Смекни!
smekni.com

Непал (стр. 12 из 13)

На ней, кроме пагод, стоит дворец, названный Пятидесятипятиоконным. У него действительно 55 окон пора­зительной красоты. На каждом окне рисунок резьбы свой, неповторяющий­ся. Этот дворец, построенный в XVII в., принадлежит к архитектурным шедев­рам мирового значения. Гигантскими размерами и восхитительной пропор­циональностью отличается и более мо­лодой (начало XVIII в.) храм Ньята-пола. Эта пятиярусная деревянная па­года покоится также на пятиярусном, но каменном, цоколе. В храм нужно подниматься по величественной и очень крутой лестнице с парными фигурами стражей - богатырей, сло­нов, львов, грифонов и мифических существ по обеим ее сторонам. Каж­дая вышестоящая фигура считается вдвое сильнее, нежели располагающа­яся ниже.

Долина Покхары. Долина располо­жена между хребтом Махабхарат и Большими Гималаями на высоте 800 м над уровнем моря. По площади она гораздо меньше долины Катманду. Со­единение долины Покхары со столи­цей страны хорошей асфальтированной дорогой придало ей новый им­пульс развития. В частности, это ка­сается туристского бизнеса. Посколь­ку эта долина лежит ниже долины Катманду, то здесь гораздо теплее зимой. Вообще в долине Покхары осо­бый микроклимат; это самое влажное место в стране, поскольку муссонные ветры с юго-востока, упершись в сте­ну Аннапурны, оставляют здесь вла­гу. Населяют долину преимуществен­но невары и тхакали. Невары были приглашены сюда местными правите­лями в конце XVIII в. в надежде, что те смогут наладить в этом крае тор­говлю. И невары оправдали эти на­дежды.

Долина Покхары славится своими озерами, особенно озером Пхева-Таль -самым крупным и живописным в этой долине. На зеркальной глади этого ок­руженного зеленым лесом озера отра­жаются заснеженные вершины гор, в том числе Манхапучхре (буквально -"Рыбий хвост") и длинная зубчатая стена Аннапурны (что означает "Даю­щая плодородие"). В последнее время вокруг озера появились гостиницы; иностранных туристов привлекают вос­хитительные пейзажи с гигантскими горами, неповторимые деревушки сре­ди почти девственной природы. В за­крытой горами долине Покхары - влаж­ные субтропики и самые лучшие в Не­пале мандариновые сады.

Горная часть Среднего Непала. Гор­ные склоны Среднего Непала населе­ны несравнимо реже, нежели долины. Среди народностей Среднего Непала выделяются своей численностью тибе­то-бирманские народы - таманги, ма-гары и гурунги, раи, лимбу и другие.

Таманги живут вокруг долины Кат­манду. Слово "тамаиг" в переводе с тибетского означает "продавец лоша­ди". И по сию пору в основном та­манги ухаживают за лошадьми при дворе короля. Магары и гурунги, живущие к западу от долины Кат­манду, а также рат и лимбу, живу­щие к востоку от нес, издавна по­ставляли солдат в английскую ар­мию, где они были известны под именем "гуркхи" (от названия кня­жества Горкха). Рекрутируются в армию они и сейчас (в британские, индийские вооруженные силы), но уже гораздо реже. Прослужив 15 -20 лет за границей, солдаты возвраща­ются домой с деньгами. Впрочем, военная служба - все-таки промы­сел меньшинства; в основной своей массе эти этнические группы заняты в сельском хозяйстве.

СЕВЕРНЫЙ НЕПАЛ

Это высокогорная часть страны, ох­ватывающая непальскую часть Большо­го Гималайского хребта и небольшой участок расположенной севернее его области Бхот. У Северного Непала много общего с Тибетом. Обитающие здесь народы — бхотия, шерпы, тхака­ли - в средние века прибыли сюда из Тибета.

Горцы живут в небольших деревнях. Плосковерхие дома обычно стоят ком­пактно, вплотную один к другому, что­бы ослабить обдувание пронзительны­ми ветрами. Короткое холодное лето позволяет выращивать в высокогорье (да и то до высоты 3500 - 4000 м) лишь неприхотливые культуры - овес, яч­мень, картофель. Из-за ограниченных возможностей земледелия главным за­нятием жителей служит пастбищное скотоводство — разведение яков, цзо (гибрид яка и коровы), овец. Однако и оно не в состоянии прокормить местное население.

Немалая часть жителей поэтому из­давна занималась посреднической тор­говлей между Непалом и Тибетом. С непальской стороны ею прежде всего занимался небольшой народ тхакали, использовавший свое положение на удобном караванном пути. В Непал они доставляли из Тибета шерсть, а глав­ное — соль (на это они имели монополь­ное право, предоставленное им непаль­ским правительством). В обратную же сторону из Непала в Тибет они везли рис, пшеницу, сахар, кустарные изде: лия. Главный перевалочный пункт тор­говли - поселок Тукуча, что означает буквально "место, где торгуют солью".

Освободившись от уборки урожая, многие тхакали спешат отправиться в крупные города Юго-Восточной Азии по торговому делу. Многие тхакали вместе с магарами, гурунгами, раи охот­но шли на военную службу в бригады гуркхов.

Шерпы живут в основном на скло­не Сагарматхи на высоте 3400 -4400 м. Они занимаются скотоводством и от­части посреднической торговлей. Од­нако торговая жилка у шерпов не так развита, как у тхакали. В последние десятилетия шерпы принялись добы­вать средства к существованию дру­гим путем - сопровождая иностран­ные альпинистские экспедиции в качестве проводников и носилыциков. Южный склон Сагарматхи ста­новится все более привлекательным для туристов и альпинистов, кото­рых доставляют теперь сюда воздуш­ным путем. Возможности заработать на обслуживании туристов возросли. Эта работа, впрочем, сезонная, по­этому на зиму многие шерпы спус­каются в поисках заработка в более южные районы страны, а также в Индию. Шерпы примечательны еще и тем, что это единственная народ­ность Непала, которая практикует многомужество. Два брата берут одну жену на двоих (это предохра­няет семью от имущественного дроб­ления). Однако в последнее время подобная практика становится уже анахронизмом.

СТРУКТУРА ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ

И для индуизма, и для буддизма очень характерно представление о четырех-частной организации мира. Эти представления нашли отражение не только в структуре храмов, но и в композиции городов, а также населенных пунктов долины Катманду.

Окруженная с четырех сторон горами Большая Долина Непала (сейчас чаше всего ее именуют долиной Катманду) в священных книгах индуистов и буддис­тов называется Непалмандала и изображается в виде мандалы. Согласно леген­дам, в те далекие времена, когда эта долина якобы еше была покрыта водой, четверо болхисатв (праведников, находящихся на пути к просветлению) посе­щали это священное озеро. Они останавливались на возвышенных местах вок­руг этого водоема, образуя как бы круг в пространстве и времени. В центре озера неожиданно появился четырехлепестковый лотос, и в центре лотоса зас­веркал Сваямбху (букв, саморожленный) - божество в виле яркого света. Один из бодхисатв разрубил гору и выпустил воду из озера. На месте озера появи­лась плодороднейшая долина, окруженная с четырех сторон горами. В центре же долины оказался холм, на котором блистал светом Сваямбху на лотосе. Впо­следствии на этом холме воздвигли огромную буддийскую ступу Сваямбхунатх. Ступа в центре долины и священные горы с четырех сторон символизируют "дхармачакра" - "колесо закона".

Сама природа придала долине Катманду форму круга, и выход к внешнему миру происходит через четыре основных горных перевала. Вокруг этой долины с четырех сторон света расположены по четыре храма каждому из главных бо­гов индуистского пантеона - Вишну, Ганеше и другим. Кроме того, в восьми углах долины на берегах рек расположены восемь святых мест в честь богинь-прародительниц (такая восьмерка называется Аштаматрика) и также восемь божеств-хранителей (бхайрав). Число 8 кратно 4, а четверка - одна из главных мифопоэтических констант, упорядочивающих мироздание как у индуистов, так и буддистов (Будда стал просветленным на четвертый день, благородных истин в буддизме -четыре, путь, ведущий к освобождению от страдания, восьме­ричен, правильное направление мысли имеет четыре ступени).

Таким образом, расположение святых мест в долине Катманду не случайное, а строго соответствует индуистским и буддийским представлениям о строении Вселенной.

Примечательно, что не только храмы, но и города в долине Катманду постро­ены по принципу мандалы (или дхармачакры).

В Лалитпуре (Патане) в центре города находится главная ступа (Ашокаступа), а на севере, юге, западе и востоке - ступы в честь четырех эпох. Вдобавок вокруг Лалитпура также строго по восьми румбам расположены места почита­ния восьми богинь индуистского пантеона.

Другой город долины - Бхактапур - имеет форму восьмиугольника, и в вось­ми его ключевых точках расположены места поклонения восьми богиням.

Точно так же в центре непальской столицы Катманду был воздвигнут храм Кантишвара (отсюда и второе название столицы - Кантипур, то есть "Город Кантишвара"), а вокруг города расположились святые места в честь восьми уже знакомых нам главных богинь.

РОССИЙСКО-НЕПАЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-непальским связям уже более 120 лет. Заложил основы отно­шениям дружбы, взаимопонимания и обоюдного доверия между народами России и Непала известный россий­ский востоковед, знаток санскрита и буддизма, профессор Иван Павлович Минаев. Он был первым из русских, кто ступил на землю Непала. Про­изошло это в 1875 г.. Российский уче­ный был принят тогдашним королем Непала Сурендрой Бикрамом Шахом. И.П. Минаев позднее писал, что Не­пал - превосходный пример гармони­ческого соединения двух великих культур и традиций - индуизма и буд­дизма. Именно благодаря научным публикациям Минаева в России узна­ли о народе и культуре Непала.