Смекни!
smekni.com

Права человека и Курдистан (стр. 33 из 41)

Развитие идей прав человека можно отражать как в курсе отечественной истории, так и в истории зарубежных стран. При этом учитывается потенциал интегративных связей – межпредметных (история, право, политология) и межкурсовых. Создание целостной картины о правах человека средствами истории формирует взгляд на данный институт как важнейшее культурно-историческое явление. Создается возможность посмотреть на правовую культуру в историко-хронологической последовательности, показать зарождение и развитие права, его соотношение с обычаями, традициями, моралью на разных этапах общественного развития.

Основные компоненты системы политико-правовых знаний человека могут быть встроены в содержание исторических курсов по следующей схеме:

· регулирование поведения людей в первобытном обществе;

· древневосточное и античное право;

· право средневековых цивилизаций;

· западноевропейское право эпохи буржуазных революций;

· русское право и право Российского государства;

· международное право.

История в данном контексте рассматривается как продвижение общества к осознанию личных и коллективных прав и свобод. За критерий прогресса или регресса любого общества берется при этом сужение или расширение прав и свобод человека данного общества. Этот же критерий положен в основу сравнения стран и народов в степени и скорости их продвижения к идеалу свободной личности, открытого общества и правового государства.[172]

Данный подход к преподаванию истории позволяет в целом сохранить структуру, основной фактический материал и понятийный аппарат, комплекс умений, рекомендованных программой по истории для общеобразовательных школ, разработанных на основе стандарта школьного исторического образования.

Такое структурирование материала соответствует и требованиям к уровню подготовки учащихся в рамках стандарта правового образования, где обозначены такие пункты как: усвоение системы знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; создание представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), создание условий для ценностного отношения к праву как явлению культуры; формирование четких ценностных ориентиров гуманистической направленности (соответствующее отношение к человеческой жизни и здоровью, правам человека, чести, достоинству); формирование осознанного отношения к праву как к средству защиты личности и общества; формирование четкой установки на законопослушание, негативную оценку нарушения правопорядка.[173] Включение данных компонентов в контекст исторического образования повышает педагогический потенциал правовых знаний.

Опора на стандарт при внедрении данного материала в содержание исторического образования позволяет учитывать и психологический фактор – соответствие возрастным возможностям учащихся, т.к. не возникает условий «перегрузки» детей теоретическими знаниями.

Таким образом, внедрение основных политико-правовых аспектов в каждый исторический курс предполагает обращение к программе, где обозначены основные понятия и факты, подлежащие усвоению.

В Таблице 2 представлен содержательный аспект правового образования, интегрированного в историю (модель интеграции политико-правовых аспектов), определены основные линии интеграции, соответствующие трем составляющим исторического сознания, которое является одним из средств формирования правовой культуры. Содержание материала адекватно современным образовательным требованиям, обозначенным в стандарте по историческому и правовому образованию, а также отвечает реальному уровню развития современной российской общеобразовательной школы, ощущающей недостаток в средствах обучения и компетентных кадрах.

Последовательное внедрение указанного правового материала в исторические курсы способствует формированию представления о преемственности в развитии политико-правовой мысли, в утверждении прав человека как общепризнанного международного правового стандарта, в создании институтов международного регулирования и защиты прав человека.

Соответствие требованиям к отбору содержания должно содействовать реализации основных задач правового образования – формированию правовых знаний (в частности, знаний о правах человека), отношения к праву (и правам человека) как социальной ценности, а также формированию навыков правомерного поведения. Тем самым, обеспечивается единство трех инвариантных компонентов политико-правового и исторического сознания - когнитивного, аксиологического и праксеологического.

Наибольший потенциал для формирования системы знаний о правах человека заложен в курсах новой и новейшей истории. При этом можно учитывать уровень знаний и умений, сформированных в процессе изучения истории России и обществоведческих курсов. Знания учащихся по другим учебным предметам можно использовать не только в качестве опорных, но и для выдвижения проблемы, предварительного изучения отдельных понятий, для углубления и закрепления знаний. В практике обучения используются два варианта привлечения опорного материала в процессе объяснения новых знаний – это так называемая текущая связь и обстоятельное повторение опорных знаний до объяснения нового учебного материала (ретроспективные связи).

Текущая (сопутствующая) связь заключается в том, что в процессе объяснения нового материала учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данному вопросу из материала других предметов. Нет смысла применить текущую связь в тех случаях, когда учащиеся плохо знают соответствующий материал по другим предметам: повторять в таких случаях лучше до объяснения нового материала – это дает возможность повторно кратко объяснить то, что ученики забыли, прерывая объяснение новой темы.

Повторять опорный материал удобнее с помощью таблиц, схем, других видов наглядных средств обучения, которые в свое время применялись в других учебных предметах или курсах.[174]

Курс новой истории имеет важное значение для формирования системы политико-правовых знаний у учащихся, т.к. именно в этот период начинается постепенная институциализация прав человека. В данном разделе уместно введение понятий – демократия, общественный договор, правовое государство, разделение властей и других, входящих в структуру стандарта – как основных вех на пути к осознанию прав человека через становление либерально-буржуазной идеологии.

Каждый раздел в новой истории стран Европы и Америки имеет свой потенциал для включения элементов прав человека в содержание материала. Англия – один из примеров формирования гражданского общества и правового государства, а в рамках этого процесса шла борьба человека за свои права. Подводя итоги историческому развитию Англии следует обратить внимание на то, что к концу XVII века английский парламент прочно укрепил свои позиции и английская монархия перешла в статус ограниченной. Более того, к этому времени были приняты основные документы, которые впервые в мировой истории устанавливали правовой статус человека. Помимо «Великой хартии вольностей», которая уже изучалась раньше (основные статьи этого документа защищают интересы феодалов и одновременно ограничивают королевскую власть. Некоторые статьи охраняют права рыцарей, горожан и даже крестьянское имущество. Огромное значение имеет 39 статья, где обозначена презумпция невиновности. Важно обратить внимание, что впервые в истории власть ограничивалась законом, а не обычаем или моральными нормами; впервые в средние века свободные люди (на зависимых крестьян это не распространялось) получали определенные гарантии от произвола властей), появляются «Петиция о правах» (1628) – укрепила в сознании англичан убеждение в том, что у гражданина есть фундаментальные права, которые не может нарушить ни одно правительство; «HabeasCorpusAct» (1678). В переводе с латыни означает « иметь тело») – это положение требует от властей доставить арестованного гражданина в суд и объяснить причину его задержания, а, если у властей нет достаточных оснований для задержания, то гражданин должен быть отпущен. «Английский билль о правах» (1689) – ограничивал власть монарха, придавая решающую власть парламенту, а также декларировал такие традиционные права англичан, как право на суд присяжных, запрещение жестоких наказаний, право обращения с петициями к властям. В этих документах постепенно фиксировалась мысль о том, что основные права не могут быть отменены государством.[175]

При изучении Великой французской буржуазной революции происходит ознакомление учащихся с главными достижениями революции в развитии демократических идеалов и ценностей. Оценивается Декларация прав человека и гражданина, разработанная Маратом и принятая Учредительным собранием 26 августа1789г. В документе проводится мысль о естественных и неотчуждаемых правах и свободах человека - свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению, право личной собственности.

Следующим элементом содержания курса новой истории является раздел, связанный с изучением американской революции и ее вклада в развитие демократического общества. «Билль о правах» или 10 поправок к Конституции, принятой в 1791 году четко определяет и гарантирует права и свободы, которые сегодняшние американцы считают фундаментальными и неотъемлемыми: свобода совести, собраний, печати, право на защиту личной жизни, равенство перед судом и законом.

Именно в XVIII веке законодательно оформилось первое поколение прав человека, которое получило название классических прав, и было закреплено в конституциях. Главное внимание уделялось личным и политическим правам.