Смекни!
smekni.com

«Семь вопросов об изложении» (стр. 2 из 8)

В жизни гении - странные люди, и им труд­но общаться с людьми, находиться в обществе, вот и нашего героя никто не признает. Но я счи­таю, что его страдания не прошли зря, так как это открытие было целью его жизни и он добил­ся всего, что было задумано.

Я думаю, что главная проблема этого текс­та - в нежелании людей помочь друг другу, не­желании принять помощь и вообще проблема отношений между людьми. Если бы математик выслушал других, он бы не прожил жизнь напрас­но. Он бы мог направить свой ум на что-нибудь более полезное.

И только в некоторых работах проявилось по­нимание прочитанного.

1. «Главную мысль текста можно сформули­ровать с помощью известных выражений "изоб­ретать велосипед" и "открывать Америку". Действительно, зачем изобретать то, что дав­ным-давно сделано до тебя другими?

Автор жалеет бедного ученого, ведь тот на­прасно потратил столько времени на бессмыс­ленное занятие — решение задачи, которую решил еще Ньютон!

К сожалению, и сегодня такие случаи не ред­кость. Поэтому, перед тем как начинать что-ли­бо изобретать, нужно сначала хорошо изучить избранную область науки. Понять, что и в какой степени сделано до тебя другими».

2. «Печальную историю рассказал, а вернее, пересказал нам Сергей Львов. Жалко этого чуда­ка, этого "неведомого гения ", который все свои силы потратил на открытие, за двести лет до него сделанное Ньютоном.

Чтобы не открывать уже открытого, нужно много читать, много учиться, общаться с дру­гими учеными, а не окружать себя "морем непо­нимания". Именно в этом и заключается глав­ная (надо сказать, довольно тривиальная) мысль этого текста.

В подобной ситуации оказался и герой расска­за В.Шукшина «Упорный», взявшийся за изобре­тение вечного двигателя. Разумеется, из этого ничего не вышло, потому что создание перпету­ум-мобиле, как известно, противоречит законам физики. Моня (так зовут героя Шукшина) не поверил этому и "весь отдался великой изобре­тательской задаче ". В конце рассказа инженер прямо обращается к "упорному" Моне: "Учить­ся надо, дружок, тогда все будет понятно ". Не­смотря на всю свою банальность, совет на самом деле правильный. Если бы этот "гений"- мате­матик получил хорошее математическое обра­зование (скорее всего он просто не имел такой возможности), он бы направил свой талант на открытие того, что еще не известно людям».

Можно ли поставить изложение на службу по­ниманию текста? Каковы современные подходы к написанию изложения? Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра, каким оно чаще всего воспринимается учениками, стало эффек­тивным средством их развития?

Изложение как жанр

Но сначала выясним особенности изложения как жанра.

Изложение - вид учебной работы, в основе ко­торой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Слова изло­жение и пересказ употребляются нередко как си­нонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста.

Специфика изложения вытекает из его приро­ды как вторичного текста.

Обратимся к классу с вопросом: «С чем нельзя путать изложение?». Ответ: «Разумеется, с сочи­нением» - последует не сразу. Этот «детский» вопрос мы задали не случайно. Нужно раз и на­всегда объяснить ученикам, что у этих жанров разные задачи и разная специфика. В отличие от сочинения, которое полностью «ведет» автор, ни­чего, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно. Появление в «своем» тексте фо­новых знаний, фактов и деталей, не содержащихся в тексте, отнюдь не поощряется. Напротив, любое «творчество», фантазирование подобного рода расценивается как фактическая ошибка и ведет к снижению баллов.

Так, в изложении о Пушкине и Пущине (текст № 1 из известного сборника) ученик не должен упоминать о том, что встреча происходила 11 ян­варя 1825 года в Михайловском, а в изложении о Бородинской битве (текст № 47) во фразе «Ку­тузов сначала намерен был «заутра бой затеять новый и до конца стоять» не нужно указывать авторство цитаты. Как правило, ошибки такого рода в большей степени характерны для сильных, эрудированных учеников. К ним и должна быть в первую очередь обращена информация о специ­фике изложения как жанра.

Виды изложений


Традиционно выделяют следующие виды из­ложения.

По форме речи: устное, письменное.

По объему: подробное, сжатое.

По отношению к содержанию исходного текс­та: полное, выборочное, изложение с дополни­тельным заданием (дописать начало/конец, сде­лать вставки, пересказать текст от 1-го-З-го л., ответить на вопрос и т.п.).

По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текс­та, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно.

По цели проведения: обучающее, контроль­ное.

Особенности всех этих видов изложений хо­рошо известны учителю. Отметим только, что в 9-м классе не стоит концентрировать и свои собст­венные усилия, и усилия учеников на каком-то одном виде. В практике подготовки к экзамену должны присутствовать разные тексты, разные изложения и, разумеется, разные виды работы, иначе скуки и однообразия - главного врага лю­бой деятельности - не избежать. Но, поскольку времени на изложение в выпускном классе очень мало (нужно ведь еще и программу проходить), лучше всего для тренировки подбирать неболь­шие тексты и тренировать какое-то одно опреде­ленное умение.

Требования к текстам

Тексты изложений не удовлетворяют не только нас, учителей, но и детей: они кажутся им однооб­разными, «пафосными», непонятными, слишком длинными («попробуйте сами пересказать текст в 400-500 слов, а таких в сборниках большинст­во!»). Игра под названием «Если бы я был соста­вителем текстов, то предложил бы тексты о...» оказалась очень эффективной: ученики называли самые разные темы - о школе, о проблемах, вол­нующих подростков, об интересных людях, о ве­ликих открытиях, о технике, спорте, музыке, об отношениях между людьми и даже о будущем че­ловечества. «Любые, кроме скучных!»

Почему же дети называют именно эти темы? Что в их выборе является ведущим? Не осознавая того сами, они действуют по одному критерию - эмоциональному, выбирая тексты, которые преж­де всего вызывают положительные эмоции.

Подбор нескучных - познавательных, увлека­тельных, проблемных, умных, а иногда и юмористи­ческих - текстов возбуждает и поддерживает позна­вательный интерес, создает на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой це­ли подходят научно-популярные и некоторые публи­цистические тексты, реже - и только с определенной обучающей задачей - художественные.

Вопрос о том, можно ли предлагать для изло­жения тексты из классических произведений, яв­ляется спорным. Многие методисты считают, что, передавая близко к тексту содержание безукориз­ненного в художественном отношении фрагмен­та, учащиеся усваивают те обороты речи, которые принадлежат Лермонтову, Гоголю, Толстому... Во время изложения включается механизм подража­ния, благотворно сказывающийся на речи ребенка. Но что значит «пересказать подробно» Лермонто­ва или Гоголя (например, тексты «О Печорине», «О толстых и тонких у Гоголя» или «О Собакевиче»)? Если отрывок не очень большой, чего нельзя сказать об экзаменационных текстах, его можно, прилагая невероятные усилия, запомнить почти дословно. Однако говорить в этом случае, о каком бы то ни было понимании и развитии речи не приходится. Ситуация с подробным изложени­ем классиков спародирована самими учениками в жанре «вредных советов»: «...вы должны все сло­ва автора заменить своими и при этом сохранить его стиль» (школа № 57 г. Москвы, 7-й класс, учи­тель - СВ. Волков).

Как проводить изложение?

Вопрос на первый взгляд может показаться до­вольно странным: методика проведения изложе­ния известна любому учителю.

Но стоит отказаться от некоторых привычных схем и шаблонов.

Расскажем о методике проведения изложения, предложенной в наших учебниках.


Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения они пересказывают текст с целью понять, что они не запомнили. На эту рабо­ту обычно отводится 5-7 минут.

Учитель читает текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые про­пустили во время первого чтения. Затем они пе­ресказывают текст еще раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формули­руют главную мысль и т.п. И только после этого пишут изложение.

В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хоро­шо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Новая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста,- механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сра­зу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обу­чения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне — со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, про­пуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно да­же самые слабые ученики научаются пересказу.

Отдельного разговора заслуживает роль такого психического процесса, как воссоздающее вооб­ражение.

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения

Как известно, в психологии выделяют раз­ные виды воображения: творческое и воссозда­ющее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, вос­создающее направлено на создание образов, со­ответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно предста­вить себе полноценное обучение.