Смекни!
smekni.com

Учебник Macromedia Dreamweaver (стр. 72 из 135)

Если же стиль должен быть использован в одном-единственном месте од-ной-единственной Web-страницы, внедрите его прямо в HTML-тег. Так он будет "ближе к месту действия" и не станет загромождать таблицы стилей, как внутреннюю, так и внешние.

Но почему таблицы стилей называются еще и каскадными? Дело в том, что у них есть одна интересная и полезная особенность, о которой вам обязательно нужно будет узнать.

Почему "каскадные"

В одной и той же Web-странице могут использоваться и внутренние стили, и таблицы стилей обоих видов: внешние и внутренняя. При этом "в работе" будут все определенные в них стили.

Но что делать, если какой-то стиль будет определен одновременно два или три раза? Одним словом, что делать, если произойдет конфликт стилей!

В этом случае каскадные таблицы стилей оправдывают свое название. Вступает в действие правило каскадности, разрешающее конфликт стилей. И разрешается он столь изящно, что нельзя не восторгаться. Эх, если бы так решались все конфликты на свете!..

Давайте рассмотрим пример. Предположим, у нас есть внешняя таблица стилей.

Р ( font-size: 9pt } HI { font-size: 24pt;

text-align: center } .copyright { font-size: 8pt;

font-style: italic;

text-align: right }

Здесь мы переопределили внешний вид текста, отформатированного тегами <р> и <HI>, и задали новый стиль copyright. Атрибут text-align задает выравнивание текста параграфа; значение center задает выравнивание по центру, a right — по правому краю.

Сохраним эту таблицу стилей в файле 10. Less. И создадим небольшую Web-страницу.

<HTML>

<HEAD>

<ТITLЕ>Стили</ТITLЕ>

<LINK REL="stylesheet" HREF="10.l.css">;

<STYLE>

H1 { font-size: 16pt; color: #00FF00 } I { font-size: larger } </STYLE> </HEAD> <BODY>

<Н1>Заголовок</Н1>

<Р>Параграф

<Р>Параграф

<HR>

<Р CLASS="copyright">

Авторские <SPAN STYLE=" font-style: normal!">права</SPAN>.

</BODY> </HTML>

Сохраним эту страничку в файле 10.1.htm. И откроем в Web-обозревателе. То, что мы увидим в его окне, показано на рис. 10.2.

Рис. 10.2. Web-страница, использующая стили

Так что же мы получим в результате?

Во внешней таблице стилей для тега <HI> задаются шрифт размером 24 пункта и выравнивание текста параграфа по центру. Однако во внутренней таблице стилей для того же тега задается размер шрифта 16 пунктов и зеленый цвет текста. Какому определению стилю верить?

Web-обозреватель "верит" обоим. Точнее, делает следующее. К определению стиля, сделанному во внешней таблице, добавляет определение, сделанное во внутренней таблице. А если определение затрагивает один и тот же атрибут (в нашем случае — размер шрифта), берется определение, сделанное во внутренней таблице. И результирующий стиль тега <HI> будет иметь такой вид:

H1 { font-size: 16pt;

text-align: center; color: #00FF00 }

Здесь автор просто перевел результирующее определение стиля, хранящееся в памяти Web-обозревателя, на понятный вам язык. Оно-то и будет применено к тексту, отформатированному с использованием тега <H1>.

Говорят, что стиль, определенный во внутренней таблице, имеет приоритет перед стилем из внешней таблицы. Аналогично, внутренний стиль, помещенный внутрь тега, имеет приоритет перед и внутренней, и внешней таблицами стилей. Это и называется каскадностью.

Давайте рассмотрим стиль copyright.

Во внешней таблице для него были заданы курсивный шрифт размером 8 пунктов и выравнивание по правому краю. Когда мы присвоили его элементу, отформатированному с помощью тега <р>, стиль copyright полностью заменил определение стиля для тега <р>, сделанное в той же внешней таблице. Из этого следует, что стили с именем (т. е. стилевые классы и гибридные стили) имеют приоритет перед переопределениями тегов.

Теперь рассмотрим подробнее последний параграф нашей странички. Вот он:

<Р CLASS="copyright">

Авторские <SPAN STYLE="font-style: normal ">права</SРАМ>.

Здесь присутствует новый, не знакомый нам тег <SPAN>. Этот тег позволяет выделить фрагмент какого-либо текста и произвести над ним некоторые действия, например применить стиль. Что мы и сделали -- применили к фрагменту текста новый стиль, встроенный в этот тег. Мы убрали курсивное выделение текста, и наши установки перекрыли определение стиля copyright, сделанное во внешней таблице стилей.

Каскадность — огромное преимущество. Благодаря ему мы можем сократить размеры своих таблиц стилей до минимума. Нам достаточно будет просто переопределить необходимые атрибуты во внутренней таблице стилей или во внутреннем стиле, чтобы изменить Web-страницу до неузнаваемости. Web-обозреватель однозначно разрешает все конфликты стилей, пользуясь правилом каскадности и приоритета. А правило это звучит просто: своя рубашка, т. е. таблица стилей, ближе к телу... простите, тегу.

Однако для неопытного Web-дизайнера каскадность — бич божий. Иной раз бывает трудно сразу выяснить, что перед чем имеет приоритет. И с таким трудом созданные Web-страницы выглядят как кошмар умалишенного. В таком случае помогают только тщательные проверки и перепроверки различных вариантов определения стилей.

Псевдостили гиперссылок

А теперь мы узнаем еще об одной интересной возможности, предлагаемой Web-дизайнеру таблицами стилей. Это псевдостили гиперссылок, позволяюие в достаточно широких пределах менять внешний вид гиперссылок на ваших страницах.

Вы уже знаете, что для каждой Web-страницы можно задать цвет фона, текста и кодировку текста. Кроме того, HTML позволяет вам также сменить цвета гиперссылок, отдельно — для непосещенных, отдельно — для посещенных и отдельно — для активной гиперссылки. Этр позволяет немного оживить Web-сайт, сделать его не похожим на другие. Но возможности, предлагаемые псевдостилями, несравнимо шире. Вы можете менять шрифт, начертание и даже убирать надоевшее подчеркивание у активной гиперссылки.

Но как же это делается? Обычным переопределением стилей во внешней или внутренней таблице.

Но сначала давайте перечислим все доступные в данный момент псевдостили. Как видно из табл. 10.1, всего их четыре.

Таблица 10.1. Псевдостили гиперссылок

Псевдостиль Описание
A: link Применяется ко всем гиперссылкам документа
A: active Применяется ко всем активным гиперссылкам документа
A: visited Применяется ко всем посещенным гиперссылкам документа
A: hover Применяется к гиперссылке, на которую указывает курсор мыши

Теперь давайте создадим небольшой пример Web-странички, использующей псевдостили.

<HTML> <HEAD>

<ТIТLЕ>Псевдостили</ТIТLЕ> <STYLE>

A: link { color: tCC0000;

background-color: #FFFFFF; text-decoration: none } A: activ

e { color: #FFFFFF;

background-color: #CC0000; text-decoration: none } A: visited

{ color: #CC0000;

background-color: ttFFFFFF; text-decoration: line-through } A: hover

{ color: #FFFFFF;

background-color: #CC0000; text-decoration: none }

</STYLE>

</HEAD>

<BODY>

<P><A НRЕF="">Гиперссылка 1</А></Р>

<P><A НRЕF="">Гиперссылка 2</А></Р>

<P><A НRЕF="">Гиперссылка 3 </А></Р>

</BODY>

</HTML>

Сохраните эту страницу в файле 10.2.htm и откройте в Web-обозревателе. Попробуйте провести курсором мыши над любой гиперссылкой и посмотрите, что из этого получится.

Автор не будет подробно разбирать таблицу стилей и ее атрибуты. Попробуйте разобраться в ней сами. Учтите только, что атрибут background-color задает цвет фона текста, а атрибут text-decoration — подчеркивание или зачеркивание текста. Значение line-through последнего задает зачеркивание текста, а попе — отсутствие подобного "украшения".

Вообще, псевдостили лучше всего задавать во внешней таблице стилей, поскольку все таблицы сайта должны выглядеть одинаково. Тем более это касается гиперссылок. Представьте себе удивление и гнев посетителя, если на различных страницах гиперссылки отображаются разным цветом.

Работа с таблицами стилей в Dreamweaver

Вы уже много узнали о таблицах стилей. И, наверно, вас уже давно мучает вопрос: а что же Dreamweaver? Поддерживает ли он работу с таблицами стилей? И если поддерживает, то насколько? И почему автор не упомянул об этом ни слова, а все заваливал нас примерами на этом ужасном и ни капельки не понятном HTML? Неужели нам все-таки придется создавать стили вручную?!!

Успокойтесь. Все в порядке. Dreamweaver прекрасно поддерживает и внешние, и внутренние таблицы стилей и позволяет вам создавать стили, "понятные" самым последним на момент его выхода в свет Web-обозревателям. А применять созданные стили к элементам страницы вообще проще простого.

Но зачем же понадобилось столько исходного кода? Для того чтобы вы поняли, что такое таблицы стилей и как они работают. А разъяснить это проще всего на примерах, написанных на языках HTML и CSS. К тому же, знать языки HTML и CSS Web-дизайнеру совсем не вредно, наоборот, полезно. Лишние знания — багаж необременительный и зачастую оказывающийся совсем не лишним.

В этом есть, правда, еще один резон. Дело в том, что Dreamweaver не поддерживает удобное создание и присвоение элементам страницы встроенных стилей. Единственный способ создавать их — вводить вручную в мини-редакторе HTML или пользоваться диалоговым окном Tag Editor, описанным в главе 2.

Создание стилей

Перед тем как начать экспериментировать со стилями, откройте Web-страницу 1.1.htm, созданную нами в самом начале изучения Dreamweaver. Над ее содержимым мы и будем издеваться. Только пересохраните ее под именем 10.2.htm, выбрав пункт Save As в меню File или нажав комбинацию клавиш <Ctrl>+<Shift>+<S>.

Вся работа со стилями протекает в панели CSS Styles Dreamweaver, показанной на рис. 10.3. Чтобы вызвать ее на экран, либо выберите в меню Window пункт CSS Styles, либо нажмите комбинацию клавиш <Shift>+<F11>.