Смекни!
smekni.com

Непал (стр. 6 из 13)

Девушки и женщины многих народ­ностей любят украшать шею бусами в несколько рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах - крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное че­рез перегородку носа. Нередко у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный ка­мушек в оправе -пхули (эту моду недавно позаим­ствовала и евро­пейская моло­дежь).

По тому, какие украшения на жен­щине, можно опре­делить, замужем она или нет. За­мужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золо­той трубочкой по­средине, чура — стеклянные брас­летки, а в некото­рых случаях асар-фи - кольцо с при­паянной к нему зо­лотой монетой. Синдуром - красным по­рошком посыпается пробор в волосах невесты.

Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным, пятнышком, означающим Божье благо­словение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет крови символизирует пол­нокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской традиции не считается пол­ноценной). Не зря в праздничных на­рядах непальских женщин красный цвет преобладает.

ациональная еда. Большинство на­селения питается скудно. Мяса едят мало и не каждый день. Индуисты упот­ребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в свежем виде (в жар­ком климате оно быстро киснет), сколь­ко в виде простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах - чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу, немаловажное достоинство кото­рого состоит в том, что оно не горкнет. Это масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использова­нием пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).

Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не родится, рис - де­фицит). Впрочем, беднейшие кресть­яне могут позво­лить себе рис да­леко не всегда, а только по празд­никам. Жители (даже состоятель­ные) небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин готовят лепешки из пше­ничной муки. Во время праздников в неварских домах вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Варе­ный рис, если к нему притрагивается представитель более низкой касты, счи­тается оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не станет. А вот на рисовые хлопья та­кие строгости не распространяются!

Рис непальцы любят смешивать с ово­щами, обязательно сдабривая припра­вами. В городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с при­правой из бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но приготов­ленной не на молоке, а на воде. К та­кой каше полагается непременно ост­рый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная припра­ва непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу, мяту), овощи (помидоры, красный перец, ре­дис), фрукты (неспелое манго и дру­гие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из отвар­ного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат-таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка или пель­мени. Кстати, и в Непале едят пельме­ни (но только круглой формы).

Хлеб выпекается из пшеничной и яч­менной муки. Горцы - бхотия и шер­пы — хлеб не пекут, а используют яч­менную муку для изготовления клецок.

Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непаль­цев можно считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лез­вием. Это и национальное оружие (не­пременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с другой стороны, незаме­нимый предмет в хозяйстве, повседнев­но используемый как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах, прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский су­венир, предлагаемый туристам.

Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исклю­чительно мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Рабо­тая кодали, садятся на корточки. В та­кой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их соседей-индийцев привычки к такой позе нет.

Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни в город, в другую деревню, из города в де­ревню. За пределами городов нет автома­шин, да и велосипед - вещь здесь мало­привычная и редкая. На большей части страны транспортировка грузов осуществ­ляется по пешеходным тропам. Люди при­выкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с пустыми ру­ками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для переноски обычно используют высокие и вместитель­ные плетеные корзины или короба, сужа­ющиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове, точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку дров, ведь древесина

- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить груз с помощью прямых (а не изогнутых, ка­кие были у нас в России) наплечных ко­ромысел, на которых подвешивают кор­зины или мешки. Ремесло носильщика -одно из самых распространенных в Не­пале. Надежные помощники носильщика

- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в тераях

-слоны.

Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как "приют". Они обычно делаются под широкой и гу­стой кроной деревьев пипал и бар {бань­ян). Мы можем легко представить их,

мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми листьями, стоящие в кадках. Эти два де­рева считаются в Непале мужем и женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских камней выкла­дывают платформу округлой или четыре­хугольной формы высотой чуть выше по­яса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не снимая ноши и ис­пользуя се как опору для уставшей спи­ны, человек немного отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на пло­щадку и прилечь. Чаутара - излюблен­ное место встречи деревенских юношей и девушек, отправляющихся вместе, напри­мер, за хворостом в лес. В Непале даже принято измерять расстояние не в обыч­ных мерах длины или времени, а количе­ством таких остановок. Расстояние меж­ду остановками составляет в среднем 1 кос (3,2 км).

24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непаль­ский дом целиком держится на жен­ских плечах.

Первыми в семье просыпаются жен­щины, причем просыпаются рано, еще до того, как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно, завершив свой утренний туалет, женщи­ны молятся у алтаря семейного боже­ства. Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока мужчины умываются, а глава семьи со­вершает утреннюю молитву у алтаря.

В Непале женщины обычно "домохо­зяйки", забота же мужчин зарабатывать на жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п. На работе плотно обедать не при­нято, обычно пьют чай и перекусывают (если позволяет заработок). А вот ут­ром и вечером, т. е. до и после трудо­вого дня, принято есть основательно.

Накормив и отправив взрослых муж­чин и детей на работу и в школу, жен­щина наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на сто­ле. Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже накормлены.

Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много раз­ных домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревен­ские женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове, козах, птице и т. п. Деревен­ские девушки отправляются в лес за зе­леной травой скоту и дровами для оча­га. Между прочим, расстояние до леса немаленькое: лесов поблизости от де­ревень уже почти не сохранилось. Юно­ши тоже не остаются без дела: их зада­ча — пасти скотину.

К вечеру вся семья в сборе. Наступа­ет время ужина. Еда почти та же, что и утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть свеже­приготовленной. Дело в том, что жар­кий непальский климат не позволяет

сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится. Ко­нечно, сейчас в продаже есть холодиль­ники, но далеко не все семьи в состоя­нии их купить. Вот и приходится бед­ным непальским женщинам стряпать и утром, и вечером.

После ужина горожане могут и от­дохнуть, заняться чем-то приятным. В городах теперь много всего, чем мож­но заняться: и послушать радио, и по­смотреть телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что радиопри­емник. Впрочем, в деревне всегда за­бот больше. Крестьянские семьи, как и встарь, проводят вечерние часы за тра­диционными занятиями: лущат кукуру­зу, плетут циновки или делают что-ни­будь в этом роде. Между делом ведут небыструю беседу: обмениваются дере­венскими новостями, рассказывают ре­бятишкам сказки...