Смекни!
smekni.com

Институт каспийского сотрудничества (стр. 4 из 11)

Эффективное сотрудничество, создание интегрированного каспийского узла («хаба») может стать объективным отражением того факта, что транспортные интересы стран региона во многом совпадают. Таким образом, представляется целесообразным интегрировать комплексное представление о сетке транспортных коммуникаций, и находить понимание у всех членов «каспийской пятерки».

Усиление транспортных артерий создаст условия для экономического роста региона (влияет на национальный рост ВВП), содействует повышению конкурентоспособности национальных экономик пятерки.

Каспийская транспортная сеть должна развиваться как безопасная и качественная транспортная услуга улучшающая качество жизни населения региона. Стратегия должна быть рассчитана на увеличение товарных и пассажирских потоков и соответственно создание условий для легкой доступности транспортных услуг. Важной задачей является объединение усилий по снижению аварийности, рисков и угроз безопасности по всем видам транспорта.

Другими приоритетными задачами на Каспии также представляются:

1. Разработка мер для снижения уровня удельных транспортных издержек в цене доставки товаров и ресурсов

2. Создание условий для увеличения коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров по национальным сегментам МТК «Север-Юг» (эффективная тарифная политика).

3. Разработка механизмов развития здоровой конкурентной среды, включая особенности государственно-частного партнерства.

4. Повышение рентабельности местных транспортных систем, снижения энергоемкости, создания приоритетных конкурентных условий для местных перевозчиков и повышения их конкурентоспособности.

5. Подготовка каспийских коммуникаций к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции (в перспективе создание на Каспии сети высокотехнологичных производств в рамках ЕврАзЭС, ТС или на двусторонней основе).

6. Создание условий для внешнего инвестирования во внутрирегиональную транспортную отрасль, обеспечивающую ее развитие опережающими темпами.

Таким образом, стратегическая цель развития транспортной системы Каспия в нашем понимании отражает комплексное удовлетворение потребностей инновационного и социально-ориентированного развития экономики и предполагает развитие в регионе качественных транспортных услуг, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами. Ключевой целью такого подхода является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Важной частью транспортной политики в регионе представляется развитие проекта международного транспортного коридора МТК «Север-Юг». К примеру, в России создан международный совет МТК «Север - Юг» по форме организации – некоммерческое партнерство. Активно развивается Астраханский водно-транспортный узел (канал дельта Волги - море). Наиболее серьезным российским представителем в МТК «Север-Юг», осуществляющим долгосрочное планирование является ОАО «РЖД». Руководством компании предложено сформировать компанию-оператора, ориентированную на привлечение грузов в сообщении от Индии через Иран в Россию к странам СНГ и Европы. РЖД рассматривает коридор «Север – Юг» в качестве безусловного приоритета в реализации стратегического партнёрства со странами Каспийского региона. Для транспортировки грузов и пассажиров по коридору РЖД предлагает три варианта: перспективный западный (прямое железнодорожное сообщение Астрахань – Махачкала – Самур через территорию Азербайджана с выходом на Иран); фрагментарно действующий восточный (прямое железнодорожное сообщение через территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении с выходом в Иран по пограничному переходу Теджен – Серахс); действующий транскаспийский железнодорожно-водный маршрут через порты Астрахань, Оля, Махачкала.

В связи с возрастающей ролью МТК «Север - Юг» следует создать крупный международный операционный и логистический центр с офисами представительств компаний, участвующих в перевозках по данному коридору.

Инвесторы могли бы быть заинтересованы в участии в логистическом бизнесе транспортных систем прикаспийских государств.

В настоящее время уже существует несколько примеров подобного взаимодействия в другой транспортной отрасли. ОАО "Аэропорт "Астрахань" и ЗАО "Азербайджанские авиалинии" («Azal») готовят к реализации совместный инвестиционный проект строительства грузового узла в Астрахани стоимостью 200 млн рублей. Узел будет занимать площадь примерно в 4 га, включая загрузочную площадку и терминалы разгрузки. После недавней реконструкции взлетно-посадочная полоса астраханского аэропорта была удлинена с 2,5 до 3,2 км, для приема большегрузных самолетов. Наибольшая потребность на каспийском рынке грузовых авиаперевозок в настоящее время существует в сфере нефтяного и торгового оборудования. Крупнейший региональный аэропорт Баку нацелен преимущественно на прием грузов в регион Кавказа, а также поддержание международного транзита Европа-Азия. Будущий астраханский хаб привлек азербайджанских транспортников (Azal самое крупное авиатранспортное предприятие Кавказа) тем, что оттуда проще доставлять в российские регионы Поволжья товары произведенные в Иране, Китае и Юго-Восточной Азии.

Важной частью МТК «Север-Юг» будет создание автопаромного сообщения Баку-Астрахань. В течение нескольких лет этот проект является темой обсуждения двусторонней межправительственной комиссии. Однако ведомственные и отраслевые трения пока серьезно тормозят этот проект.

В анализе перспектив коридора «Север-Юг» необходимо учитывать и так называемые широтные коммуникации, привязанные к китайским и европейским направлениям грузопотоков.

В целом можно отметить, что развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» в сочетании с развитием отношений с Ираном на основе реального учёта взаимных интересов и без излишних оглядок на позицию США, могло бы дать одновременно и стимул для региональной интеграции. Объективно говоря, политические проблемы на иранском направлении не дают другим странам региона достроить свои транспортные коридоры до Персидского залива, что могло бы стать мощным стимулом развития для региона в целом и для каждой из стран «пятёрки» в частности.

Интересы транспортной сети Таможенного союза

Таможенный союз (ТС) в ближайшем времени изменит конфигурацию региональных транспортных перевозок. Уже есть успешные примеры слияния транспортных компаний (ОАО "Трансконтейнер", дочернее предприятие ОАО "РЖД", приобретет 50% АО "Кедентранссервис" -- крупного контейнерного оператора в Казахстане). Весьма вероятно, что Китай изберет транспортный путь в Россию через Казахстан, учитывая, что он короче и быстрее, а работа ТС позволит избежать таможенных и других формальностей, которые сегодня занимают много времени. В этом плане через регион Каспия пройдет один из сегментов маршрута китайского экспорта в Россию, Украину, другие страны Восточной и Центральной Европы.

Второй момент, который в перспективе будет оказывать влияние на каспийский транзит. Комиссия ТС предлагает России обнулить НДС на железнодорожные грузоперевозки. В настоящее время услуги российских компаний по перевозке из РФ на территорию государств-членов ТС облагаются НДС по ставке 18%. При этом при оказании аналогичных услуг российским перевозчиком третьим странам такие услуги НДС не облагаются. В Казахстане, согласно нормам налогового законодательства, при осуществлении международных перевозок из республики на территорию государств-членов Таможенного союза предусмотрена нулевая ставка НДС. Эта тема до сих пор остается дискуссионной.

В перспективе предполагается унифицировать все экспортно-импортные и транзитные тарифы для транзита грузов РФ, Казахстана и Белоруссии в рамках Единого экономического пространства.

Можно прогнозировать конкуренцию маршрутов доставки китайских товаров. Два генеральных направления – российский Транссиб и российско-казахстанский транзит – в перспективе могут получить сильного конкурента в казахстанско-кавказской артерии (казахстанское правительство одобрило создание СП «Китайско-Казахстанская Синьцзянская компания международной логистики железнодорожных контейнерных перевозок» (ККСК). На сегодняшний день российское направление быстрее и удобнее каспийской альтернативы, в том числе и на маршруте проекта ТРАСЕКА. Однако с расширением казахстанского транзита, вызванного бурным развитием западных регионов Китая, часть грузопотока уйдет на Южный Кавказ.