Смекни!
smekni.com

Иверский монастырь, как историко-архитектурная ценность России (стр. 6 из 7)

Последнее каменное здание второго периода строитель­ства — церковь Якова Боровичского — появилось в 1702 го­ду на месте сгоревшей в 1700 году деревянной церкви.

Кирпичное здание церкви Якова Боровичского подня­лось в северо-восточной части монастыря на красивом ме­сте — на «горке». С его постройкой закончилась «каменная эпопея» Иверского монастыря второй половины XVII столетия. Новая церковь с больницей и трапезной представ­ляла собой небольшую постройку длиной 36,5 метра и ши­риной 12 метров, решенную в несложных формах. Ее бо­ковые стены поставлены так, что объем церкви почти но выделяется из объема трапезной. К тому же их карнизы находятся почти на одном уровне, а перестроенная в позд­нейшее время крыша сравняла обе части здания.

Как почти все постройки Иверского монастыря, этот па­мятник подвергался неоднократным перестройкам. Вначале объем трапезной и больницы был, вероятно, одноэтажным и представлял собой вытянутую с запада на восток сводча­тую одностолпную палату. Вскоре был надстроен второй этаж несколько иных форм. Этажи соединяла узкая внутри-стенная лестница да северной стороне. Квадратное в плане помещение церкви в продольном направлении перекрывал коробовый свод, что в какой-то мере определяло и первона­чальную форму крыши. Она, по-видимому, была двухскат­ной, несколько приподнятой над крышей больницы. На чер­теже 1823 года крыша показана общей для обоих зданий. Над невысокой полукруглой апсидой кровля была шатро­вой, с полицами. Отпечаток ее контуров и теперь хорошо заметен на восточной стене.

Сейчас лишь по уцелевшим наличникам окон, декора­тивным пояскам и некоторым другим признакам в памят­нике угадывается произведение архитектуры начала XVIII столетия.

По многим характерным признакам, раскрытым большей частью в процессе ремонтных и реставрационных работ, все здания, построенные в «послениконовский» период, можно с уверенностью объединить в одну группу. Всем им присущ единый, неповторимый облик, заметно отличающийся от стиля Успенского собора. Особенно близки друг к другу по архитектурным деталям колокольня с Наместническим кор­пусом, Настоятельский корпус, надвратная церковь Михаи­ла Архангела, Михайловская башня и корпус казначейских келий. Это сходство выражается прежде всего в излюбленной композиции фасадов, построенной на контрасте обшир­ной глади стены и богатого декоративного пояса, все эле­менты которого решены очень тонко и изящно.

В конце XVII — начале XVIII века снова оживилась жизнь в Иверском монастыре. У крестьян, обитавших на монастырских землях, и жителей Валдая появился новый хозяин — настоятель монастыря. Он вершил многочислен­ные судебные дола.

Портные, сапожники, оконничники, горшечники, мель­ники, Пильняки, колесники, печные мастера и кузнецы не покладая рук работали на иверских монахов. В мастерских, расположенных в окрестностях Валдая, изготавливались изразцы. В Валдае для монастырского строительства разра­батывали большие глиняные карьеры, делали кирпичи. Многие жители Валдая обслуживали различные хозяйствен­ные постройки монастыря, возведенные в селе, — гостиный двор, таможенную избу, важню и многие другие.

С большим размахом велось строительство. Когда-то в окружении серых деревянных построек белой глыбой вы­силось на острове единственное каменное здание — собор Иверской богоматери. Только с 1667 по 1702 год в мона­стыре и Валдае было сооружено десять каменных зданий ir семь крупных деревянных построек. Над деревянной кре­постью поднялся каменный ансамбль. Обогатился силуэт монастыря. Мощные массы собора, устремленные ввысь, как бы поддерживались вертикалями других зданий.

В 1712 году по указу Петра I монастырь приписали к Александро-Невской лавре в Петербурге. Туда были свезе­ны многие монастырские ценности, среди них патриарший колокол с изображением Никона, десять медных пушек и многие другие вещи. Во владение Александро-Невской лав­ры также отошли все вотчины и доходы.

В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны Иверскому монастырю возвратили все земли, права и льготы.

Получив независимость, Иверский монастырь вновь на­чал развивать строительную деятельность. Некоторые дере­вянные здания были заменены каменными. Отремонтирова­ны многие сооружения. Продолжалась перестройка деревян­ного «города». Восточную границу монастыря обнесли ка­менными стенами с крытыми переходами на арках. Соору­жались каменные башни.

В первой половине XVIII столетия (до 1731 г.) в юж­ной части монастырской территории появилось еще одно каменное здание — Братский корпус, северным торцом при­мкнувший к надвратной церкви Михаила Архангела. С по­стройкой этого здания монастырь оказался разделенным на две обособленные части — большую восточную, собственно монастырскую, и малую западную, окончательно превращен­ную в гостиный двор монастыря. Здесь располагались Странпоприимный корпус, гостиные и конюшенные кельи и ко­нюшни. Монастырские власти принимали у себя духовных и светских чиновников, высшую церковную паству, богомольцев и странников.

Архитектура Братского корпуса резко отличается от предыдущих построек. Возведенный в стиле «московского», или «нарышкинского», барокко, с широким применением бе­локаменной резьбы в наличниках окон и порталов, он по­чти не изменен позднейшими переделками. Корпус имеет два этажа и вместительные подвалы. Почти полностью со­хранились старая планировка здания, перекрытые сводами помещения, лестничные клетки, оконные и дверные прое­мы, в отдельных местах — плитяные полы и даже дверные полотнища. Богато украшен западный фасад здания. Упрощены лишь отдельные детали в наличниках окон.

Среди построек XVIII столетия особый интерес в архитектурно-художественном отношении представляют надвратная церковь Филиппа и каменная ограда с башнями. Церковь Филиппа, построенная между 1730 и 1764 годами, имела формы, близкие к архитектуре надвратной церкви Михаила Архангела. Она также размещалась на втором этаже, над мощными каменными воротами. По второму яру­су ее охватывали галерея и помещения, в которых находи­лась лестница. На восток выступала граненая апсида, с за­пада, над аркой въезда, имелась широкая ниша для иконы с богатым декоративным оформлением. Над крышей возвы­шался четверик самой церкви, переходящий в восьмерик и затем купол с восьмигранной шейкой и граненой главкой.

По проекту инженера-архитектора Савельева в 1870-х годах на месте старой разобранной постройки соорудили но­вую церковь в псевдорусском эклектическом стиле (проект разработан и утвержден в 1873 году).

В настоящее время эта надвратная церковь Филиппа двухэтажная, в плане — квадрат со срезанными углами, к которому с двух сторон примыкают двухэтажные крылья. В северном крыле находится лестница на второй этаж.

Южное крыло появилось в процессе строительства. В пер­вом этаже под церковью сделаны широкие арочные ворота.

Внутреннее помещение церкви имеет в плане форму че­тырехконочного креста, центральная часть которого пере­крыта куполом со световым барабаном, с восьмигранной позолоченной главой и крестом. Длина памятника (с за­пада на восток) — 11 метров, ширина и высота—около 20 метров.

Каменная ограда монастыря с башнями строилась в раз­ное время и неоднократно переделывалась. Наиболее инте­ресна ее юго-восточная часть. Между 1730 и 1J64 годами были возведены четыре башни. Они однотипны, построены в традициях архитектуры XVII века. Деревянные настилы разделяют их на два яруса. Простые невысокие шатры были покрыты тесом. Ограда на этих участках также двухъярусная, с крытым переходом, основанным на стене и каменной аркаде по внутреннему обводу. Во втором ярусе стен име­ются щелевидные окна-бойницы.

После пожара 1825 года на башнях появились новые, более высокие шатры с восьмеричком и шпилем, покрытые железом. Они существуют и теперь.

Прясло стены между утраченной Поваренной и Квасоваренной башнями полностью перестроено. Остальные уча­стки стен с двумя угловыми башнями на западной стороне монастыря появились позднее юго-восточной части. Они были значительно ниже, крытых переходов не имели. Не­большой участок ограды сохранился на западной стороне у северо-западной башни. Он включен в здание конюшен­ных келий. Остальные прясла в разное время значительно или полностью перестроены, а две башни возведены вновь в XIX веке.

В 1764 году правительство Екатерины II опубликовало манифест о секуляризации (изъятии) вотчин у монастырей, церквей и архиереев. Доходы Иверского монастыря сокра­тились. Во второй половине XVIII столетия строительство в нем заглохло.

Предпринимались попытки заменить оставшиеся дере­вянные постройки каменными, но делалось это бес­системно. Пример тому — перестройка ограды. Если первые три прясла монастырской стены символично выражали идею «города», крепости, то остальные прясла служили всего-на­всего каменным монастырским забором. Маловыразительные формы и размеры стены монастырской ограды обеднили об­лик всего комплекса.