Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 12 (стр. 13 из 16)

Византия вела торговлю с Китаем и Индией, а после завоевания при императоре Юстиниане За­падного Средиземноморья установила гегемонию на торговлю со странами Запада, превратив снова Сре­диземное море в «Римское озеро».

По уровню развития ремёсел Византия не имела себе равных среди западноевропейских стран.

В годы правления императора Юстиниана I (527—565 гг.) Византия достигает вершин своего расцвета. Реформы, проведённые при нём, способствовали централизации государства, а «Кодекс Юстиниана» (свод гражданского права), разрабо­танный в его правление, действовал на всём протя­жении существования государства, оказав большое влияние на развитие права в странах феодальной Европы (см. ст. «Юстиниан I»).

В это время империя переживает эпоху гранди­озного строительства: возводятся военные укрепле­ния, строятся города, дворцы и храмы. К этому пе­риоду относится возведение великолепного храма Св. Софии, ставшего известным всему миру.

Конец этого периода был отмечен вновь обо­стрившейся борьбой между церковью и император­ской властью.

Второй этап (вторая половина VII в. — первая половина IX в.) прошёл в напряжённой борьбе с арабами и славянскими нашествиями. Территория державы сократилась вдвое, и теперь империя ста­ла намного однороднее по национальному составу: это было греко-славянское государство. Её эконо­мической основой являлось свободное крестьянст­во. Варварские нашествия создали благоприятные условия для освобождения крестьян от зависимос­ти, и главный законодательный акт, регулировав­ший аграрные отношения в империи, исходит из того, что земля находится в распоряжении кресть­янской общины. Резко сокращаются количество го­родов и численность горожан. Из крупных центров остаётся только Константинополь, а население его сокращается до 30—40 тыс. Другие города империи насчитывают по 8—10 тыс. жителей. В малых жизнь замирает. Упадок городов и «варваризация» населения (т. е. рост числа «варваров», прежде всего славян, среди подданных василевса) не могли не привести к упадку культуры. Количество школ, а следовательно, и образованных людей резко сокра­щается. Просвещение концентрируется в монасты­рях.

Именно в этот сложный период и происходит ре­шающее столкновение между василевсами и цер­ковью. Главную роль на этом этапе играют импе­раторы Исаврийской династии. Первый из них — Лев III — был храбрым воином и тонким дипло­матом, ему приходилось сражаться во главе кава­лерии, атаковать арабские корабли на лёгком су­дёнышке, давать обещания и тут же нарушать их. Именно он возглавил оборону Константинополя, когда в 717 г. мусульманская армия блокировала город и с суши, и с моря. Столицу ромеев арабы окружили стеной с осадными башнями против во­рот, а в Босфор вошёл огромный флот из 1800 ко­раблей. И тем не менее Константинополь был спа­сён. Византийцы сожгли арабский флот «греческим огнём» (специальная смесь нефти и серы, изобре­тённая греческим учёным Каллинником, которая

397

не гасла от воды; через специальные си­фоны ею поливали вражеские корабли). Блокада с моря была сорвана, а силы сухопутной армии арабов подорвала суровая зима: снег лежал 100 дней, что удивительно для этих мест. В лагере арабов начался голод, солдаты съели сначала лошадей, а потом и трупы умерших. Вес­ной 718 г. византийцы разгромили и вторую эскад­ру, а в тылу арабской армии появились союзники империи — болгары. Простояв под стенами города почти год, мусульмане отступили. Но война с ними продолжалась ещё более двух десятилетий, и толь­ко в 740 г. Лев III нанёс противнику решающее поражение.

В 730 г., в разгар войны с арабами, Лев III об­рушил жестокие репрессии на сторонников иконопочитания. Иконы снимались со стен во всех хра­мах и уничтожались. Их заменили изображение креста и узоры из цветов и деревьев (враги импера­тора язвили, что храмы стали напоминать сады и леса). Иконоборчество было последней и неудачной попыткой кесаря духовно победить церковь. С этого момента императоры ограничиваются ролью за­щитников и хранителей традиции. Появление именно в это время иконописного сюжета «Импе­ратор, склонившийся перед Христом» отражает значение происшедшей перемены.

Во всех областях жизни империи всё более ут­верждается консервативный и охранительный тра­диционализм.

Третий этап (вторая половина IX в. — середина XI в.) проходит под властью императоров Македон­ской династии. Это «золотой век» империи, период экономического подъёма и расцвета культуры.

Ещё в период правления Исаврийской династии сложилась ситуация, когда преобладающей формой собственности на землю была государственная, а ос­нову армии составляли воины-стратиоты, служив­шие за земельный надел. С Македонской династии начинается практика широкой раздачи знати и бо­евым командирам больших угодий и пустующих зе­мель. Работали в этих хозяйствах зависимые кре­стьяне-парики (общинники, потерявшие землю). Из слоя земельных собственников (динатов) форми­руется класс феодалов. Меняется и характер вой­ска: ополчение стратиотов заменяется в X в. тяже­ловооружённой, закованной в броню конницей (катафрактариями), которая становится главной удар­ной силой византийской армии.

IX—XI вв. — период роста городов. Выдающееся техническое открытие — изобретение косого паруса — и поддержка государством ремесленных и тор­говых корпораций сделали города империи на дол­гое время хозяевами средиземноморской торговли. В первую очередь это относится, конечно, к Кон­стантинополю, который становится важнейшим центром транзитной торговли между Западом и Востоком, богатейшим городом Европы. Изделия константинопольских ремесленников — ткачей, ювелиров, кузнецов — на века станут эталоном для ремесленников Европы. Вместе со столицей пере­живают подъём и провинциальные города: Фессалоники, Трапезунд, Эфес и другие. Вновь оживает черноморская торговля. В экономический подъём империи вносят свой вклад и монастыри, ставшие центрами высокопроизводительного ремесла и зем­леделия.

Экономический подъём тесно связан с возрожде­нием культуры. В 842 г. восстанавливается дея­тельность Константинопольского университета, в котором выдающуюся роль играет крупнейший учёный Византии Лев Математик. Он составил ме­дицинскую энциклопедию и писал стихи. Его биб­лиотека включала в себя книги отцов церкви и ан­тичных философов и учёных: Платона и Прокла, Архимеда и Евклида. С именем Льва Математика связано несколько изобретений: применение букв как арифметических символов (т. е. начало алгеб­ры), изобретение световой сигнализации, связы­вающей Константинополь с границей, создание движущихся статуй во дворце. Поющие птицы, ры­чащие львы (фигуры приводились в движение во­дой) изумляли иностранных послов. Университет располагался в зале дворца, называвшегося Магнавра, и получил название Магнаврского. Препода­вались грамматика, риторика, философия, арифме­тика, астрономия, музыка.

Одновременно с университетом в Константино­поле создаётся богословская патриаршая школа. По всей стране возрождается система просвещения.

В конце XI в., при патриархе Фотии, исключи­тельно образованном человеке, собравшем лучшую библиотеку своего времени (сотни наименований книг выдающихся умов древности), разворачивает­ся широкая миссионерская деятельность по хри­стианизации варваров. Подготовленные в Констан­тинополе священники и проповедники отправляют­ся к язычникам — болгарам и сербам. Огромное значение получает миссия Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество, в ходе которой они создают славянскую письменность и переводят на славянский язык Библию и церковную литературу. Тем самым закладываются основы духовного и по­литического подъёма в славянском мире. Тогда же принимает христианство и киевский князь Аскольд. Ещё через столетие, в 988 г., киевский князь Владимир крестится в Херсонесе, принимает имя Василий («царственный») и берёт в жёны сестру византийского императора Василия Анну. Замена язычества христианством в Киевской Руси повлия­ла на развитие архитектуры, живописи, литерату­ры, способствовала обогащению славянской куль­туры.

Именно в период царствования Василия II (976—1026 гг.) держава ромеев достигает апогея своего внешнеполитического могущества. Умный и энергичный император был суровым и жестоким правителем. Расправившись с помощью киевской дружины со своими внутриполитическими врага­ми, василевс начал тяжёлую войну с Болгарией, которая длилась с перерывами 28 лет, и, наконец, нанёс решающее поражение своему врагу болгар­скому царю Самуилу.

Одновременно Василий вёл постоянные войны

398

на Востоке и к концу своего царствования вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, ус­тановил контроль над Грузией и Арменией. Когда во время подготовки похода в Италию в 1025 г. император скончался, Византия была самым силь­ным государством Европы. Однако именно его цар­ствование продемонстрировало болезнь, которая бу­дет ещё столетия подтачивать её мощь. С точки зре­ния Константинополя, приобщение варваров к пра­вославной религии и греческой культуре автомати­чески означало их подчинение василевсу ромеев — главному хранителю этого духовного достояния. Греческие священники и учителя, иконописцы и архитекторы способствовали духовному пробужде­нию болгар, сербов. Попытка василевсов сохранить вселенский характер своей власти, опираясь на мощь централизованного государства, противоре­чила объективному ходу процесса христианизации варваров и лишь истощала силы империи.

Напряжение всех сил Византии при Василии II привело к финансовому кризису. Ситуация ещё бо­лее обострилась из-за постоянной борьбы между столичной и провинциальной знатью. В результате смут император Роман IV (1068—1071 гг.) был пре­дан своим окружением и потерпел жестокое пора­жение в войне с новой волной мусульманских заво­евателей — турок-сельджуков. После победы в 1071 г. при Манцикерте конница мусульман в те­чение десятилетия взяла под контроль всю Малую Азию.