Смекни!
smekni.com

Философия науки (стр. 9 из 12)

Если этика врача всецело подчинена обеспечению физического и духовного (особенно в психиатрии) здоровья человека, его лечению, то этика ученого – поиску истины, решению научных проблем. Как во врачебной этике, так и в этике ученых имеет место и этика взаимоотношений между коллегами. Здесь, несмотря на своеобразие, действуют преимущественно общие нравственно-этические принципы, особенно, если возникают споры, дискуссии. Нормальная этическая атмосфера внутри хорошо организованного коллектива включает в себя полный учет того обстоятельства, что научное творчество по своей природе антиконформистское. Вместе с тем, умеренный конформизм, как утверждают некоторые ученые, всегда нужен. В любом случае нравственность ученого, какое бы место он ни занимал в научной иерархии, должна быть нравственностью не индивидуалиста, не эгоиста, враждебного инакомыслию, а нравственностью честного и порядочного человека.

Сложность поиска истины в науке, достижение крупиц истины через системы относительно достоверного знания путем преодоления неизбежных ошибок вызывает необходимость в наличии у исследователя таких качеств, как объективность, интеллектуальная честность, доброта, принципиальность, мужественность, самокритичность.

Многие ученые справедливо говорят о том, что каждый исследователь природы должен помнить о своей все возрастающей ответственности перед человечеством, помнить, что гений и злодейство – две вещи несовместимые. Это напоминание весьма актуально особенно для тех, кто создает новые виды оружия массового уничтожения, кто заражен идеей клонирования человека [6, 7].

Библиографический список

1. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов. – М.: Прогресс, 2004. – 573 с.

2. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 634 с.

3. Канке, В.А. Этика. Техника. Символ / В.А. Канке. – Обнинск: Пргресс,1996. – 489 с.

4. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. – М.: Гардарики, 1996. – 356 с.

5. Рубенис, А.А. Техника и нравственность / А.А. Рубенис // Этическая мысль. – М.: Наука, 1992. – 489 с.

6. Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи / В.Ф. Шаповалов. – М.: Гранд, 2004. – 309 с.

7. Шитиков, М.М. Философия техники / М.М. Шитиков. – Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 344 с.

Занятие 3. Философские проблемы информатики

1. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.

2. Интернет как метафора глобального мозга.

3. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

4. Социальная информатика.

Рассмотрение вопросов при подготовке к данному занятию целесообразно начать по учебнику для аспирантов и соискателей «Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук» под общей редакцией В.В. Миронова [5, с. 447–476]. Для их углубленного изучения можно использовать рекомендованную в нем литературу, а также литературу указанную ниже в «Библиографическом списке».

Выявляя особенности информатики как междисциплинарной науки, прежде всего, обратите внимание на её интеллектуальное ядро – компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент. Важно понять конструктивную природу информатики, её синергетический коэволюционный смысл, взаимосвязь в ней искусственного и естественного. Определение предмета информатики вновь ставит проблему реальности. В этой связи следует уяснить понятия «виртуальная реальность» и «информационно-коммуникативная реальность». В многообразии проблем информационной безопасности постарайтесь выделить её гуманитарную составляющую.

При рассмотрении второго вопроса важно уяснить понятие «киберпространство» и его философское значение, особенности проявления синергетической парадигмы «порядка и хаоса» в Интернете, феномен зависимости от Интернета. Охарактеризуйте Интернет как инструмент новых социальных технологий, как информационно-коммуникативную среду науки XXI в. и как глобальную среду непрерывного образования.

Раскрывая эпистемологическое содержание компьютерной революции, следует уяснить суть концепции «информационной эпистемологии» и её связь с «кибернетической эпистемологией». Здесь же необходимо разобраться в вопросах компьютерной этики, инженерии знаний, технологического подхода к исследованию знания, в проблеме искусственного интеллекта, в проблеме интеллектуальной собственности.

При изучении четвертого вопроса рассмотрите основные концепции и характеристики информационного общества: информационное общество как информационная экономика, как постиндустриальное общество, как общество знания, как конец массового производства. Постарайтесь сравнить два возможных сценария развития информационного общества: демократический и тоталитарный. Уясните особенности и задачи социальной информатики, а также проблему личности, обуславливаемые определенными сценариями.

Библиографический список

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура /

М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

2. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 208 с.

3. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред.

В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 640 с.

4. Новая технократическая волна на Западе: Сборник / Составление и вступительная статья П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1986. – 451 с.

5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. –

639 с.

6. Соснин, Э.А. Основы социальной информатики: Пилотный курс лекций / Э.А. Сосние, Б.Н. Пойзнер. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 110 с.

7. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.:

ПЕРСЭ, 2001. – 351 с.

8. Чернавский, Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.

Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Занятие 1. Философские проблемы общества

и социального познания

1. Общество как предмет философского анализа. Соотношение философии и других наук об обществе.

2. Особенности социального познания. Гуманитарное познание и научная объективность. Специфика социально-гуманитарного познания (наличие ценностного компонента, национальная и религиозная доминанта, идеологические аспекты познания).

3. Общенаучные и специфические средства и методы социально-гуманитарного познания.

4. Проблема истинности знания в социально-гуманитарных науках. Специфика постижения истины и её критерий в науках об обществе, истории, культуре и человеке.

При подготовке первого вопроса, прежде всего, следует дать определение понятию «общество». Подумайте, можно ли рассматривать общество как простую совокупность индивидов или оно является единым целостным организмом?

Поразмышляйте над следующими проблемами: существует ли какая-то логика всемирной истории, является ли развитие общества закономерным, однонаправленным, либо случайным, вариативным процессом? Как соотносятся между собой объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории? Вспомните основные концепции общества, сложившиеся в социально-гуманитарных науках.

Изучая первый вопрос, обратите внимание на то, что, несмотря на кажущуюся хаотичность, общество всё же обладает собственной внутренней структурой, является определённой системой с упорядоченными связями и отношениями.

Социальная философия выделяет в нём ряд взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом сфер. Во-первых, это экономическая сфера или мир материального производства. Во-вторых, это социальная сфера – совокупность разнообразных социально-этнических и социально-классовых общностей, групп, слоёв и т.д. В-третьих, выделяется политическая сфера жизни общества, представляющая собой мир социального управления и включающая в себя политическую организацию общества как сложную по своему составу и функционированию совокупность разнообразных политических учреждений. Иначе говоря, это сфера жизнедеятельности людей, связанная с их участием в партиях, политических союзах, объединениях, в управлении государством. Наконец, в-четвёртых, в обществе имеется и духовная сфера, включающая в себя чувства, переживания, эмоции, идеи, теории и т.д. Вспомните, что из себя представляет общественное сознание, чем отличаются друг от друга его обыденный и теоретический уровни и на каком из них находится наука, что такое общественная психология и общественная идеология, как связана общественная идеология с науками об обществе.

Рассматривая структуру общественного сознания, выделите его основные формы: науку, мораль, религию, искусство и др. Подумайте, в чем заключаются основные различия между ними, чем вызвано их многообразие, каково их место в жизни общества.

После того, как Вы выделили и рассмотрели основные сферы общества, подчеркните, что каждая из них изучается соответствующими науками: историей, политологией, экономикой, социологией, этикой, эстетикой, социальной психологией и т.д. Подумайте, в чём же при этом содержится специфика философского понимания общества, как соотносится социальная философия с другими науками об обществе.

При рассмотрении второго вопроса, нужно понять, что человеческое познание подчиняется определённым общим закономерностям, Но при этом общество безусловно представляет собой особый объект познания, что и предопределяет специфику его исследования. Социальному познанию приходится иметь дело с исключительно сложным по составу, связям и при этом весьма динамичным объектом. В социальном познании исследуются не только материальные, но и духовные отношения, изучение которых требует учёта их особенностей. Наконец, общество выступает не только объектом, но и субъектом познания, что также порождает определённые трудности в исследовательском процессе.