Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 16 (стр. 22 из 35)

Восстания, поднятые жирондис­тами в нескольких городах, подтал­кивали к жестокой расправе с их арестованными вожаками. В октяб­ре 1793 г. жирондисты предстают перед революционным прокурором Фукье-Тенвилем. Суд признал их виновными в заговоре и приговорил к смертной казни. Один из аресто­ванных тут же закололся кинжалом, другой воскликнул: «Мы умираем потому, что народ спит, а вы умрете потому, что он проснётся!»

На следующий день они были казнены. Возле эшафота осуждён­ные запели «Марсельезу». Хор из двадцати голосов становился всё ти­ше: каждую минуту падала новая голова. Наконец, замолк последний. Верньо, один из руководителей

жирондистов, казненных в этот день, сказал: «Революция подобна богу Са­турну: она пожирает собственных де­тей ».

Комиссары — посланники Конвента — недрог­нувшей рукой «наводили порядок» в городах Фран­ции. По приказу депутата Колло д'Эрбуа в городе Лионе было расстреляно 210 человек за один раз. Когда считали тела, обнаружили два лишних. Тут только вспомнили, что два человека безуспешно пытались доказать, что они не приговоренные, а полицейские.

Комиссары Конвента отдавали чрезвычайные приказы по всей Франции. Депутат Сен-Жюст, на­пример, отдал такой необычный приказ: конфиско­вать 10 тыс. пар сапог у аристократов города Страс­бурга и отправить их в армию, где многие солдаты вынуждены обходиться без обуви.

Между тем разногласия начинались и в самом стане якобинцев. Наибольшим влиянием среди них тогда пользовался глава всемогущего Комитета об­щественного спасения Робеспьер. Но было и два

"Разоблачённый аристократ". Политическая карикатура.

523

других влиятельных течения — край­ние якобинцы, прозванные «бешены­ми», которых возглавляли Эбер и Шометт, и так называемые «умеренные» якобинцы — Дантон и его сторонники. Эти две группы боролись между собой.

Эбер, прозванный по имени своей газеты «па­пашей Дюшеном», призывал народ к восстанию, чтобы разделаться с «умеренными» в Конвенте. Он и его сторонники были арестованы за эти призывы и в марте 1794 г. «народная бритва» снесла и их головы.

Что это? Победа группы Дантона? Робеспьер тор­жественно обнял Дантона на трибуне Конвента, грозно спрашивая у присутствующих: «Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?» Между тем стали распространяться слухи о том, что уже подписан указ об аресте Дантона. Друзья уговаривали его бе­жать из страны. Но он отказался: «Нельзя унести с собой отечество на подошвах своих сапог!»

В апреле 1794 г. Дантон, его друг Камиль Демулен и другие его сторонники были арестованы. Дантон заметил, сидя в тюрьме: «Год назад я пред­ложил учредить Революционный трибунал. Сейчас я прошу за это прощения у Бога и людей». В суде Дантон защищался с необычайным красноречием, казалось, ещё немного, и процесс сорвётся. Обеспо­коенный Комитет общественного спасения издал специальный указ, чтобы оборвать прения на суде. Возмущённый Камиль Демулен скомкал свою за­щитительную речь, которую ему не дали произнес­ти, и швырнул её в лицо прокурору Фукье-Тенвилю. Трибунал приговорил Дантона и его друзей к смерти. Дантон предсказал, что Робеспьер после­дует за ним. Он сказал палачу: «Покажи мою го­лову народу, она того стоит».

8 июня 1794 г. в Париже состоялось необычай­ное празднество. Конвент по предложению Робес­пьера декретировал культ Верховного Существа — новую республиканскую религию. 8 июня — первое празднество республиканского бога. Облачённый в голубой камзол, с пучком колосьев и цветов в руке, Робеспьер торжественно поджёг чучела отврати­тельных чудищ — Безбожия и Анархии. На их мес­те с помощью машины была поднята статуя Муд­рости.

Теперь, когда все открытые противники Робес­пьера обезглавлены, можно было надеяться, что террор Революции пойдёт на убыль. Но на следую­щий же день после праздника Верховного Существа депутат Кутон с трибуны Конвента предложил уп­ростить судебные формальности; теперь арестован­ные практически лишались права на защиту. Тер­рор набирал новые обороты. Даже самый послуш­ный исполнитель всех бесчеловечных указаний уже не мог чувствовать себя в безопасности.

После всех мнимых и вымышленных заговоров в недрах Конвента начал зреть заговор уже настоя­щий. Во время одного из обедов депутатов Робес­пьер, которому стало жарко, сбросил камзол. Де­путат Карно обыскал его карманы и нашёл список 40 подозреваемых членов Конвента. Там было и его

имя. Депутатам-якобинцам Тальену, Фрерону и другим приходилось выбирать: действовать или умереть.

26 июля 1794 г. (8 термидора) Робеспьер высту­пил с речью в Якобинском клубе, осуждая нена­званных заговорщиков и высказывая готовность умереть «ради примера». Художник и депутат-яко­бинец Давид закричал ему: «Робеспьер, я выпью яд вместе с тобой!» (Это не помешало, однако, тому же Давиду стать несколько лет спустя бароном при дворе нового императора Наполеона!)

27 июля 1794 г. (9 термидора) в Конвенте вы­ступил ближайший друг Робеспьера Сен-Жюст. Он должен был зачитать список участников заговора. Заговорщики, позднее прозванные термидорианца­ми, вскочили и криками возмущения прервали его. Робеспьер потребовал слова. Председатель пообе­щал дать ему слово потом. Робеспьер закричал: «Председатель убийц, в последний раз требую сло­ва!» Среди шума он попытался найти поддержку в зале. Сев на одно из пустующих мест в «Болоте», он сказал: «Добродетельные люди «Равнины», к вам обращаюсь я!»

«Болотные» депутаты молчали, напряжённо размышляя, кто-то воскликнул: «Ты сел на место Дантона, которого ты зарезал!»

Услышав имя Дантона, Робеспьер вскочил, как ошпаренный. Его бил кашель, сквозь который он слышал крики: «Его душит кровь Дантона!», «Об­винение! Голосуйте обвинение!»

Робеспьер был обвинён и арестован вместе с дву­мя десятками своих сторонников. Раздались голо­са: «Да здравствует Республика!», на что Робеспьер с горечью ответил: «Республика погибла, торжест­вуют разбойники!»

По дороге в тюрьму толпы граждан освободили арестованных. Конвент объявил их и всех, кто бу­дет им помогать, вне закона. Объявление вне закона означало немедленную казнь без суда после уста­новления личности. Это повергло в ужас тех, кто только что был готов идти за Робеспьером. Граж­дане поспешно разошлись.

Робеспьер пытался покончить самоубийством, но только повредил себе выстрелом нижнюю че­люсть. Он, Сен-Жюст, Кутон и все остальные его друзья были вновь арестованы. Теперь суд уже не был нужен: формальное удостоверение личности — и казнь.

Наутро 23 человека были отвезены на телеге к эшафоту. Палач грубо сорвал с Робеспьера тот са­мый голубой камзол, в котором он был на праздни­ке Верховного Существа. Простреленная челюсть была перевязана грязной тряпкой; палач сорвал и её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что острый нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту над площадью разнёсся другой крик — крик толпы: «Да здравствует Республика!»

В этот день закончилась целая эпоха. Никто из «термидорианцев», как назвали людей, пришед­ших к власти 9 термидора, в тот момент не имел желания упразднить революцию; они хотели лишь

524

продолжить её, не рискуя своими головами. Но на практике это привело к прекращению революцион­ных преобразований. Почва для них была исчерпа­на. Прервалась связь собрания депутатов и народа, которая подталкивала революцию изначально. Ещё дважды в 1795 г. народ попытался вмешаться в ра­боту Конвента и направить её по-своему, требуя «хлеба и якобинской Конституции 1793 г.». Но это привело только к казни последних якобинских де­путатов — Ромма и др.

Революция подошла к концу. Политический ре-

жим Франции после термидорианского переворота остался весьма далёким от демократии и всё более от неё отдалял­ся. Директория из пяти человек, которой в 1795 г. передал власть Конвент, в 1799 г. сменилась у вла­сти ещё менее демократичным Консульством (см. ст. «Наполеон и его империя»). В 1806 г. император Франции Наполеон упразднил последние остатки республиканского строя. Во Франции установилась Империя.

ДЕЯТЕЛИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

МИРАБО

(9 марта 1749 г. — 2 апреля 1791 г.)

Имя графа Оноре Габриэля Рикетти де Мирабо получило достаточно широкую известность задолго до начала Французской революции. Репутация молодого аристократа носила скандаль­ный характер. Он прославился своими головокру­жительными любовными похождениями, бегства­ми от кредиторов, разгульным образом жизни. В светских кругах его прозвали «донжуан столетия».

Жизнь французского дворянства XVIII в. была, конечно, очень далека от идеалов смирения и отка­за от радостей жизни. Но мало кто так дерзко бросал вызов общепринятому лицемерию и ханжеским нормам, как граф де Мирабо. И это не осталось без­наказанным.

В те времена любой француз, ари­стократ или простолюдин, мог быть бе­зо всякого суда брошен в тюрьму на долгие годы. Достаточно было одного указа короля, даже не гласного, а тай­ного.

Секретные указы короля вновь и вновь преследовали Мирабо. Несколь­ко лет заключения, ссылки, аресты привили ему глубокую ненависть к ти­рании и беззаконию.

В 1774 г. 25-летний Мирабо напи­сал «Опыт о деспотизме». В этом серь­ёзном политическом труде он призывал сограждан смело бороться против произвола. Два года спустя Мирабо без подписи издал этот труд в Лондоне (во Франции издание такого рода в то время было не­возможно).

В водоворот событий Французской революцииграф де Мирабо вступил уже зрелым, сформиро­вавшимся человеком. Ему было 40 лет.

Объявленные королём в 1788 г. выборы в Ге­неральные штаты происходили от трёх сословий — дворянства, духовенства и так называемого «тре­тьего сословия». Вначале Мирабо попробовал вы­ставить свою кандидатуру от дворянства Прованса, к которому он принадлежал. Встречен он был очень холодно. Тогда он решил избираться от третьего со­словия. Для того чтобы войти в ряды этого сосло­вия, ему пришлось даже открыть торговую лавку. В своих речах Мирабо требовал решительных ре­форм, принятия конституции. Своими выступлени­ями кандидат в депутаты Мирабо завоёвывал всё большую популярность в Провансе. В этом ему по­могал удивительный дар красноречия и могучий голос. Особенно людей поражало то, что этот страстный обличи­тель пороков дворянства принадлежит к одной из самых знатных фамилий Прованса. В Марселе толпа забрасыва­ла его цветами, восклицая: «Слава Ми­рабо — отцу отечества!» Люди выпря­гали лошадей из его экипажа и сами везли его по улицам. После избрания почётный эскорт с факелами провожал его до самой границы Прованса.