Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 12 (стр. 5 из 16)

Джордано Бруно пал жертвой смертного приго­вора католических противников его учения. Во имя торжества познания он не отрёкся и пошёл в 1600 г. на костёр:

«Сжечь — не значит опровергнуть!»

За свои убеждения заплатили жизнью также француз Этьен Доле, итальянец Лючилио Ванини, испанец Мигель Сервет, причём последнего сожгли на костре не католики, а кальвинисты. В 1535 г. был казнён по обвинению в противодействии введе­нию в Англии англиканской церкви и в измене ко­ролю Томас Мор, бывший ранее лордом-канцлером.

Позднее Возрождение (с середины XVI до сере­дины XVII в.) было трагическим временем. Те ко­лоссальные сдвиги в обществе, ломка феодальных устоев, которые возвещали в своё время гуманисты, обернулись тяжелейшей борьбой между старыми и новыми общественными силами, затяжными вой­нами и поражением в ряде стран сторонников пре­образований. С одной стороны, в Испании, Италии, Польше, Чехии, на юге Германии свирепствовала феодально-католическая реакция, всюду простёрла

380

свои щупальца инквизиция, иезуиты пытались привить новым поколениям безоговорочное подчи­нение властям. С другой стороны, зарождавшиеся буржуазные порядки привели уже тогда к культу денег, погоне за прибылью ценой нещадной эксплу­атации наёмных рабочих и ограбления колонизи­руемых стран. Это шло вразрез с гуманистическими представлениями об уважении к каждому челове­ку. Сами мыслители Возрождения, представляв­шие собой небольшой слой образованных людей, оказались не поняты до конца ни власть предержа­щими, ни народом. Это породило среди лучших умов того времени настроения разочарования, до­сады и отрешённости от мира.

Прошу, молчи, не смей меня будить.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать удел завидный.

Отрадней спать, отрадней камнем быть.

Такое четверостишие предпослал великий Микеланджело одному из своих поздних творений — статуе «Ночь». Ему созвучен знаменитый сонет Вильяма Шекспира:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье. ..

«Быть или не быть — вот в чём вопрос?» — го­ворит себе герой трагедии Шекспира принц Гамлет. Можно сказать, что всё Возрождение оказалось по­добно Гамлету или герою Мигеля де Сервантеса Дон Кихоту — гуманисты страстно желали усовершен­ствовать, «поправить» мир, верили в безграничные возможности человека, мечтали о торжестве справедливости для всех, но не знали, как его добиться, действуя по наитию, как Гамлет, или наивно, как Дон Кихот.

Но и на своём излёте видные гуманисты не из­меняют своим идеям. Француз Мишель Монтень, переживший в своей стране долгие кровопролитные войны между католиками и протестантами, отра­зил в своей книге «Опыты» многие грустные вы­воды и сомнения. Но тут же замечал всему вопреки:

«Блаженство и счастье, которыми светится доб­родетель, заливают ярким сиянием всё имеющее к ней отношение... И одно из главнейших благоде­яний её — презрение к смерти; оно придаёт нашей жизни спокойствие и безмятежность, оно позволяет вкушать её чистые и мирные радости...» Большое место Монтень уделил образованию и воспитанию:

«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принёс, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».

Представление о всеобщем просвещении, задача которого — усовершенствовать человеческое об­щество, уже прокладывало путь к новой культур­ной эпохе.

Эпоха Возрождения в европейских странах стала временем невиданного взлёта человеческого духа. Человек стал стремиться к внешней и внутренней независимости в мире. Идеи гуманизма легли в ос­нову дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. Вплоть до наших дней люди обращаются к тому, что было создано творцами Ренессанса, — это помогает нам осознать себя, прояснить вопросы мировоззрения, задавае­мые заново новыми поколениями. И из глубин ис­тории на них отвечают мыслители-гуманисты.

РЕФОРМАЦИЯ

Реформация» — латинское слово, и означа­ет оно «изменение, перестройка». Латин­ским языком в средние века пользовались в основном учёные люди — юристы и богословы; они и предложили первыми «реформировать», т. е. преобразовать сначала христианскую церковь, а позднее — и само христианское вероучение. При­зыв священников и богословов изменить многое в жизни церкви и простых верующих вызвал силь­ный отклик у народов Европы и оказал большое воздействие на историю некоторых европейских стран. В XVI—XVII вв. все государства Европы оказались разделёнными на два больших лагеря: в Англии, Швейцарии, Нидерландах, скандинавских странах, некоторых германских княжествах Рефор­мация победила, и север континента стал в ос­новном «протестантским» (о возникновении слова «протестантизм», означающего реформационное

учение, мы расскажем чуть позже); Испания же, Италия, Франция, Польша, Венгрия, Чехия и ос­тальная часть германских земель сохранили вер­ность Папе римскому и католической религии.

Борьба между сторонниками Пап и реформато­ров лишь первое время разворачивалась в стенах университетских залов, церквей и монастырей — противники вскоре взялись за оружие, и на полях сражений пролилась первая кровь борцов за веру. Запылали костры, на которых сжигали не только опасные книги, но и их авторов. Религиозная не­терпимость раскалывала дружные семьи, восста­навливая сына против отца и брата против брата. Люди позднего Средневековья и начала Нового вре­мени были потрясены той взаимной ненавистью и всеобщим ожесточением, которые выплеснулись в ходе борьбы реформаторов и католиков. Англичане и французы, немцы и голландцы постепенно поня-

381

ли, что кроме исступлённой веры в Бога люди нуждаются ещё и в терпимости друг к другу, в готовности признать за каждым право на собственные взгляды и убежде­ния. Поэтому история Реформации — это не только история церкви и христианской веры, но и повесть о том, как люди, устремляясь к Богу, учились ви­деть в своём ближнем человека, наделённого собст­венной волей и свободой выбора жизненного пути. В конце XV — начале XVI вв. недовольство Па­пами и их римским окружением было всеобщим. Даже глубоко верующие люди, посетившие Рим, возвращались из этого путешествия разочарован­ными и негодующими. Их гнев вызывали жадность Пап и кардиналов, окружавшая их бесстыдная рос­кошь (не забудем, что верующих церковь призы­вала к умеренности и воздержанию от излишеств), чрезмерный интерес Пап к итальянским политичес­ким интригам. По мере того как обвинения в адрес Пап звучали всё чаще и становились всё смелее, короли и епископы некоторых европейских стран задумывались о том, чтобы обособить свои церкви от Рима. Вероучение и обряды при этом оставались прежними, католическими, но власть Папы над местной, национальной церковью значительно уменьшалась.

Первыми осуществили этот замысел француз­ские короли. Ещё в 1438 г. Карл VII добился того, что в делах французской церкви собор местных епископов получил верховенство над Папой; с этого времени французское королевство перестало выпла­чивать Папе ежегодные подати — аннаты. В 1516 г. король Франциск I согласился вновь платить Риму аннаты, но зато получил право самостоятельно наз­начать епископов и кардиналов в своём королев­стве. Вышло так, что ещё до начала Реформации французская церковь оборвала многие из своих свя­зей с Римом — это помогло ей выйти победитель­ницей из длительной и упорной борьбы с реформационным движением во Франции.

Все страны Европы в начале XVI в. пытались так или иначе защищаться от непомерных притязаний римских Пап (в первую очередь — от денежных поборов). Самыми беззащитными оказались гер­манские земли — раздробленная Германия не была защищена от церковников сильной королевской властью, а лоскутная политическая карта страны не давала никакой возможности создать единую на­циональную церковь наподобие французской. По­этому именно из Германии и доносились самые громкие проклятия в адрес римских Пап; Германия стала родиной и Реформации.

31 октября 1517 г. монах-августинец, препода­вавший по поручению своего ордена богословие в университете города Виттенберг (в Саксонии), при­креплял какие-то листы бумаги к дверям неболь­шой церкви виттенбергского замка. Профессора-мо­наха звали Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Расска­жем немного об этом человеке, потому что черты его характера сильно повлияли на ход Реформации в Германии. Дальние предки Лютера были кресть­янского происхождения; от них он унаследовал до-

вольно грубое лицо простолюдина и неискоренимое упрямство, умение твёрдо стоять на ногах во время бедствий. Лютер умел говорить с простыми людь­ми, хорошо писал на языке народа — не случайно его перевод Библии на немецкий язык до сих пор очень популярен в Германии. В то же время Лютер был одним из самых учёных богословов своего вре­мени; вдобавок к этому он был наделён искренним религиозным чувством, способностью глубоко пе­реживать свои отношения с Богом. Несмотря на уп­рямство, Лютер оказался тонким политиком, спо­собным найти сильных союзников и пойти на боль­шие уступки в случае необходимости.

Листы бумаги, вывешенные молодым профессо­ром на церковной двери, содержали 95 возражений Лютера против права Пап прощать грешников, по­купающих отпущение грехов. Против «индульген­ций» (так назывались подписанные Папой доку­менты об отпущении грехов за деньги) выступали тогда многие богословы; Лютер отличался от них только смелостью и резкостью своих речей. Этого, однако, оказалось достаточно, чтобы в считанные дни Лютер стал известен всей Германии. Рядом с ним мгновенно образовался кружок сторонников и единомышленников, настроенных по отношению к Риму ещё более непримиримо, чем он сам. От кри­тики индульгенций «мартинисты» (так их стали на­зывать по имени Лютера) быстро перешли к осуж­дению папства и католической церкви в целом. Окончательный разрыв между Лютером и Римом был закреплён в 1520 г., когда немецкий богослов сжёг во дворе Виттенбергского университета в при­сутствии студентов папское послание об отлучении мятежника от церкви. Этим смелым шагом Лютер поставил себя вне христианского общества Европы, покорного Папе, несмотря на всю критику в его адрес. Лютер готов был утверждать, что он один видит истинного Бога, а миллионы «папистов» заб­луждаются и идут по дороге, ведущей прямо в пре­исподнюю.