Смекни!
smekni.com

Непал (стр. 8 из 13)

Места религиозного поклонения ин-дуистов - мандиры, или мандапы. Са­мый крупный храмовый комплекс — Пашунатинатх на восточной окраине Катманду, возвышающийся над рекой Багмати. Непал считают родиной бога Пашупати ("владыки всех живых") -одной из ипостасей бога Шивы. Храм Пашупати почитается самым священ­ным индуистским памятником в мире, это своего рода Мекка для индуистов.

И в обычные дни, и тем более в празд­ники (особенно в праздник Шива-рат-ри) к Пашупатинатху стекаются тыся­чи людей (многие из Индии). В толпе обращают внимание своим обликом сад-ху - "святые люди", одетые в отрепья, со спутанными и свалявшимися длин­ными волосами. Садху отличаются пол­нейшей отрешенностью от всего сует­ного и ведут отшельнический образ жизни. В храме люди совершают пуд-жу - подношение Шиве в виде цветов, святой воды, пасты из сандалового де­рева. Войти в храм разрешается толь­ко индуистам, неиндуистам вход стро­го запрещен.

Приходят к храму и поселяются в специальных помещениях на берегу реки Багмати старики и больные люди, почувствовавшие приближение смерти. Желание этих глубоко верующих лю­дей - быть кремированными у ступе­ней храма, нависающих над рекой Баг­мати. Прах их поплывет вниз но мут­ным водам Багмати. Вообще индуист­ский Непал это страна без кладбищ.

Паломничество к святым местам как буддизма, так и индуизма - важный элемент духовной жизни непальцев.

Праздники. Благодаря многообразию религий и духовных традиций в Непа­ле обилие праздников как религиозных, так и нерелигиозных. Часть из них от­мечается по всей стране, другие – лишь в некоторых районах или только отдель­ными общинами. Они оживляют тяже­лую повседневную жизнь (выходной день в неделю один - суббота). В Не­пале отмечают День отца, День мате­ри, День брата, День учителя-настав­ника и другие. В этом проявляется по­читание непальцами родственных и не только родственных отношений. Ува­жительность, почтительность, чувство благодарности - национальные черты характера непальцев.

Самые большие религиозные праздни­ки у индуистов Непала посвящены бо­гам Шиве, Вишну, Индре, Дурге, Лак-шми, Кришне. Вообще же богов в инду­истском пантеоне такое поразительное множество, что разобраться в них тяже­ло и самим непальцам. Пожалуй, самый значительный праздник - дашайн, по­священный богине Дурге и символизи­рующий победу добра над злом. Празд­ник этот отмечают 10 дней. Кульмина­ция праздника приходится на десятый день, когда, по преданию, богиня Ду.р-га убила демона в образе буйвола.

Не забывают здесь почитать не толь­ко богов, но и вполне реальных живот­ных (например, коров, змей), деревья (пипал - олицетворение Вишну, баньян -олицетворение Шивы, а у индуистов-неваров - еще и бел) и даже травы.

Известно, что коровы и быки - свя­щенные для индуистов животные. Во­дители автомобилей обязаны аккурат­но объезжать их, свободно бродящих но городским улицам. Торговцы овоща­ми стараются отвлечь внимание коров от привлекающей их зелени, но ударить это священное животное считается боль­шим грехом. Даже старых коров, не дающих уже молока, запрещено уби­вать; для них существуют специальные помещения - гаушала. Обычно непаль­цы используют волов только как тяг­ловую силу, а невары даже этого не делают, считая, что заставлять работать этих животных так же грешно, как и причинять боль. Помимо повседневно­го бережного отношения к корове су­ществует и особый день почитания это­го животного, которое непальцы счита-

ют олицетворением богини богатства Лакшми. Утром этого дня в каждой семье совершают специальный обряд, угощая корову вкусной сдой и фрукта­ми. Вечером же группы женщин, идя от дома к дому, поют песни в честь Лакшми и коровы; сами же дома по праздникам освещены лампадами. А на следующий день чествования удостаи­ваются волы, без которых невозможно обойтись на полевых работах.

Из других животных особенно глубоко почитают в Непале змей - нагов. Увидев змею, непалец никогда ее не убьет, а про­сто спокойно обойдет. Змеи считаются основой мироздания, а бог Вишну изоб­ражается лежащим на ложе из змей. В Непале под Новый год (в середине ап­реля) отмечают праздник змей - "бискет", а в июле еще более важный праздник -нагапанчами. В этот день люди оставля­ют перед домом угощение для змей -фрукты, сладости, и прежде всего моло­ко. Считается также, что змея олицетво­ряет воду: ведь тело змеи извивается, по­добно речному руслу. Присутствие змей мыслится как гарантия дождей, а значит, и хорошего урожая. Не зря каждый вы­рытый водоем в долине Катманду укра­шает каменное изваяние змеи.

Почитаются в Непале и водотоки -реки, ручьи, родники. Особого покло­нения удостаиваются реки Багмати и Вишнумати в долине Катманду, а так­же Кали-Гандак на западе страны. Впрочем, отдается дань и незначитель­ным водным объектам местного, так сказать, масштаба.

Есть и праздники, связанные с годич­ным циклом и сельскохозяйственными работами. После сбора урожая в праз­дник Тихар молодежь ходит по дерев­ням и распевает веселые песни, напо­минающие наши частушки: один начи­нает песню, второй подхватывает, тре­тий заканчивает. Ну а Новый год в Непале можно отмечать в зависимости от календаря хоть четыре раза! Кста­ти, праздничные дни определяются в Непале обычно на основании лунных календарей, то есть с учетом разных фаз луны.

Состояние природной среды и ее охрана

В развитых странах экологические про­блемы порождаются прежде всего промыш­ленностью и средствами транспорта. А вот в Непале, стране слаборазвитой и аграр­ной, основная причина резкой деградации природы иная - сведение лесов ради рас­ширения обрабатываемых земель. Дело в том, что сельскохозяйственное производ­ство не поспевает за быстрым ростом насе­ления и спросом на продовольствие. Кро­ме того, леса дают дрова, а это практиче­ски единственный источник обогрева не­пальских домов.

Дров наломали в Гималаях столько, что это привело к массовому уничтожению лесов, оголению горных склонов. Многие склоны Гималаев, недавно еще зеленые, сейчас выглядят безжизненными. В ре­зультате развиваются оползневые процес­сы и убыстряется эрозия почв. Экологи всего мира бьют тревогу: "Уникальная природа Гималаев гибнет!"

Бесхозяйственное пользование природ­ными богатствами проявляется и в бра­коньерстве. Оно продолжает наносить большой ущерб растительному и живот­ному миру. Особенно трудно проконтро­лировать незаконный сбор лекарственных трав, вывоз которых за границу прино­сит хороший доход (полиция обнаружи­вает примерно 5% лекарственных трав,

вывозимых из страны контрабандным путем).

Не ограниченная в прошлом охота при­вела к резкому сокращению многих видов животных, в том числе таких крупных, как дикие слоны, носороги, тигры, леопарды. Теперь закон запрещает охоту на исчеза­ющие виды животных.

В организации поистине королевских охот на слонах особенно преуспевали на­следные премьер-министры Рана. Осно­воположник института наследственных пре­мьер-министров Джанг Бахадур Рана в 1911 г. устроил в честь английского короля Джорджа V охоту, в которой участвовало 975 домашних слонов и соответствующее число охотников. Трофеи впечатляют: во время той охоты было поймано более двад­цати диких слонов, убито множество тиг­ров, носорогов, диких буйволов, медведей, крокодилов, кабанов, не говоря уже о дичи. А 10 лет спустя следующий премьер-ми­нистр устроил в честь приглашенного в Непал принца Уэльского охоту, в которой участвовало более 600 слонов.

Последнюю охоту с таким размахом организовали по случаю прибытия британ­ской королевы Елизаветы II в 1961 г. Пышность была поразительная. Специаль­но соорудили взлетно-посадочную поло­су. Обширный участок девственных джунглей был расчищен бульдозером, и на пу­стыре оборудовали грандиозный охотни­чий лагерь. После обработки территории лагеря ядохимикатами туда согнали рабо­чих, которые, ползая по земле, вылавли­вали могущих причинить вред королеве жуков, скорпионов и прочих гадов. В 11-комнатный охотничий домик, пост­роенный для приема королевы, был про­веден даже водопровод с горячей водой.

В целях сохранения природы в Непале расширяется сеть национальных парков и заказников во всех основных климати­ческих зонах - тераях, в среднегорье и высокогорье. Пока их 14, и они занима­ют 10,8% территории Непала. Самые из­вестные: Читван в тераях, Сагарматха на склоне Джомолунгмы, Ламтанг к северу от Катманду, а также Кхаптад в запад­ной части страны.

Первый по времени возникновения на­циональный парк — Читван. Его площадь — 932 км2. Читван в переводе с непали озна­чает "Лес леопардов". Здесь раньше оби­тало множество леопардов и бенгальских тигров. В последние десятилетия их коли­чество резко сократилось. Та же судьба постигла и большого индийского носоро­га, на которого велась безжалост­ная охота ради его рога, использу­емого для лечебных целей.

В национальном парке Читван, а также в заповеднике Сукла-Пхан- та, находящемся на юго-западе страны, водится много диких сло­нов. Непальцы глубоко почитают слона. Об этом говорит хотя бы то, что, когда слон проходит по доро­ге, люди кланяются ему. Часто непальцы берут пыль с того места,