Смекни!
smekni.com

«Семь вопросов об изложении» (стр. 3 из 8)

Особенно важна его роль при чтении художес­твенного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель - узнать, "про что здесь говорится и что случится дальше , - пишет известный психолог Б.М. Теплов, - не требует активной рабо­ты воображения. Но такое чтение, когда мыслен­но "видишь и слышишь" все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую си­туацию и "живешь" в ней - такое чтение невозмож­но без самой активной работы воображения».

Сказанное в полной мере можно отнести к на­писанию изложения.

Задача учителя - сделать так, чтобы при вос­приятии художественного текста ученик мыслен­но «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссозда­ющее воображение у разных людей и детей в част­ности развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным наших эксперимен­тов, менее 10%) умеют видеть своим «умствен­ным взором» образы, созданные писателями.

ПРИМЕР 2

Исходный текст

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в об­летающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымыты­ми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпа­ют в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то но­чую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимон­ную листву, и мне всегда кажется, что я просыпа­юсь внутри зажженной елки.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопли­вый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на ко­мок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице блестящую пыль.

Пахнет дождем - нежным и вместе с тем ост­рым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

(154 слова) (К.Паустовский)

Мы специально взяли для анализа описатель­ный текст. Если текст имеет динамичный сюжет, насыщен диалогами, то при его чтении вообра­жение, как правило, включается непроизвольно. С описательным текстом дело обстоит иначе: его полноценное понимание и запоминание невоз­можно без активности воображения, включение которого требует определенных волевых усилий.

Текст К.Паустовского, предложенный для изло­жения, нельзя понять и пересказать, если читатель не увидит созданные автором картины, не услышит описанных звуков, не почувствует запахов. Многие ученики, прослушав текст первый раз, говорили, что ничего не запомнили. После того как им было пред­ложено пересказать только то, что осталось в памяти, одни смогли воссоздать лишь отдельные элементы изображенной картины, другие представляли карти­ну, далекую от авторской. А главное - у таких детей неизбежно возникали сбои в понимании.

Приведем два примера подробных изложений по этому тексту. (По условиям работы во время слуша­ния ученикам не разрешалось ничего записывать.)

Изложение первое

Осенью весь дом завален листвой, и в двух ма­леньких комнатках светло, как днем. В доме, как в облетевшем саду, пахнет яблоками, сиренью, а также вымытыми полами. За окном на ветке сидят синицы, они перебирают на подоконнике стеклянные шарики и смотрят на хлеб.

Когда я остаюсь дома, то ночую в основном в бе­седке, заросшей диким виноградом. По утрам я зажи­гаю пурпурные и лиловые огни на новогодней елке.

Особенно хорошо в беседке, когда за окном идет осенний дождь. Пахнет дождем и сырыми садовыми дорожками».

(82 слова)

Изложение второе

Осенью в доме, засыпанном листьями, светло, как в облетевшем саду. Слышится треск раска­ленных печей, пахнет яблоками и вымытыми по­лами. За окном на ветвях деревьев сидят синицы, перебирая в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на ломоть черного хлеба, ле­жащего на подоконнике.

Я редко ночую в доме, обыкновенно ухожу на озера. По когда я остаюсь дома, люблю спать в старой беседке, заросшей диким виноградом. Солнце светит сквозь ветки винограда пурпур­ным, зеленым, лимонным цветом, и тогда я чувст­вую себя будто внутри зажженной елки. Углова­тые тени от листьев дикого винограда падают на стены и потолок беседки.

Особенно чудесно в беседке, когда в саду шумит тихий осенний дождь. Свежий ветерок колышет язычок свечи. Тихо летает бабочка, и, садясь на рас­крытую книгу, этот серый комочек шеъка-сырца ос­тавляет на страницах книги серебряные блестки.

Ночью я чувствую тихую музыку дождя, нежный и острый запах влаги, мокрых садовых дорожек»

(142 слова)

Нетрудно догадаться, автору, какого из двух изложений удалось во время слушания текста включить воображение. И дело здесь не в полноте передачи содержания и не в богатстве и вырази­тельности речи, а в том, что второй ученик сумел воссоздать в наглядных, конкретно-чувственных образах картины, описанные в тексте; услышать шум дождя, издаваемые синицами звуки; почувст­вовать запах яблок, чисто вымытых полов...

Первое изложение, за исключением начальной и последней фраз, представляет собой довольно бессвязное описание. В нем схвачены отдельные детали общей картины. Из текста неясно, где и когда происходит действие. Вроде бы речь идет об осени, но вдруг появляются сирень и новогод­няя елка; синицы то ли сидят за окном, то ли на подоконнике и при этом перебирают стеклянные шарики - автор не воспринимает метафор и срав­нений. Речь, таким образом, идет о непонимании текста. И случай этот далеко не единственный: из 28 учеников, писавших изложение по этому текс­ту, сбои понимания отмечены у двенадцати.

Психологам до конца еще не ясны процессы, возникающие при работе воображения. Часто мы не можем часто проконтролировать, работает оно при восприятии текста или нет. Одним из средств проверки включенности воображения как раз и является пересказ (изложение). Если воображе­ние во время чтения (слушания) текста было ак­тивно, то пересказ будет полным и точным. Если же воображение не включилось, ученики допус­кают большое количество неточностей, пропус­кая существенное, искажая образы, обращая вни­мание на второстепенные детали. (Разумеется, это относится не ко всем текстам, а только к таким, которые позволяют включить воссоздающее во­ображение).

«Ленивое» воображение затрудняет понима­ние текста и самому обучению часто придает му­чительный характер, так как ребенку приходится прибегать к механическому заучиванию текста, к элементарной зубрежке.

А между тем воссоздающее воображение, по образному выражению выдающегося художника и ученого Н.К. Рериха, «это субъективное поле видения, мысленный экран», «можно развить до удивительной степени». Нужно только, чтобы сам учитель осознал необходимость работы в этом на­правлении.

Опишем один из действенных приемов, разви­вающих воссоздающее воображение.

Этот тип заданий называется «Включите во­ображение». Формулируется оно достаточно просто; «Представьте, что все, о чем вы читае­те, вы видите на своем "мысленном экране". Включайте его при каждой встрече с текстом». В дальнейшем напоминать о необходимости акти­визации воображения можно коротко: «Включите свой "мысленный экран", «Постарайтесь мыслен­но увидеть...», «Пусть поработает ваше вообра­жение» и т.п.

Эффективность этого приема подтверждена многочисленными экспериментами. Сухие цифры говорят сами за себя: у тех учеников, которым уда­лось включить воображение, запоминание текста улучшается в четыре-пять раз.

Развитие воссоздающего воображения важно не только само по себе, но и связью с вниманием, запоминанием, эмоциями, самоконтролем, а глав­ное - пониманием. Не увидев мысленно созданную писателем картину, ученик во многих случаях не может не только запомнить, но и понять текст.

Вопросы и задания для самоконтроля

Каковы особенности изложения как жанра? Какие из них вы будете учитывать в своей работе?

Как ваши ученики относятся к изложению? Проведите в классе предложенную в лекции ан­кету или составьте ее сами. Расскажите о резуль­татах анкетирования. Совпадают ли они с теми данными, которые получены нами?

Какие требования предъявляются к отбору текстов для изложения? Найдите в сборниках из­ложений или подберите самостоятельно два текс­та, отвечающих указанным требованиям.

Какова роль процессов понимания и запоми­нания при обучении изложению?

5. Если описанные в лекции приемы разви­тия воссоздающего воображения привлекли ва­ше внимание, попробуйте применить их в своем классе и поделитесь своими наблюдениями и вы­водами. Это можно сделать в форме странички из педагогического дневника или в любой другой свободной форме.

Подробное и сжатое изложение

Анализ микротем. Способы сжатия текста. Технология написания сочинения на основе текста изложения


Особенности подробного и сжатого изложения

Какую бы форму итоговой аттестации ни вы­брал девятиклассник, ему придется писать изложе­ние: подробное или сжатое изложение с элемента­ми сочинения (традиционная форма), подробное (версия 2007 г.), сжатое (версия 2008 г.).

Анализ анкет показывает, что девятиклассни­ки достаточно хорошо понимают различие между подробным и сжатым изложением. Две трети из них считают, что пересказ, близкий к тексту, лег­че, так как «можно положиться на память и уме­ние быстро писать». Хотя в анкетах встречаются и аргументы, большей частью наивные, в пользу сжатого изложения: «его легче писать, так как сделаешь меньше ошибок», «в нем меньше опи­саний, всяких разных деталей», «учителя больше любят краткость».

«Сжать» текст — это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом аб­заце»; «убрать все лишнее и оставить только глав­ное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».