Смекни!
smekni.com

Непал (стр. 11 из 13)

В 1995 г. число иностранных турис­тов (не считая индийских) достигло 334 тыс. человек. Валютные поступления от туризма ныне сопоставимы с поступлениями от экспорта Непалом своих то­варов. Иностранцы платят не только за сервис - для участия в пеших горных походах и восхождениях требуется при­обрести лицензию от непальских влас­тей. Нынешний 1998 Г. объявлен в Непале Годом гостей. Его девиз заим­ствован из старинного изречения "Гость подобен божеству". Ожидается, что Непал посетит до полумиллиона инос­транных туристов. Гостиничный бизнес развивается бурно - существуют 700 турфирм, оказывающих различные ус­луги иностранным туристам, 520 гос­тиниц, которые могут одновременно принять 22 тыс. человек.

Увеличение туристического потока в Непал сопряжено с ухудшением состоя­ния природной среды. Плохое качество воздуха в Катманду из-за автомобильных выхлопов в условиях слабого продува­ния долины может уменьшить привлека­тельность Непала как центра туризма.

ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ И РАЙОНЫ

В пределах страны довольно четко выделяются три основные широтные зоны, различающиеся по природным условиям, экономике, этническому со­ставу и культуре - Южный, Средний и Северный Непал. Это природно-хозяйственные зоны. Официальная же статистика исходит из пяти выделенных экономических районов (так называе­мых "районов развития"). Определены эти пять районов развития не по ши­ротному, а скорее по меридиональному принципу.

ЮЖНЫЙ НЕПАЛ

Это узкая равнинная полоса тераев и внутренних тераев, разделенных гора­ми Сивалик. Здесь на плоской равнине сосредоточено 70% всех обрабатывае­мых земель страны, это житница Непа­ла, где собирают два-три урожая в год. Летом выращиваются наиболее тепло­любивые культуры - рис, джут, сахар­ный тростник, зимой - ячмень, гречи­ху, просо, горчицу, табак. В относи­тельно более сухих Западных тераях сеют главным образом кукурузу (ле­том), пшеницу и ячмень (зимой). Тераи - единственный район страны, име­ющий излишки зерна. Отсюда рис направляется в глубинные районы Непа­ла, а также на экспорт в Индию. Мно­го здесь и разнообразных фруктов — манго, папайя, бананы, апельсины, ман­дарины, лимоны, но садоводство не имеет товарного значения.

В силу благоприятных условий для сельскохозяйственного производства Южный Непал - самая густонаселен­ная из трех зон страны. А ведь до сере­дины XIX в. тераи были безлюдными и почти сплошь покрыты джунглями! Только племена тхару жили в этих кра­ях с давних пор. Заселению тераев ме­шала свирепствовавшая в здешних бо­лотистых местах малярия. Освоению тераев косвенно способствовало желез­нодорожное строительство в Индии: началась рубка сала, древесина кото­рого шла на изготовление шпал.

Деревни располагаются, как прави­ло, на более высоких участках, куда не достигают воды бурных в муссонный период рек. Сельские дома стоят ком­пактно. Поскольку здесь даже зимой тепло, строения обычно делают легки­ми, глинобитными.

В Южном Непале много городов. Они протянулись цепочкой вдоль непало-индийской границы. Исторически эти города формировались как транзитные перевалочные пункты для торговли с Индией. Наиболее крупные из них - Биратнагар, Джанакпур, Биргандж -в 60-е годы обзавелись значительной промышленностью и стали важными промышленными центрами.

Лежащий на востоке тераев Биратна­гар имеет целый ряд значительных про­мышленных предприятий (сахарный завод, текстильные, деревоперерабатывающие фабрики). Только здесь выпус­каются джутовые изделия (идут на ин­дийский рынок). В Джанакпуре нахо­дится большая сигаретная фабрика, в Биргандже — сахарный завод (оба эти предприятия были построены с помо­щью нашей страны). Южнонепальские города довольно похожи друг на друга и на города соседней Индии. Образ жизни, быт жителей тераев скорее североиндийские, чем у жителей долины Катманду - сердца Непала. Да и насе­ление здесь в основном индоарийского происхождения. Коренными жителями тераев считается народность тхару. По облику тхару — монголоиды, но вот парадокс — говорят они на индоевро­пейских языках (майтхили, бходжпури, авадхи).

СРЕДНИЙ НЕПАЛ

Средний Непал охватывает межгор­ную депрессию, обрамленную хребтом Махабхарат. на юге и Большим Гима­лайским хребтом на севере. Условно можно считать эту полосу низко- и сред-негорьями. Как раз здесь складывалась непальская нация и происходили важ­нейшие события истории Непала. Это главная полоса расселения, но населе­ние в ней размещено исключительно "пятнисто", сосредоточиваясь в межгор­ных котловинах.

Это район расселения тибето-гималай-ских народностей и основной ареал, где живут носители языка непали. Населен­ные пункты расположены в долинах рек и на пологих горных склонах. В целях экономии места в долинах дома строят в два-три этажа и ставят вплотную друг к другу. Это особенно характерно для селений неваров.

Сельское хозяйство в межгорных до­линах имеет более интенсивный харак­тер, чем в других районах. Урожай­ность основной зерновой культуры -риса - самая высокая в стране. Вторая но значению зерновая культура - ку­куруза. На горных склонах земледелие затруднено; склоны приходится искус­ственно террасировать. Террасы узки, что затрудняет использование рабочего скота для обработки почвы. Пропа­хав одну террасу, животное "перепры­гивает" на нижележащей поле и про-должает там тянуть плуг.

С поднятием в горы климат долин меняется на умеренный. В горной час­ти выращивают в основном ячмень, гре­чиху, горные сорта суходольного риса (при этом семена приходится заранее проращивать дома).

В Среднем Непале выделяются две главные горные котловины - долины Катманду и Покхары.

Долина Катманду. Это крупнейшая долина Среднего Непала, где город­ских жителей больше, чем сельских. Здесь находятся столица страны Кат­манду и два других болыиих по непаль­ским меркам города - Лалитпур (Па­тан) и Бхактапур (Бхадгаон). Два пер­вых из них, разделенные рекой Багма-ти, почти слились, а третий лежит от них всего в 12 км (к востоку) и соеди­нен с Катманду троллейбусной лини­ей. Все города (особенно Лалитпур) -древние: Катманду был основан в 720 г., Лалитиур - в 299 г., в Бхакта-нур - в 889 г.

Лалитпур и Бхактапур имели в тече­ние трех веков равный статус с Кат­манду - ведь все они были столицами княжеств от того времени, когда король Якша Малла в XV в. разделил свое владение между тремя сыновьями и вплоть до завоевания долины Притхви Нараян Шахом и образования центра­лизованного государства со столицей Катманду. В центре каждого из горо­дов находится площадь (дарбар), ко­торую окаймляют старинные храмы и дворцы правителей из династии Мал­ла. Катманду в отличие от городов-со­седей разросся очень сильно, вышел далеко за пределы своего историческо­го ядра. Историческое ядро обросло

кварталами современных домов, кино­театрами, универмагами, гостиницами. Но в центре столицы сохраняется зеле­ная "отдушина" - огромная незастро­енная территория Тундикхел, вытяну­тая с севера на юг на 2 км при ширине 0,5 км. Это место парадов, нацио­нальных торжеств, красочных фести­валей, спортивных праздников. Север­ная часть этой территории (место на­родных гуляний) называется Ратна-парк. В восточной части площади в рос­кошном дворце из 1600 комнат Синха-Дарбар ("Дворец льва"), служившем резиденцией премьер-министров из се­мейства Рана, размещаются некоторые министерства. На юге Тундикхела рас­положен стадион и спортивный комп­лекс.

Тундикхел замыкает с запада старую часть города. В полукилометре от нее находится дворцовая площадь Хануман-дхока, где расположен старый королев­ский дворец, храм Таледжу (1549 г.), дворец богини Кумари и храм Каста-мандан (буквальный перевод - "Дере­вянное здание"). Этот храм, согласно легенде, был выстроен из одного-един-ственного огромного дерева. От слова Кастамандап происходит и название непальской столицы — Катманду.

Соседний с Катманду Лалитпур на­зывают "городом искусств", "архитек­турной жемчужиной" Непала. Не слу­чайно, на санскрите Лалитиур означа­ет "Очаровательный город".

Это поистине музей под открытым небом. Особо знамениты два памятни­ка средневековой архитектуры - инду­истский храм Кришна-Мандир и буд­дийский храм Махабодха. Эти храмы относятся к типу шикхары, т. с. имеют вид сужающейся к вершине башни. Шикхара переводится как "вершина" и символизирует в индуизме мифическую гору Меру. В отличие от пагод, в основном строившихся из дерена, шик-хары — каменные. На каменных стенах Кришна-Мандира высечены сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата. Храм Махабодхи, относящийся к XIV в., зна­менит тем, что облицован тысячами терракотовых пластинок с изображени­ем Будды. Землетрясение 1934 г. силь­но разрушило храм, но его сумели вос­становить в точном соответствии с со­хранившимися планами. Это говорит о том, что традиционное храмовое искус­ство не умерло.

Считается, что самые искусные не­пальские мастера работали и сейчас работают именно в этом городе. Их ис­кусство продолжает и нынешнее поко­ление лалитиурских умельцев. В про­мышленной зоне города расположены мастерские резчиков по дереву и сло­новой кости, металлистов, ткачей.

В отличие от Катманду и сросшегося с ним Лалитнура Бхактапур ("Город благочестивых") выглядит провинци­ально и тихо. Извилистые улицы тер­расами спускаются с холмов. Здесь не­много улиц, по которым может проехать машина. В Бхактуануре туристов при­влекает своей поразительной целост­ностью Дворцовая площадь, которой три века.