Смекни!
smekni.com

Роль и место международной торговли в системе международных экономических отношений (стр. 3 из 9)

Теория «жизненного цикла продукта», объясняющая развитие современной международной торговли, появилась во второй половине 60-х годов XX века. В этой теории выделяют три фазы коммерческого производства, составляющие «жизненный цикл продукта»: внедрение нового продукта в производство; организация массового производства; зрелость производства.

На стадии внедрения нового продукта и поиска варианта перехода к его крупносерийному выпуску. Главным здесь является уровень развития научно-технической базы и наличие высококвалифицированных кадров. Капитал по возможности занимает последнее место, так как на этой стадии организуется лишь мелкосерийное производство.

На этапе организации массового производства главную роль играют капитал и труд по управлению. Здесь необходимо строительство или перепрофилирование крупных производств и организация эффективного совместного функционирования больших масс труда и капитала1.

Для зрелости производства продукта характерен массовый выпуск продукта на неизменной технической основе. На первый план выходит не квалифицированный труд и сохраняет свои позиции капитал. Значение труда ученых, инженеров падает.

Из этих рассуждений делается вывод: каждая страна должна специализироваться на одной из фаз «жизненного цикла продукта». Наиболее развитые страны – на первой фазе, среднеразвитые – на второй, слаборазвитые– на третьей. Глобализация современного мирового хозяйства как раз и демонстрирует эту закономерность, выраженную в тенденции «деиндустриализации» развитых стран.

Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были конкретизированы экономистами на основе использования концепций торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.

В соответствии с этой концепцией все товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые) и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается и регулируется внутренним рынком и не зависит от цен на мировом рынке2.

Исключение неторгуемых товаров и услуг международного товарооборота обусловлено двумя основными факторами: большими транспортными расходами на их перемещение через национальные границы и высоким уровнем протекционистских (тарифных и нетарифных) организаций.

На практике большинство товаров и услуг, производимых в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.

Отмеченное деление товаров и услуг влияет на структурные сдвиги в экономике, происходящие под воздействием участия страны в международной торговле. Это обусловлено тем, что спрос на неторгующие тоавры и услуги может быть удовлетворён только за счёт внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги – также за счёт импорта.

ГЛАВА II

ЭКОНОМИКА РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

2.1. ОБЪЕМ И ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

Россия располагает благоприятнейшими экономическими возможностями (по уровню располагаемого ресурсного потенциала, развитию экономического, технологического и человеческого потенциалов) для активной созидательной роли в развитии мировой торговли. Однако, пока ее потенциальные возможности востребованы крайне слабо. Сегодня доля России в мировой торговле составляет чуть более 1%. По мере того как рыночные принципы все активнее внедряются в экономическую жизнь России, она становится все более открытой для зарубежных партнеров. Стране удается поддерживать положительное сальдо внешней торговли. В 1999 г. Оно превысило 33 млрд. дол. при объеме экспорта в 14,3 млрд. дол.

В структуре российского экспорта почти половину составляет вывоз энергоресурсов и около 17% металлопродукции. Экспорт машин и оборудования не превышает 10%. В импорте около 35% занимают машины и оборудование и примерно 15% продовольствие и сырье для его производства. Даже столь укрупненный анализ статей экспорта и импорта позволяет сделать следующие выводы:

1. Включение экономики России в мировую экономику происходит по энергосырьевому варианту. Причем в последние годы XX века на мировой рынок уходило около 40% добываемой в России нефти, более 33 % газа и примерно 25% леса.[2]

2. Возникла устойчивая зависимость российского рынка от импорта промышленных и продовольственных товаров. Так, российский рынок полностью оккупирован импортными телевизорами, видеотехникой, холодильниками, компьютерами, множительной техникой и многими другими товарами. Тревожна сложившаяся устойчивая зависимость от импорта продовольственных товаров. Так, импортированное мясо покрывает до 60% внутреннего спроса, сливочное масло – до 50%, масло растительное – 30%.

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия предоставляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 2001 г. составила 1,9%. На состояние российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами – членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательской способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров.

Понятно, что Россия существенно уступает бывшему Советскому Союзу по удельному весу в мировой экономике: она – только одно из образовавшихся после распада СССР независимых государств, хотя и самое крупное. В результате крутой ломки экономической системы, отбросившей страну на четверть века назад, на Россию в начале XXI в. Приходилось 3% мирового ВВП. По объему внешнеторгового оборота в 2000-2001гг. она занимала 20-21-е место – рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия.[3]

По сравнению с 1990 г. физический объем внешнеторгового оборота России сократился примерно вдвое и его товарная структура значительно ухудшилась. К сожалению, сразу после начала в 1992 г. радикальных реформ общий лавинообразный спад производства и разрыв сложившихся хозяйственных связей на территории бывшего СССР и внутри самой России не могли не привести к свертыванию внешнеторгового оборота. В 1991 г. российский товарооборот с другими союзными республиками составил в перерасчете на мировые цены 138 млрд. дол., а торговля с внешним миром – 95 млрд. дол. Таким образом, в анализе динамики внешнеторгового оборота России следует исходить из указанной базы примерно в 233 млрд. дол.[4]

Развитие российской внешней торговли в пореформенные годы характеризуют данные в Приложении 6.[5] Они свидетельствуют о резком спаде внешнеторгового оборота, который уменьшился вдвойне, а с бывшими союзными республиками – втройне. В дальнейшем в 1994-1997 гг. происходило весьма неравномерное увеличение экспорта и импорта, однако темпы роста последнего были более низкими.

Прирост экспорта обеспечивали топливно-сырьевые товары, но не за счет увеличения их производства, а вследствие перенесения на внешние рынки продукции, не находящей сбыта на внутреннем рынке в результате свертывания спроса. Для экспортеров это сказалось крайне выгодным, поскольку мировые цены в перерасчете на рубли были значительно выше внутренних.

Приведенные данные далеко не полностью отображают реальные торговые отношения, которые в определенной части миновали официальную статистику. Помимо челночной торговли больших размеров достигла контрабандная торговля, бартер, увод валютной выручки в результате фиктивного занижения экспортных цен или стоимости переработки давальческого сырья при, так называемом, толлинге. Последний позволил посредническим компаниям закупать на льготных условиях для российских предприятий глинозем как во вне, так и в самой России по ценам ниже мировых, а затем получать готовый алюминий для экспорта. Украина и страны Балтии широко практиковали реэкспорт топливно-сырьевых товаров, купленных в России по ценам ниже мировых. Реэкспортные операции с российскими цветными металлами вывели в начале 90-х гг. Эстонию, которая их никогда не производила, в число крупных мировых экспортеров.

В течение всех переходных лет у России отмечался значительный актив торгового баланса, который в 2000 г. достиг рекордного уровня почти в 60 млрд. дол. Финансовый коллапс 1998 г., приведший к отказу от выплаты по внешнему долгу и четырехкратной девальвации рубля, повлек за собой резкое сокращение импорта, создав одновременно дополнительные стимулы для экспортеров. Последние за прежний объем экспорта в долларах стали выручать в 2-4 раза больше рублей, так что их заинтересованность в наращивании вывоза возросла. В 2001 г. импорт вновь начал расти в связи с увеличением доходов населения, перемещением спроса на боле качественную продукцию и сглаживании резких ценовых различий между отечественными и иностранными товарами.