Смекни!
smekni.com

Иверский монастырь, как историко-архитектурная ценность России (стр. 3 из 7)

После пожара 1825 года собор перестраивали по чертежам валдайского архитектора Александра Харулина. В ре­зультате первоначальный облик храма заметно ухудшился. Пострадали не только отдельные детали. У южной части галереи соорудили каменную пристройку (палатку) для ризницы. Заложили некоторые окна и прорубили новые, растесали старые. К западному крыльцу пристроили клас­сический портик с фронтоном на четырех колоннах. От­дельные ремонты и переделки, производившиеся, судя по записям, оставленным рабочими, в 1846, 1849, 1899 и в дру­гие годы, еще больше исказили прежний вид храма.

Множество изменений претерпел и интерьер здания. Первоначально обширной и спокойной белой глади стен был противопоставлен яркий и впечатляющий по пышности и богатству резной многоярусный иконостас. Почти весь его выполнили белорусские' мастера-резчики и иконописцы. До нашего времени иконостас не сохранился.

В конце XVII века стены собора в отдельных местах покрыли живописью, фрагменты которой сохранились на се­верной и южной сторонах внизу, где располагался иконостас. В 1834 году роспись была уничтожена и заменена грубыми и малоценными в художественном отношении картинами, изображавшими, наряду с однотипными ликами святителей церкви, некоторые сцены из жизни и деятельности патри­арха Никона.

В XIX веке переделки собора продолжались. Так, был заложен северный портал и перед ним устроено место для плащаницы; в южной стене вырубили нишу для мощей мо­сковских «чудотворцев», перестроили хоры. Особо почитае­мую икону Иверской богоматери, первоначально находив­шуюся в иконостасе, поместили на среднем южном столбе, вырубив для нее специальную нишу.

В 1965 году в соборе начались реставрационные работы. Снаружи здание сейчас почти полностью реставрировано. Возвращены первоначальные формы палаточному покры­тию на центральном объеме, шатровым крышам на крыль­цах и апсидах, чешуйчатым кровлям на галереях. Восстановлены почти все оконные и дверные проемы с их деко­ром. Главы, венчающие здание, как и накладки па бараба­нах, оставлены в формах начала XIX века.

В период возведения храма усиленными темпами ве­лось и деревянное строительство. Работами руководил Иван Белозёр, которому было «плотнишное дело за обычай».

После строительства каменного собора Иверской бого­матери главной заботой Никона стало сооружение каменной трапезной. Подготовка к строительству началась в 1657 го­ду. Но в начале июля 1657 года Никон отрекся от патриар­шества. С того времени вплоть до 1666 года в документах не упоминается о каких-либо значительных работах в Иверском монастыре. Последний раз Никон посетил свое дети­ще на Валдайском озере в сентябре 1659 года и провел в монастыре около трех месяцев. Из Валдая он отправился на озеро Велье в Троицкую Галилейскую пустынь, а оттуда на Белое море в Крестный монастырь, также им основан­ный. Вернувшись в конце 1660 года в Подмосковье, Никон полностью ушел в заботы об устройстве своего третьего мо­настыря—Воскресенского на Истре (Новый Иерусалим). Иверский монастырь отошел на задний план. Правда, Ни­кон по-прежнему поддерживал деятельную переписку с его властями, отдавал различные распоряжения, но о строитель­стве в них уже не было ни слова. Более того, он постоянно требовал присылать к себе в Воскресенский монастырь строительных рабочих — каменщиков и кирпичников. За­брал он и самых опытных строителей, среди них даже боль­ного Ивана Белозёра.

«Никоновский» период в истории монастыря, длившийся около тринадцати лет, завершился. На некогда пустынном острове Валдайского озера вырос крупный, хорошо укреп­ленный монастырь-крепость.

Свою конфигурацию, основные границы, план, местопо­ложение главных построек монастырь получил в первые годы строительства. Основные изменения делал в ходе ра­бот сам Никон. Когда на смену деревянным постройкам

пришли каменные здания, изменившие архитектурно-художественный облик комплекса и частично внутреннюю пла­нировку монастыря, его размеры и основные очертания оста­лись прежними.

Окруженный стенами, Иверский монастырь имеет форму многоугольника. Самая короткая его сторона — западная, самые длинные — восточная и северная. С запада заметен подъем почвы, на восточной стороне — легкое всхолмление, самая высокая точка острова. Именно здесь и расположено главное здание монастыря — Успенский собор.

С востока и с северо-востока естественные границы мо­настыря обозначались крутыми обрывами к озеру, с севера и с запада — озером, а с юга — глубоким илистым оврагом, вскоре засыпанным. По" описи 1730 года протяженность стен, длина которых практически не менялась с XVII века, составляла 451 сажень (около 960 метров). Возможно, уже в «никоновский» период западная часть монастыря, ограни­ченная на востоке существующими корпусами и надвратной церковью Михаила Архангела, была несколько обособ­лена от основной территории и предназначалась для го­стей, богомольцев и странников. Здесь стояли гостиный и странноприимный корпуса, конюшни, сараи и прочие по­стройки, составлявшие гостиный двор монастыря.

Несмотря на то что свой замысел Никон не успел осу­ществить до конца, монастырский ансамбль имел уже опре­деленные, законченные архитектурные формы.

Серые бревенчатые стены кольцом окружали возвышав­шуюся часть острова, отмечая границы и главные построй­ки монастыря живописным силуэтом крепостных башен с шатровыми верхами. В этом бревенчатом ожерелье, флан­кируемая слева вертикалью Фплипповской церкви и груп­пой построек вокруг трапезной, а справа — шатром колокольни, высилась мощная белокаменная громада собо­ра, Таким виделся монастырь в середине XVII века путе­шественникам, подплывавшим к нему по озеру со стороны Валдая. Путнику монастырь открывался своей самой узкой, западной стороной, а остров — пониженной, отчего все по­стройки как бы плотно группировались у подножия собора и их силуэт на втором и -третьем планах неуклонно нара­стал по вертикали, подчеркивая мощный взлет стен и глав храма Иверской богоматери.

От возведения каменного первенца до нового этапа ка­менного строительства прошло почти десять лет, оставив­ших неизгладимый след в истории монастыря. Монахи не ограничивались лишь богоугодными службами. Приобрете­ние богатств любыми средствами было едва ли не главной целью их существования. В цепкие руки иверских обита­телей попали крестьяне, сотни десятин леса, лугов и паш­ни, Валдайское озеро с богатыми рыбными угодьями, соля­ные варницы в Старой Руссе, крупные села с немалым ко­личеством жителей, владевших различными ремеслами. Но и этого оказалось мало. Монахи решили взять в свои руки развитие наиболее выгодных ремесел.

Одним из самых крупных производств при монастыре было изразцовое. В 1655 году, когда строительство мона­стыря только разворачивалось, настоятель докладывал Ни­кону: «А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай.—Авт.), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поста­вили».

В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов на пять печей («с разными красками»). Изразцовые печи ставили в мона­стырских постройках, в гостиных дворах, в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу. Монахи заботились о расширении изразцового дела, учились изго­тавливать высокохудожественные «кафли». В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоми­нается имя «печара» (печного мастера) «Якушки Степа­нова, сына Червякова», делавшего изразцы. Он же обучал и монаха Селивестра «как па кафли краски розные наводить». В последующие годы Селивестр сам успешно зани­мался производством изразцов.

Лучших валдайских мастеров изразцового дела Никои забрал к себе в строившийся Воскресенский монастырь на Истре. В 1667 году они были переведены в Москву — в цар­скую мастерскую палату. Но на валдайской земле ремесло это не умерло. В конце XVII — начале XVIII века Ивер-ский монастырь оставался крупнейшим поставщиком цвет­ных изразцов.

Возможно, что пышные изразцовые «ковры» на фасадах Вяжищского монастыря под Новгородом были изготовлены валдайскими мастерами.

Нет оснований считать, что в Новгороде не было своей мастерской по изготовлению изразцов. Но в тот период про­изводство их или заглохло, или не могло в достаточном ко­личестве удовлетворять спрос. Возможно, качество иверских изразцов было более высоким. Характерен и такой факт — иверские мастера сами выезжали на места для установки печей у заказчиков, лишь в качестве подсобной силы ис­пользуя местных «печаров».

В монастыре большое развитие получила резьба по де­реву. В 1668 году иверский монах Сивириян по просьбе новгородского митрополита прибыл в «Софийский дом» для выполнения резьбы по дереву, поскольку «домовой мастер» не мог справиться со всеми видами работ. Резных дел ма­стера Иверского монастыря монаха Иосафа и с ним столяра Ивана в 1684 году по царскому указу взяли в Воскресен­ский монастырь для иконостасной работы.

В стенах Иверского монастыря трудились мастера слю­дяных оконниц, обучавшие своему искусству учеников, при­сылаемых новгородским митрополитом.

Иверская обитель прославилась н колокололитейным де­лом, которому положила начало отливка «никоновского» ко­локола. Впоследствии, как свидетельствуют документы, мо­настырь обеспечивал себя колоколами собственного произ­водства. Так, в 1666 году, спустя десять лет после изготов-

ления «никоновского» колокола, иверский иеромонах Паисии, фиксируя свои расходы в Москве, писал: «Куплено глины белой 10 плит колокола и паникадила лить». В до­кументах 1667 года находим сведения о выдаче жалованья стрельцам-каменщикам, сделавшим печь колокольную.