Смекни!
smekni.com

Иверский монастырь, как историко-архитектурная ценность России (стр. 2 из 7)

В отличие от других плотников Исаев получал более вы­сокую плату, что сближало его по квалификации с «подма­стерьем каменных дел».

В конце XVII столетия в монастыре работал валдайский плотник Иевко Волк с двумя сыновьями — Семеном и Тро­фимом. Они были не только плотниками, но и мастерами лодейного (лодочного) дела. На Лодейном острове они изго­тавливали новые или чинили старые лодки.

Андрей Заонега настилал редкие в то время дубовые паркетные полы «в косяк» в церкви Михаила Архангела и делал лемеховое (чешуйчатое) покрытие на соборе. (Теперь оно почти полностью восстановлено.)

Никифор Ретька руководил в 1665 году строительством брусяных келий патриарха.

Известны имена лодейщиков Герасима Иванова и Ан­тона Васильева. Постоянно работали в монастыре столяры-резчики Иван и Климент Михайловы. Они украшали резь­бой Успенский собор. К сожалению, от нее ничего почти не сохранилось, кроме дверей, находящихся сейчас в рестав­рации. Резьбой были покрыты иконостас, кафедра, настоятельское кресло, ограждение хоров («таблицы») и т. д.

При строительстве монастыря широко применялись брусовые постройки, требовавшие более длительной и тщатель­ной обработки бревна на брус, продольная распиловка дре­весины. В монастырских вотчинах рубили даже избы, ко­торые возили на продажу. Так, крестьяне деревни Шумаково по распоряжению Никона отправляли их в Торжок.

С первых шагов своей деятельности в Иверском мона­стыре Никон готовился к каменному строительству. В 1653 году в монастырь приехал кирпичник Козьма Панте­леев для заготовки кирпича. Кроме того, патриарх требовал запасаться лесом и камнем, глиной для кирпича и известно, давал указания и поиске белого камня, пригодного для резьбы но нему.

В Валдай из Новгородской, Московской, Ярославской, Тверской и других губерний по распоряжению Никона при­бывали кирпичники, обжигальщики, каменщики, плотники, кузнецы, лодейщики и карбасные мастера.

На первых порах, увлеченный идеей грандиозного строи­тельства, Никон проявлял заботу о подданных. Но вскоре в ответ на жалобы он коротко бросал: «Полно и того, что дается и преж сего давано». Властному хозяину было без­различно, что хлебопашцев отрывали от родной земли, а семьи оставались без кормильцев. Крестьяне старались из­бегать монастырских работ и нередко скрывались. Так, из Вятской волости было послано сто кирпичников, но на ме­сто прибыли лишь тридцать четыре. Остальные «с дороги сбежали». Настоятель монастыря писал Никону: «...выби­вать со всех вотчин крестьян страшно, потому что лошади гораздо падут по деревням... клячи, государь, у крестьяну-шек худые, насилу дошли, а дорога грязная». Но Никон не отступал. Только в конце апреля 1654 года он послал в мо­настырь сто десять кирпичников и пять обжигальщиков.

Подготовка к каменному строительству длилась два года. Наконец 14 мая 1655 года на самом красивом и высоком месте острова началось возведение первого каменного собора Иверской богоматери, позднее получившего название Успенского.

Руководил работами «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев из Калязина, присланный Никоном. На строи­тельстве трудились сорок каменщиков из Калязина и Яро­славля, двадцать плотников из старорусских погостов. И все-таки людей не хватало. Монастырские власти жаловались Никону на отсутствие подсобных рабочих, на малое количе­ство каменщиков. Строительство задерживало и неповино­вение крестьян села Медны, которые должны были постав­лять бревна, тес, доски. В напряженный момент строитель­ства выяснилось, что нет «проекта» на соборную паперть.

К патриарху срочно выехал казначеи и плотник Иван Белозёр с «церковным чертежом».

Возведение здания предполагалось завершить в течение лета 1655 года, но работы приостановились из-за нехватки строительного материала. Монастырские власти были вы­нуждены распустить каменщиков. И только в сентябре 1656 года сооружение собора завершилось.

Отдельные виды работ были закончены в 1657 году. Над созданием грандиозного сооружения трудилось много на­родных мастеров-умельцев. Пять мощных восьмигранных глав на барабанах собора были покрыты белым железом. Этим сложным делом занимался паяльщик Еремка Ефимьев с тремя помощниками.

Кровли на соборе, на галерее, охватывающей здание с четырех сторон, на папертных крыльцах были покрыты те­сом в два слоя с прокладкой бересты. Крыльца венчали шат­ры с лемеховыми главками. Окна собора украсили большие слюдяные окончины, изготовленные мастером Иосифом Спи­ридоновым. Искусные резчики Никифор Ретька, «старец» Сивириян и белорусские живописцы украсили собор внутри прекрасной резьбой (иконостас, хоры, клиросы и двери).

Освящение собора состоялось в декабре 1656 года при участии самого Никона. На торжество прибыли представи­тели духовенства чуть ли не со всего государства Россий­ского, которые щедро одарили монастырь. Но главный сюр­приз преподнес Никон — он привез икону Иверской богома­тери. Задолго до сооружения собора патриарх снарядил це­лое посольство на Афонскую гору в Иверский монастырь, чтобы заказать себе копию с «чудотворной» иконы. В Мо­скве специально подобранные мастера украшали ее окла­дом, венцами с запонами и вставками из драгоценных кам­ней. Грандиозное празднество — освящение собора и появлеление иконы — сопровождалось колокольным звоном, в ко­тором особо выделялся «глас» «никоновского» колокола, отлитого мастером Александром Григорьевым. На лицевой стороне колокола красовался портрет Никона. Икона Иверской

богоматери, установленная в иконостасе собора, дала назва­ние монастырю — Иверский.

Освящение собора, внешне очень пышное, проводилось в спешке, — здание но было закончено и стояло без кровель. Побелка и даже кладка уже были испорчены. Устранение недоделок началось лишь спустя несколько лет. В 1667 го­ду Савва Суслов, Василий Григорьев, Тимофей Андреев «со товарищи» вновь отбелили снаружи всю церковь и почини­ли паперть. Кровлю же закончили лишь в 1669 году. Тесо­вое покрытие на шатре главного западного крыльца в 1687 го­ду под руководством Власа Тарасова заменили чешуйчатым (лемеховым).

В последующие годы собор благоустраивали: в 1689 го­ду вместо кирпичных настелили паркетные полы, в 1692 го­ду покрыли лемехом кровлю на галереях.

Успенский собор, сохранившийся до наших дней, — ве­личественное здание. Его ширина — 42,8 метра, длина — 44,9 метра, высота — около 43 метров. Он решен в тради­ционном для русских храмов плане. Кубический, трехапсидный объем внутри расчленен шестью прямоугольными стол­бами на три продольных нефа и увенчан пятью световыми барабанами с главами. Неширокая приземистая галерея-па­перть охватывает здание с наружной стороны. Перед тремя входами — западным, северным и южным — располагаются папертные крыльца, из которых боковые имеют вторые эта­жи. Сильно выступающие из плоскости стен лопатки делят фасады собора и паперти на разновеликие прясла. Все эти основные элементы зодчества складывались в русской ар­хитектуре на протяжении многих столетий и характерны для большинства построек XVI—XVII веков. Но строители Успенского собора ввели в архитектуру здания и некоторые новшества. Отсюда — неповторимое лицо, индивидуальный художественный образ памятника. В Успенском соборе была сооружена круговая галерея — редкое явление в архитек­туре. Обычно галерея храма располагалась с одной, двух или с трех сторон, не распространяясь на восток. Огромные окна в центральном объеме здания — тоже неожиданный прием. В архитектуре того времени и более раннего перио­да такие окна не применялись.

Барабаны на соборе не круглые, как обычно, а восьми­гранные. Русские зодчие XII века использовали такие ва­рианты, но они встречались довольно редко и позднее были забыты. Вновь они появились на культовых постройках вто­рой половины XVII—XVIII столетия.

Излюбленным приемом древних мастеров были архитек­турные контрасты. Это можно видеть и в архитектуре Ус­пенского собора. Строгому, мощному, кубическому объему храма противопоставлена приземистая галерея-паперть. Ее стены несколько оживляют спаренные окна с тонко профи­лированными дугами над арочными перемычками. Однако этот мотив заключен в другую, глубокую арку простой и даже грубоватой формы. Зато тонко и живописно решены папертные крыльца. На их фасадах гораздо больше пояс­ков, богаче и тоньше прорисованы наличники окон и порта­лов, лопатки слабо выступают из плоскости стен и имеют лишь декоративное значение. Вместе со сложными шатро­выми кровлями и главками на фоне обширных гладей со­бора крыльца кажутся нарядными башенками. Колонки на ребрах граней, пояски, карнизы, профилированные обрам­ления окон, архитектурный поясок из валика и «подвесок», полукруглые кокошники — все это зримо, ярко украшает плоскости барабанов, поднявшихся над кровлей собора.

Первой перестройке собор подвергся после пожара 1704 года, когда сгорели все верхние покрытия и пострадал иконостас. После ремонта в 1705 году собор освящался еще раз и получил название Успенского. Тесовые кровли были воссозданы в первоначальных формах, а пять глав вместо железа покрыты деревянной чешуей — лемехом. Форма их оставалась восьмигранной. В 1797 году сложная «палаточ­ная» кровля на соборе была заменена железной четырех­скатной.