Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 12 (стр. 14 из 16)

Однако поражения конца XI в. не были концом империи. Византия обладала огромной жизнеспо­собностью.

Следующий, четвёртый (1081—1204 гг.) этап её существования был периодом нового подъёма. Им­ператоры династии Комнинов смогли консолидиро­вать силы ромеев и возродить их славу ещё на целое столетие. Первые три императора этой династии — Алексей (1081—1118 гг.), Иоанн (1118—1143 гг.) и Мануил (1143—1180 гг.) — проявили себя как храбрые и талантливые военачальники, тонкие дипломаты и дальновидные политики. Опираясь на провинциальную знать, они прекратили внутрен­нюю смуту и отвоевали у турок малоазийское побе­режье, поставили под контроль дунайские государ­ства. Комнины вошли в историю Византии как им­ператоры-«западники». Несмотря на раскол между православной и католической церковью в 1054 г., они в борьбе с турками обратились за помощью к западноевропейским королевствам (впервые в ис­тории империи). Константинополь стал местом сбо­ра участников 1-го и 2-го крестовых походов. Крес­тоносцы обещали признать себя вассалами империи после того, как отвоюют Сирию и Палестину, и пос­ле победы императоры Иоанн и Мануил заставили их выполнить обещания и признать власть импе­рии. Окружённые западными рыцарями, Комнины были очень похожи на западноевропейских коро­лей. Но, хотя опора этой династии — провинциаль­ная знать — тоже окружила себя зависимыми вас-

399

селами, феодальная лестница в импе­рии не возникла. Вассалы местной зна­ти были просто дружинниками. Харак­терно и то, что основу войска при этой династии составляют наёмники из Западной Европы и ры­цари, поселившиеся в империи и получившие здесь земли и замки. Император Мануил подчинил импе­рии Сербию и Венгрию. Его войска воевали в Ита­лии, где даже Милан признал власть империи; пы­тались подчинить Египет, совершая экспедиции в дельту Нила. Столетнее правление Комнинов закан­чивается смутой и гражданской войной.

Новая династия Ангелов (1185—1204 гг.) лишь углубляет кризис тем, что, покровительствуя ита­льянским купцам, наносит непоправимый удар по отечественному ремеслу и торговле. Поэтому, когда в 1204 г. рыцари 1-го крестового похода внезапно изменили свой маршрут, вмешались во внутрипо­литическую борьбу империи, захватили Константи­нополь и основали на Босфоре Латинскую импе­рию, катастрофа была закономерной.

Жители и защитники Константинополя превос­ходили крестоносцев по численности в десятки раз, и тем не менее город пал, хотя выдерживал осаду и натиск более серьёзного врага. Причина пораже­ния была, конечно, в том, что византийцы были деморализованы внутренними смутами. Немало­важную роль сыграло и то, что политика Комнинов во второй половине XII в. (при всей её внешней ус­пешности) противоречила интересам империи, т.к. ограниченные ресурсы Балканского полуострова и части Малой Азии не позволяли претендовать на роль «вселенской империи». В тот период реальное вселенское значение имела уже не столько импера­торская власть, сколько власть вселенского кон­стантинопольского патриарха. Обеспечить единство православного мира (Византии, Сербии, Руси, Гру­зии), опираясь на военную мощь государства, было уже невозможно, а опираясь на церковное единство — ещё достаточно реально. Получилось так, что ре­лигиозные основы единства и силы Византии ока­зались подорваны, и на полвека на месте империи ромеев утвердилась Латинская империя крестонос­цев.

Однако страшный разгром не смог уничтожить Византию. Ромеи сохранили свою государствен­ность в Малой Азии и Эпире. Важнейшим оплотом собирания сил стала Никейская империя, которая при императоре Иоанне Ватаце (1222—1254 гг.) на­копила экономический потенциал, необходимый для создания сильной армии и сохранения куль­туры.

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобож­дает от латинян Константинополь, и этим событием начинается пятый этап существования Византии, который продлится до 1453 г. Военный потенциал державы был невелик, экономика разорена набега­ми турок и внутренними раздорами, ремесло и тор­говля пришли в упадок. Когда Палеологи, продол­жая политику Ангелов, сделали ставку на итальян­ских купцов, венецианцев и генуэзцев, — местные ремесленники и купцы не смогли противостоять

конкуренции. Упадок ремесла подорвал экономиче­скую мощь Константинополя и лишил его послед­них сил.

Главное значение империи Палеологов в том, что она сохранила культуру Византии до XV в., когда её смогли перенять народы Европы. Два столетия — это расцвет философии и богословия, архитек­туры и иконописи. Казалось, бедственное экономи­ческое и политическое положение лишь стимули­ровало взлёт духа, и это время называют «палеологовским возрождением».

Центром религиозной жизни стал Афонский мо­настырь, основанный ещё в X в. При Комнинах он вырос численно, а в XIV в. Святая Гора (монастырь был расположен на горе) стала целым городом, в котором жили тысячи монахов разных националь­ностей. Велика была роль константинопольского патриарха, руководившего церквами независимых Болгарии, Сербии, Руси и проводившего вселен­скую политику.

При Палеологах возрождается Константино­польский университет. Появляются направления в философии, которые стремятся возродить антич­ную культуру. Крайним представителем этого тече­ния был Георгий Плифон (1360—1452), который создал оригинальную философию и религию, опи­раясь на учение Платона и Заратуштры.

«Палеологовское возрождение» — это расцвет архитектуры и живописи. До сих пор зрителей по­ражают прекрасные строения и удивительные фрески Мистры (город около древней Спарты).

Идейно-политическая жизнь империи с конца XIII в. по XV в. проходит в борьбе вокруг унии между католиками и православными. Нарастаю­щий натиск турок-мусульман вынудил Палеологов обратиться за военной помощью к Западу. В обмен на спасение Константинополя императоры обещали добиться подчинения православной церкви Папе римскому (унии). Первым такую попытку предпри­нял ещё Михаил Палеолог в 1274 г. Это вызвало взрыв возмущения православного населения. И когда перед самой гибелью города, в 1439 г., уния была всё же подписана во Флоренции, её единодуш­но отвергли жители Константинополя. Причины этого были, конечно, в ненависти, которую греки испытывали к «латинянам» после погрома 1204 г. и полувекового господства католиков на Босфоре. Кроме того, Запад так и не смог (или не захотел) оказать Константинополю и империи эффективную военную помощь. Два крестовых похода 1396 г. и 1440 г. кончились разгромом европейских армий. Но не менее важно было и то, что уния для греков означала отказ от миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Это отрече­ние перечеркнуло бы многовековую историю им­перии. Именно поэтому монахи Афона, а вслед за ними и подавляющее большинство византийцев, от­вергли унию и начали готовиться к обороне обре­чённого Константинополя. В 1453 г. огромная ту­рецкая армия осадила и взяла штурмом «Новый Рим». «Держава ромеев» перестала существовать.

Значение Византийской империи в истории че-

400

ловечества трудно переоценить. В тёмные века вар­варства и раннего Средневековья она донесла до по­томков наследие Эллады и Рима, сохранила хри­стианскую культуру. Достижения в области науки (математика), в литературе, изобразительном ис­кусстве, книжной миниатюре, декоративно-прик­ладном искусстве (изделия из слоновой кости, ме­талла, художественные ткани, перегородчатые эма­ли), архитектуре, в военном деле оказали значительное влияние на дальнейшее разви­тие культуры Западной Европы и Киев­ской Руси. Да и жизнь современного об­щества невозможно представить без византийского влияния. Иногда Константинополь называют «зо­лотым мостом» между Западом и Востоком. Это вер­но, но ещё правильнее считать державу ромеев «зо­лотым мостом» между древностью и Новым вре­менем.

ЮСТИНИАН I

Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий, в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по пригла­шению своего дяди Юстина, влиятельного при­дворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то, что сам так и остался негра­мотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518 г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили преста­релого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отли­чали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его факти­чески правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового ар­тиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой порвала со своим кругом и уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиоз­ной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась неза­менимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.

В 527 г., после смерти дяди, 45-летний Юстини­ан стал автократором — самодержцем — Империи ромеев, как называлась тогда Византийская импе­рия.

Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь разди­рали споры о том, был ли Христос «богочеловеком»; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не об­рабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, иск­ренне верующий православный христианин, бого­слов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.