Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 16 (стр. 32 из 35)

Хрупкий суверенитет молодых республик мог в любой момент не выдержать экономического и по­литического, а порой и военного давления наиболее сильных европейских держав, в основном поддер­живавших Испанию в её многолетней кампании по удержанию колоний. (Да и США не оставались в стороне.) В Европе, как известно, все вопросы, ка­сающиеся международных отношений, решались в те годы в рамках «Священного Союза». Отсюда стремление Боливара создать «Священный Союз на­родов», который мог бы противостоять «Священ­ному Союзу» монархов.

Дважды он пытался практически осуществить идею латиноамериканского единства. Прежде всего он хотел добиться этого путём включения в широ­кую конфедерацию испаноязычных государств За­падного полушария. Своеобразной её моделью мог­ла стать так называемая «Великая Колумбия» — созданное Боливаром государство, в которое вошли на добровольных началах Венесуэла, Колумбия, Панама и Эквадор. Оно просуществовало с 1821 по 1830 г.

Слабость и преждевременность этого объедине­ния выявились очень быстро. Огромные расстояния и отсутствие широкой сети путей сообщения, эко­номическая разруха, появление на местах мно­гочисленных каудильо, выступавших против цент­рального правительства, — всё это вело к раздроб­ленности, раздорам, а в конечном итоге и к распаду «Великой Колумбии».

Ещё раз Боливар попытался вдохнуть жизнь в идею латиноамериканского единства в 1826 г. на созванном по его инициативе Панамском конгрессе. В его планах было учреждение регулярно созывае­мого конгресса всех государств Латинской Америки в Панаме, т. е. в самом центре Нового Света. В случае общей опасности там должны были концент­рироваться силы для её нейтрализации, а в мирное время конгресс играл бы роль посредника и тре­тейского судьи. В случае надобности предполага­лось предоставить в его распоряжение армию и флот. Но всё осталось только в области проектов. На конгрессе присутствовали только делегаты Ко­лумбии, Перу, Мексики и Центральноамерикан­ской федерации, что разрушило планы Боливара. С грустью писал он, что был в этот момент «похож на того сумасшедшего грека, который, сидя на ска­ле, пытался управлять проходившими мимо су­дами».

«Я всё, что в моих силах, сделаю для Америки!» — эта фраза, произнесённая Освободителем 21 ок­тября 1825 г., отражает глубинную суть его кипу­чей деятельности, однако именно во второй поло­вине 20-х гг. максимализм Боливара подвергся наи­большим испытаниям. Многие благородные замыс­лы осуществить не удалось — мешали не только США и Великобритания, добавились острые внут­риполитические противоречия в самой «Великой Колумбии». Распри, зависть и тщеславие некото­рых вчерашних друзей и соратников, борьба за власть и клевета, распространяемая его противни­ками в армии, — всё это осложняло обстановку в стране и подрывало силы Освободителя.

Его обвиняют в установлении диктатуры, и в от­вет на это он в 1829 — начале 1830 г. трижды про­сит конгресс об отставке. «Меня подозревают в том, что я стремлюсь к установлению тирании. Но если судьба государства зависит от одного человека, то такое государство не имеет права на существование и в конце концов сгинет», — писал он в заявлении об отставке. После того как 1 марта 1830 г. его просьба была удовлетворена, Боливар собирался по­ехать в Европу, но умер на родном континенте 17 декабря 1830 г.

РАБСТВО И РАБОТОРГОВЛЯ

«Охотники за рабами сковывали по нескольку негров вместе, гнали их пешком за сотни миль, клеймили, как скот, перево­зили через океан на отвратительных невольничьих кораблях и продавали колонизаторам как скот... Никогда ещё человек не падал так низко, как участники чудовищной работорговли». Трудно не согласиться с этими словами американского учё­ного и общественного деятеля Уильяма Фостера.

С начала XVI в. в течение четырёх столетий рабы оставались одним из самых доходных товаров в тор­говле наиболее развитых стран мира. По подсчётам исследователей, за это время из Африки было про­дано в колонии европейских стран около 20 млн.

невольников. Причём речь идёт только о рабах, дос­тавленных к месту назначения живыми. Если же учесть, что и при охоте на людей, и при перевозке через океан смертность среди них была очень вы­сока, то можно согласиться с выводами тех авторов, по подсчётам которых в период работорговли Аф­рика потеряла свыше 60 млн. человек.

Наибольшее количество рабов попадало на не­вольничьи корабли в результате захвата их специ­альными вооружёнными отрядами европейцев. Живым товаром становились также люди, продан­ные либо за какой-то проступок вождями племён, либо родственниками во время голода. Достоянием торговцев оказывались и рабы, перепроданные

546

своими хозяевами, и пленные, захваченные во вре­мя войн аборигенов.

У многих африканских племён было правилом продавать в рабство мужчин и женщин за тяжкие (по нормам местной морали) преступления. Этим активно злоупотребляли туземные вожди, князьки, старейшины и беззастенчиво сбывали по пустяко­вому поводу своих соплеменников. Не прибегая к силе, европейские работорговцы могли в XVIII в. приобрести раба (по ценам французской фактории) за 3 фунта янтаря или за 100 патронов, 9 унций кораллового ожерелья, 240 ножей, 4 метра ярко-красной материи, 100 литров водки, 4 ружья, 4 фунта гвоздей, 30 фунтов красной шерстяной пря­жи, 6 пистолетов, 50 фунтов пороха, 12 пачек пис­чей бумаги. Впрочем, практиковались и комбина­ции из перечисленных товаров.

Перевозили рабов из Африки в Новый Свет обы­чно на небольших судёнышках водоизмещением около 200 т, человек по 250 на каждом. Описание невольничьего рейса, сделанное португальским ис­ториком Оливейра Мартиншем, потрясает: «Судно с рабами представляло собой отвратительный, про­низывающий сердце болью спектакль. Сваленные в трюм невольники напоминали муравейник живых тел, они жадно приникали к железным решёткам люка в поисках глотка свежего воздуха. То и дело происходили жестокие драки, слышались яростные вопли... Внутри трюма царил мрак, несчастные то пребывали в безысходной апатии, то терзались, пе­реполненные отчаянием и ненавистью. Одни пыта­лись удавиться, другие расплющивались толпой».

За малейшее проявление протеста рабов жестоко наказывали — вплоть до выбрасывания за борт в открытое море. Та же участь ожидала и серьёзно заболевших невольников.

Хотя до берегов Нового Света не удавалось до­везти живой товар без больших потерь, работоргов­ля приносила колоссальные доходы. На варварском торге наживались голландцы, англичане, францу­зы, португальцы и датчане. Победа Англии в войне за Испанское наследство (1700—1713 гг.) позволи­ла туманному Альбиону поставить прибыльное дело

под свой контроль. По подсчётам учё­ных, за всё время работорговли англий­ские суда перевезли в четыре раза боль­ше невольников, чем корабли других стран.

Известно выражение Катона: «Раб должен или работать, или спать». Спустя тысячелетия оно точ­но отражало положение невольников даже в XIX в. Тяжкий труд на сахарных и хлопковых плантаци­ях, различная чёрная работа — вот удел негров на территории Западного полушария. На Кубе, напри­мер, в период уборки сахарного тростника им при­ходилось работать по 19—20 часов, а есть — два раза в сутки.

Вседозволенность развязывала рабовладельцам руки. Садисты придумали изощрённую экзекуцию, при которой избиваемый должен сам считать на­носимые ему удары. Если несчастный, извиваясь под кнутом, сбивался, что было вполне естественно при почти поголовной неграмотности невольников, то отсчёт начинали с нуля. Палачи проявляли «ми­лосердие», наказывая беременную женщину: преж­де чем бросить жертву на землю, в почве делали углубление для живота рабыни. Таким образом, ещё находясь в утробе матери, дети рабов ощущали варварство ожидавшего их бытия.

Приобрели печальную известность способы пы­ток и избиений, и даже их названия: «лестница», «сепо», «грильете», «маса» и т. д. «Лестница» —это наказание привязанного к лестнице раба бичом. «Сепо» — наказание-пытка. На полуобнажённого раба накладывали своего рода смирительную руба­шку из дерева с отверстиями для головы, рук и ног. Тот лежал под палящим тропическим солнцем, страдая от жары, жажды и укусов насекомых. «Грильете» — всего-навсего предосторожность, а не пытка. Ноги раба на уровне щиколоток приковы­вали к достаточно длинной цепи, что позволяло ис­пользовать его на различных работах. «Остроум­ной» разновидностью «грильете» была «маса»: од­ним концом цепь держала ногу раба, а другим — тяжёлое бревно. Можно было даже передвигаться, правда, взвалив бревно на себя.

На невольников, склонных к побегу, надевали

Труд рабов в южных штатах США.

Караван рабов в Африке во времена Ливингстона.

547

Объявление о продаже рабов.

железное «колье», состоявшее из кольца, крепив­шегося вокруг шеи, и двух штырей, торчащих вверх по обе стороны головы наподобие рогов, на которые навешивались колокольчики. На рабов, поедавших стебли сахарного тростника, надевалась закрывавшаяся на ключ металлическая маска без отверстия для рта. Без разрешения надсмотрщика — ни есть, ни пить.

Применялась по отношению к рабам и смертная казнь. Использовали для этого гильотину, и обя­зательно в присутствии остальных рабов.

«Сколько рабов — столько врагов», — говорил римский философ Сенека. Бич надсмотрщика не только подгонял невольника в работе, но и вызывал в нём чувство непримиримости. Простейшая форма протеста — побег. Уже в первой половине XVI в. рабовладельцы испанских колоний начали созда­вать фонды для организованного преследования беглых рабов. Появились и специалисты по их от­лову. Кубинские «охотники» (ранчадорес) пользо­вались славой искушённых мастеров и даже имели подготовленных для этой «охоты» собак. Когда в конце XVIII в. англичанам не удалось подавить вос­стание рабов на Ямайке, они пригласили кубинских ранчадорес, которые с помощью собак быстро лик­видировали очаг сопротивления. Едва ли не решаю­щую роль сыграли собаки.