и нетрадиционные имеет немаловажное научное и практическое значение, поскольку позволяет подчеркнуть не только своеобразие самих следов и методов работы с ними, но и специфику подготовки, назначения и проведения их экспертного исследования. Именно из этого исходили авторы, обращаясь к анализу возможностей трасологических экспертиз следов человека.

В настоящих методических рекомендациях рассматриваются экспертизы традиционных следов, в отношении которых уже давно разработаны методы экспертного исследования.[1] Несмотря на это, к сожалению, студенты и практические работники нечетко представляют возможности таких экспертиз, своеобразие их подготовки и назначения. Отчасти это вызвано постоянным совершенствованием методов данных экспертиз и расширением их возможностей. Но главная причина, на наш взгляд, - в недостатке соответствующей методической литературы, ибо в учебниках по криминалистике приводятся положения лишь общего характера.

Предлагаемые методические рекомендации призваны восполнить этот недостаток. В них отражены современные достижения отечественной и зарубежной криминалистической науки, а также приводится список литературы, которая окажется полезной при углубленном изучении данной темы. Вместе с тем, авторы подробно не останавливаются на общеизвестных положениях, отраженных в доступной учебной литературе по криминалистике, предполагая, что читатель уже приобрел необходимый запас знаний в этом отношении.

I. ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ РУК

В подавляющем большинстве случаев, совершая преступление, преступник касается руками различных предметов, оставляя на них следы своих пальцев и ладоней. Чтобы выяснить ряд вопросов. Связанных с механизмом образования данных следов и установлением с их помощью конкретного человека, приходится обращаться к их криминалистическому исследованию. Для этого и назначается трасологическая экспертиза следов рук, именуемая обычно дактилоскопической (от греческого «daktylos» - палец, «skopio» - смотрю).

На возможность использования дактилоскопии в расследовании преступлений обращалось внимание еще в конце 70-х годов XIX в. Однако индивидуальность папиллярных узоров была известна уже в древнем Китае (VIII в.), где отпечатки пальцев обычно заменяли подпись и личную печать владельца. Тем не менее первая дактилоскопическая экспертиза в России была проведена лишь в ноябре 1909 года в Варшаве при расследовании дела об убийстве вдовы Вашкевич [4, с. 23]. И все же в первой четверти нашего столетия дактилоскопическая экспертиза назначалась довольно редко. Причиной тому были недостаточные познания процессов следообразования, несовершенство НТС и методов работы со следами и т.д. Благодаря совместным усилиям медиков и криминалистов эти недостатки сегодня в основном устранены: глубоко изучены строение кожи, имеющей папиллярные линии, состав потожирового вещества (ПЖВ), механизм образования следов, что позволило расширить средства и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов.

Краткие сведения о строении кожи, свойствах папиллярных узоров и механизме образования следов рук

Кожа человека состоит из трех основных частей: эпидермиса (наружного слоя), дермы и подкожной жировой клетчатки (гиподермы). Наиболее сложное строение она имеет на ладонных поверхностях кистей и подошвах стоп, где находятся папиллярные линии (рис. 1). Последние представляют собою возвышения кожи в виде валиков (гребешков). Они разделены углублениями (бороздками). На поверхности валиков располагаются устья потовых желез, через которые выделяется пот. Растекаясь, он покрывает кожу сплошной тонкой пленкой. Вторым компонентом этой пленки является жир. Он попадает на ладонные поверхности с других участков тела человека, поскольку папиллярные линии не имеют сальных желез. Наличие на коже ПЖВ является условием образования поверхностных следов рук.

Валики и бороздки кожи располагаются не хаотично, а в определенном порядке, образуя четкий узор. Наиболее специфичны узоры ногтевых фаланг пальцев рук и ног. Впервые их научное обоснование дал итальянский биолог М. Мальпиги (XVII в.), а классифицировал их чешский ученый Ян Пуркинье в начале XIX в. Существует три основных типа таких узоров: дуговой, петлевой и завитковый. Но в дактилоскопических учетах используются и более детальные их классификации (см. подробнее [3, с. 165 – 167, 317 - 324]).

Рис. 1. Строение кожи кистей рук

А – эпидермис; Б – дерма; В – гиподерма; 1 - роговой слой;

2 – блестящий слой; 3 – зернистый слой; 4 – слой шиповатых клеток;

5 – основной слой; 6 – сосочковый слой; 7 – сетчатый слой; 8 – тело (клубок); 9 – выводной проток и 10 – устье потовой железы.

Папиллярные линии внутри узора могут иметь обрывы (начала и окончания), вилки (слияния и разветвления), глазки, мостики, изгибы и другие детали строения, характеристики которых (форма, конфигурация, расположение, размеры) отличаются исключительным разнообразием и используются в качестве частных идентификационных признаков в сравнительном исследовании.

К наиболее важным в криминалистическом отношении общим свойствам папиллярных узоров относятся: индивидуальность, устойчивость, доступность для наблюдения и способность к следообразованию.

Индивидуальность выражается в неповторимости папиллярных узоров не только у разных лиц, но даже на разных пальцах одной руки. Даже самые грубые подсчеты показывают, что папиллярный узор теоретически может повториться только один раз на 1040 – 1050 отпечатков. Поэтому практически совпадения 8 – 12 признаков папиллярных линий обычно бывает достаточно для идентификации человека.