Смекни!
smekni.com

«Семь вопросов об изложении» (стр. 5 из 8)

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предпо­ложить, о чем пойдет речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны...).

Пример

Герои сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стра­не чудес» Шляпочник и Мартовский Заяц, как из­вестно, непрерывно были заняты чаепитием. Ког­да же посуда становилась грязной, они не мыли ее, а просто пересаживались на другое место.

«- А что же будет, когда вы дойдете до конца? - осмелилась спросить Алиса.

- Не пора ли нам переменить тему? - предло­жил Мартовский Заяц»...

(Продолжение текста: «Этот диалог приводит в одной из своих книг основатель кибернетики амери­канский ученый Норберт Винер, говоря об исполь­зовании природы человеком, ограниченности ее ре­сурсов. ..». Текст взят из «Энциклопедии для детей» (том «Биология») и посвящен проблемам экологии.)

Пример

Задание. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разно­му. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выска­жите свои предположения о дальнейшем содер­жании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)

Текст 1

Склонившись над географическим атласом, не­мецкий геофизик Альфред Вегенер сделал на пороге XX века выдающееся открытие: восточные берега Южной Америки и западные берега Африки можно совместить так же точно, как соответствующие час­ти детской разрезной картинки-головоломки.

(О чем будет говориться дальше? Что это за открытие?)

Текст 2

В 1913 году геофизик Вегенер выпустил книгу «Происхождение континентов и океанов». В ней он изложил свою знаменитую гипотезу, которая получила название теории перемещения, или тео­рии дрейфа материков.

(Что это за гипотеза? Какие факты под­тверждают ее?)

3. Изложение с продолжением: «Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте свое продолжение рассказа, а затем сравните его с ав­торским»4. (Варианты. Продолжите историю так, чтобы стало ясно, почему автор дал рассказу такое заглавие. Попробуйте дописать текст, предложив возможный вариант развертывания событий.)

II. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт*).

Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее са­мостоятельно.

Найдите главное событие.

Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание ос­тальных частей текста передайте сжато (или выборочно).

III. Задания, направленные на интерпрета­цию текста.

1.Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что...

2.Как вы относитесь к мысли автора о том, что...

3.Выскажите свое мнение в связи с прочитан­ным (напишите о своем понимании события).


4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5.Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

IV. Задания, направленные на творческую переработку текста.

Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года...), рассуждение о поступках героя, историю о... .

Дополните текст похожими примерами.

Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

Найдите в тексте общее и частное. Расскажи­те сначала о частном, а затем перескажите фраг­мент, представляющий собой общее рассуждение.

Найдите в тексте части, служащие причи­ной, и части, являющиеся следствием.

Вынесите на первое место самую интерес­ную для вас информацию и перескажите ее подроб­но. Остальные части текста перескажите сжато6.

Какое бы творческое задание мы ни предложи­ли к изложению, важно, чтобы ученик размышлял над текстом, задавал себе вопросы, строил пред­положения и проверял их в процессе чтения, а после чтения умел выразить главную мысль, со­ставить план, ответить на вопросы.

Однако «диалог с текстом» на этом не заканчи­вается. Следующим важным этапом является обдумы­вание текста (размышления, рефлексия). На этом этапе ученик задает себе примерно такие вопросы:

Что нового я узнал из текста?

Какие факты оказались для меня неожидан­ными?

Что я об этом думаю?

Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

На какие размышления эти факты наталки­вают меня?

Встречалось ли мне что-либо похожее рань­ше - в жизни, в литературе, в кино?

• Какие факты, примеры, случаи я могу ис­пользовать в своем сочинении?

Цепочка таких вопросов - по сути, алгоритм внутренней работы ученика с текстом. Разумеет­ся, это еще не само сочинение, но этап обдумыва­ния, осмысления текста и инвентаризации своих знаний и представлений очень важен на пути соз­дания текста будущего сочинения.

Если текст изложения посвящен интересно­му научному факту или актуальной нравствен­ной (социальной, философской и т.п.) проблеме, можно дать предварительное задание: «Найди­те интересный материал на заданную тему. Это должна быть такая информация, которая заин­тересует вас самих настолько, что ею захочется поделиться с одноклассниками. Когда такой ма­териал будет найден, попробуйте сформулиро­вать один или несколько вопросов, которые будут начинаться словами: "Как ты думаешь? "».

Такие задания преследуют цели:

во-первых, актуализировать прежние знания: ведь то, что мы узнаем, определяется тем, что мы уже знаем;

во-вторых, придать обучению активный харак­тер: знания нельзя «вложить», их можно только присвоить;

в-третьих, укрепить веру учеников в свои силы: я уже много (немного, кое-что...) знаю об этом, а значит, могу поделиться своим знанием в сочинении, привести похожие примеры, высказать свое мнение.

ПРИМЕР 2 Исходный текст

Задание. Прочитайте отрывок из книги авст­рийского писателя Стефана Цвейга «Магеллан». Это — начало художественной биографии велико­го мореплавателя. Озаглавьте текст и переска­жите его подробно. »

Вначале были пряности. С тех пор как римляне в своих путешествиях и войнах впервые познали прелесть острых и дурманящих восточных при­прав, Запад уже не может и не хочет обходиться без индийских специй, без пряностей, несмотря на то что они были дороги и непрерывно дорожали.

В начале второго тысячелетия тот самый пе­рец, который теперь стоит на кухонной полке у


любой хозяйки, сосчитывался по зернышкам и расценивался на вес золота. Ценность его была столь постоянна, что многие города и государства расплачивались им вместо драгоценных метал­лов. Имбирь, корицу, хинную корку взвешивали на ювелирных и аптекарских весах, наглухо за­крывая при этом окна, чтобы сквозняком не сдуло драгоценную пылинку. Как ни абсурдна, на совре­менный взгляд, подобная расценка, она становит­ся понятной, когда вспоминаешь о трудностях их доставки и сопряженном с нею риске.

Каких только опасностей не приходилось пре­одолевать в пути кораблям, караванам и обозам с пряностями, прежде чем они с зеленого куста Малайского архипелага попадали на свой послед­ний причал - прилавок европейского торговца! В скольких руках не перебывал товар, пока че­рез моря и пустыни он не попадал к последнему покупателю! Современные исследователи под­считали, что не меньше чем через двенадцать хищных рук должны были пройти индийские пряности, прежде чем очутиться на столе евро­пейца.

Долгий, неимоверно долгий путь! А нет ли другого, более короткого и легкого способа до­стичь заветной цели? Ответ на этот вопрос стали искать вместе с монархами и купцами мореплава­тели. Отвага, побудившая Колумба и Магеллана двинуться на запад, а Васко да Гаму - на юг, рождалась, прежде всего, из целенаправленного стрем­ления сыскать новый путь на восток.

Как ни покажется это странным на первый взгляд, именно пряности стали вполне земной, ма­териальной причиной всех тех великих открытий, которые были совершены в героический XVI век. Никогда бы монархи и купцы не снарядили флот для отважных конквистадоров, если бы эти экс­педиции в неведомые страны не сулили в то же время тысячекратного возмещения затраченных средств.

Вначале были пряности.

(По С.Цвейгу) (306 слов)

Творческое задание. Напишите, как вы отно­ситесь к мысли автора о том, что «именно пря­ности стали вполне земной, материальной причи­ной» великих географических открытий.

У девятиклассников текст вызвал самые разные реакции: от«интересный, увлекательный, красивый, никогда ничего подобного не читал!» до «странный, непонятный, какой-то ненормальный».

Приведем некоторые высказывания учеников, работавших по предложенной выше методике: Узнал много интересных фактов. Например, то, что перец ценился на вес золота и что, когда его взвешивали, в доме закрывали двери и окна; Оказы­вается, пряности, прежде чем попасть в Европу, проделывали огромный путь; Самым неожидан­ным показалось то, что главной, «материальной» причиной всех великих географических открытий автор считает пряности. Вряд ли можно с этим согласиться. Я читал об экспедициях Колумба и Магеллана, но там ничего об этом не говорилось. Они искали совсем другое. При чем тут прянос­ти? Текст, конечно, интересный, но мысль Цвей­га какая-то странная, я бы сказал, парадоксаль­ная. Хотя, может, в этом что-то и есть; Это заставляет посмотреть на известные факты с необычной стороны, наталкивает на разные мысли; Наверное, не случайно текст начинается и заканчивается одной и той же фразой; Хочется еще что-нибудь прочитать о великих мореплава­телях, может быть, самого Цвейга, если книга не очень большая. Посмотрю в Интернете. (Ответы на вопросы ученики давали в письменной форме, отсюда книжные обороты и выражения.)

Какую бы оценку тексту ни дали ученики, глав­ное, что он заставил их думать, активно обсуждать прочитанное, сталкивать разные мнения, ничего не принимать на веру, наконец, вызвал желание больше узнать о предмете обсуждения, обратить­ся к другим книгам, источникам информации. Но ведь именно этих целей мы и добиваемся.