Смекни!
smekni.com

Права человека и Курдистан (стр. 6 из 41)

Всеобщая исламская декларация охватила все три поколения прав человека.

Преамбулу Всеобщей исламской декларации прав человека пронизывает мысль о богоданности всех человеческих прав и свобод, поэтому они не могут быть упразднены или ограничены. Дискриминация недопустима «из-за различий по расе, цвету кожи, полу, происхождению или языку».[46]

Важно чтобы эта декларация нашла отклик у международного сообщества и стала нормативно-правовым документом, отражающим региональную специфику прав человека.

Всеобщая исламская декларация была принята в рамках ЮНЕСКО, поэтому у нее нет такой юридической силы как у аналогичных документов, принятых Генеральной Ассамблеей.

Еще один шаг к закреплению концепции прав человека в исламском регионе – принятие Арабской хартии прав человека в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Работа над проектом хартии началась в Комиссии по правам человека ЛАГ в 1970 году, к 1985 году проект был подготовлен, но его рассмотрение и принятие неоднократно откладывалось. Наконец, в январе 1993 г. Комиссия по правам человека ЛАГ на своей 11-й сессии утвердила подготовленный проект. Хартия базируется на принятой в1990 году Каирской декларации. Некоторые положения Каирской декларации являются прямыми заимствованиями из шариата. Основные права и свободы человека в исламе рассматриваются как часть мусульманской религии, они дарованы человеку Богом в виде откровений Священного писания или переданы пророком в виде действий и изречений. С учетом божественного происхождения основные права и свободы не подлежат нарушению людьми или изменениям их действиями.

Также в тексте Хартии упоминаются Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах.

Содержание Хартии, а вернее перечень прав и свобод, защищаемых Хартией, в основном совпадает с содержанием других международных документов по правам человека (и универсальных, и региональных).[47]

Указанные документы носят лишь рекомендательный характер и поэтому возникают большие трудности в реализации принципов, заложенных в них.

В рамках системы прав человека и подсистемы – нормативно-правовое обеспечение в исламском регионе – следует рассмотреть еще один документ, который непосредственно касается прав иракских курдов – проект Конституции Иракского Курдистана. Данный документ разрабатывается при сотрудничестве региональных курдских властей и администрации Д. Буша. В связи с известными событиями в Ираке, связанные со свержением С. Хусейна, появилась возможность изменить структуру власти и административное деление страны, создав из Ирака федеративное государство, и, следовательно, реализовать идеи полной и истинной автономии для Курдистана и других прав и свобод человека, которые в открытую попирались режимом Хусейна. Автономия считается первым шагом на пути к независимости. Данный документ вызывает к жизни много проблем, связанных с вопросом о территориальной целостности и вмешательством третьих держав. Необходимость рассмотрения курдской конституции объясняется тем, что она в концентрированной форме отражает историю проблемы, ее суть (описывается в Преамбуле), а также обрисовывает проблемы, которые необходимо разрешить международному сообществу.

Анализируя курдскую проблему необходимо обратиться к документам, предполагающим наказание за явное попирание человеческих прав - Конвенция по предупреждению преступлений геноцида и наказании за него (Ирак присоединился к ней в 1959 году), Международная Конвенция поликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), четвертая Женевская конвенция 1949 года (Ирак присоединился к ней в 1956 году), а также непосредственно к документам, защищающим права курдов в Ираке (резолюция СБ ООН № 688 1991 г.).

Вторая мировая война и последовавшие за ней войны и вооруженные конфликты во многих регионах мира сопровождались огромными потерями среди гражданского населения, десятки миллионов были уничтожены в концлагерях, подвергнуты геноциду, депортации, умерли от голода и болезней. Вопрос о защите гражданского населения стал крайне актуальным, а создание системы гарантий защиты и установления принципов их соблюдения и ответственности – совершенно необходимыми.

Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения. Эти нормы относятся ко всем лицам, затронутым вооруженным конфликтом: они касаются как граждан стран, участвующих в конфликте, так и граждан других стран, граждан нейтральных государств и граждан государств, не подписавших конвенции и протоколы.

Четвертая Женевская конвенция гарантирует оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения. Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (ДП I), принятый через 28 лет в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманитарной помощи, которая должна осуществляться без какой-либо дискриминации.

Обязанность государств соблюдать ряд основных прав человека в любых ситуациях, включая периоды вооруженных конфликтов, неоднократно подтверждалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Гуманитарное право является частью системы норм, касающихся прав человека в целом. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам человека рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2106 А (ХХ) от 21 декабря 1965 года. Ей предшествовали Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 года. Данная конвенция лишь подтвердила положения, обозначенные в упомянутых документах. Под «расовой дискриминацией» понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.[48] Конвенция предполагает создание специального Комитета, который рассматривает преступления, связанные с расовой дискриминацией и назначает ответственность за эти преступления.

Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него принята резолюцией 260 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г. Конвенция рассматривает различные формы геноцида и классифицирует его как политическое преступление, обозначая соответствующие нормы наказаний для любого лица, осуществляющего противоправные деяния.

Комитеты, созданные в результате принятия Конвенций в настоящее время занимаются рассмотрением и курдской проблемы.

Несмотря на то, что Ирак признал данные документы, тем не менее наблюдались неоднократные попытки нарушения их со стороны Ирака, поэтому в целях обезопасить курдов от вымирания в результате террористической политики иракского режима Совет Безопасности ООН подписал резолюцию № 688, осудив репрессии багдадского режима против гражданского населения. Данная резолюция дала толчок политическому развитию Иракского Курдистана, цель которого достигнуть идей правового государства, при котором права человека являются жизненным кредо.

Таким образом, права человека – отрасль современного международного права, состоящая из совокупности норм и принципов, определяющих обязанности государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливается ответственность за преступное нарушение этих прав.

Методология

Методологической основой работы является системно-структурный подход, позволяющий рассматривать отношения в системе прав человека как устойчивую и закономерную взаимосвязь, существующую в течение длительного времени.

В рамках этого подхода были использованы следующие методы:

Общенаучные методы: исторический, историко-системный.

Специально-исторические методы: историко-генетический.

Междисциплинарные методы: метод правового анализа.

В рамках психолого-педагогического исследования использовались преимущественно общенаучные методы: анализ литературы, изучение и использование передового педагогического опыта, констатирующий эксперимент.

Исторический метод соответствует принципу историзма и позволяет рассматривать проблему прав человека как изменяющуюся и развивающуюся во времени и с точки зрения развития позволяет оценить современное состояние проблемы (права человека как международный институт формировался в рамках идей либерализма, которые постепенно эволюционировали и затем были закреплены в нормативно-правовых актах международного и регионального характера).