Смекни!
smekni.com

Региональный народно-хозяйственный комплекс России и его структура (стр. 6 из 10)

общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Федеральная программа создания технопарков в сфере высоких технологий:

Начало реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» было положено Президентом РФ В.В. Путиным. 22 января 2005 года он дал официальное поручение (№ Пр-91) об ее подготовке Правительству России. 10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу (распоряжение №328-р), предусматривающее общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд. рублей в течение 4 лет с 2007 до 2010 года (10 С. 17).

Предполагалось, что федерация и регионы на паритетной основе профинансируют создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их для возведения объектов технопарков частным инвесторам.В результате реализации Программы к 2010 году должны были быть созданы технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Стоимость совокупного объема произведенных в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд. рублей. Каждый технопарк имеет свою специализацию. В то же время все возводимые объекты объединены общим набором услуг, оказываемым резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической инфраструктурой.Однако после преобразования Мининформсвязи РФ в Минкомсвязи РФ работа над созданием технопарков была приостановлена. 27 марта 2009 года министр Щеголев объявил о приостанавливании федерального финансирования программы (18 С.42).

Наиболее известные технопарки в РФ:

Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа (Тюмень), Кузбасский Технопарк, Технопарк ИрГТУ (Иркутск), Технопарк «Ингрия» (Санкт-Петеребург), Технопарк «Идея» (Татарстан), Технопарк «Строгино», Технопарк «Олабуга» (Татарстан), Технопарк «Нагатино-Зил» (строящийся), Технопарк «Грабцево» (Калуга),Технопарк «Ворсино»,Технопарк «Дубна», Технопарк «Дубна» Консалтинг.Особой формой технопарка в России можно считать технико-внедренческие зоны.

Так же в связи с переходом на инновационный путь развития, технопарки пытаются создать во всех субъектах РФ, но они находятся еще на начальной стадии формирования. Например, создается технопарк в Новосибирской области, Алтайском краю.

Технополис (от греч. techne - мастерство и polis - город) -современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства; он представляет собой единую научно-производственную и учебную, а также жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. Под технопарком обычно подразумевается организация, осуществляющая формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. Технопарк, таким образом, представляет собой один из блоков в структуре технополиса как более сложного понятия. Технополис предполагает гармоничное сочетание деятельности исследовательских организаций и институтов, высших учебных заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти.

Идее технополисов уже более полувека, но на сегодняшний день не существует общепринятого определения данного понятия и его устоявшейся классификации. Более того, для обозначения схожих понятий в разных странах употребляются различные термины, такие как «технополис», «технопарк», «технопол», «технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк». Цель таких образований в целом одинакова: сосредоточить в одном месте всю необходимую инфраструктуру для развития наукоемкого бизнеса (изобретателей, бизнес-консультантов, финансовые учреждения и т.д.) и предоставить молодым высокотехнологичным предприятиям возможность коллективно использовать эту инфраструктуру на максимально льготных условиях.

Хотя по некоторым признакам к технополисам можно отнести наукограды, которые начали возникать в СССР с конца 60-х гг., обычно первым технопарком в России считается озданный в г. «Томский научно-технологический парк». В 1990 г. в нашей стране было 2 технопарка, в 1991 г. - 8, в 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков (12 С. 124).

Сегодня в России финансируется создание лишь около 1% от общего числа новых технологий в мире. 39% приходится на продукцию США, 30% — Японии, 16% — Германии (15 С. 279). Без создания оптимальной системы коммерциализации технологий дальнейшее научно-технологи­ческое отставание от мировых лидеров будет увеличиваться.

Толчком к развитию кластеризации экономики как фактора повышения региональной конкурентоспособности послужили работы М. Портера" и его удачные программы по формированию кластеров в штате Аризона (США). "Новая волна" кластеризации (начало 1990-х годов) стала реальным воплощением объективной тенденции мезоинтеграции, а отнюдь не продуктом надуманного эксперимента. Под кластером понимается сеть независимых производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокеры, консуль­танты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости (13 С. 160). Кластер объединен как географически, так и в рам­ках единой внутренней информационной среды, связанной с внешней. Совет кластера включает региональное руководство и связан с прави­тельственным советом (департаментом) по бизнесу. Его задачи -чисто аналитические. Главное в структуре кластера — распростране­ние инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логисти­ческое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки. В основу функционирования кластера положен ромб Портера (модель "Даймонд"). Комплекс взаимо­действий, предусмотренный в этом ромбе, определяет эмерджентность И базирующуюся на ней конкурентоспособность кластера. Условия производства создаются за счет удачного сочетания природных и че­ловеческих ресурсов, ресурсов капитала, физической, административ­ной и научно-технологической инфраструктуры. Эти условия высту­пают фундаментом факторов специализации и качества. Связанные и вспомогательные отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии комплектующих и технологического оборудова­ния, что делает их более конкурентоспособными. Для роста конкурен­тоспособности кластера важно наличие взыскательного местного потребителя, требования которого опережают спрос на других рынках и являются "пробным камнем" для глобального спроса на но­вые товары. Эмерджентность взаимодействий в кластере обусловлива­ет повышение производительности за счет инноваций в технологичес­кой и организационной сферах и стимулирования рождения новых бизнесов, расширяющих границы кластера. К подобным результатам приводит и пересечение деятельности различных кластеров, функцио­нирующих в одном географическом пространстве. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера "завязано" на конкуренции, с внеш­ним, как правило, — на кооперации с. использованием аппарата снаб­жения и распределения единого логистического окна. На мировом рынке кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции.

Россия начала рыночные реформы с искаженной структурой эко­номики. В СССР в конце 1980-х годов уже складывались два типа клас­теров, особенно в области высоких технологий. Например, в области электронной промышленности кластеры образовывались по западно­му (географическому) образцу: под Москвой (Зеленоград, Калуга), в Воронеже, Новосибирске, Ленинграде, Саратове и др (24 С. 17). Данные кластеры утратили инновационные стратегии и, главное, растеряли кадры и соци­альный капитал. К географическому типу кластеров также относятся центры атомной промышленности — "закрытые города", потерявшие свое первоначальное стратегическое значение, но сохранившие основ­ную технологическую базу. Частично эта база работает на экспорт: изотопы для медицины, обработка радиоактивных отходов и т.д. Второй тип кластеров складывался в основном в области обо­ронного машиностроения и представлял собой не географическое, а "проектное" образование, созданное командным путем, а далее пре­вратившееся в естественную кооперацию сетевого типа.

В настоящее время требования конкурентоспособности могут привес­ти к эффекту институционального разрыва, когда запросы потребле­ния и обращения не будут соответствовать условиям и возможностям производства товаров и услуг. Новые условия конкуренции обострят противоречия между экономической эффективностью компаний и их социальной функцией — обеспечением занятости. Дефицит квали­фицированной рабочей силы потребует высоких темпов роста опла­ты труда, а сохранение конкурентоспособности — сокращения числа занятых. Имеет место резкая дифференциация населения по доступу к ресурсам. Выйти на тренд устойчивого роста и обеспечить рост ВВП пре­имущественно за счет несырьевых отраслей Россия может только од­ним способом — развивая инновационную экономику на основе фор­мирования хозяйственных кластеров. Российское хозяйство сейчас находится в структурном хаосе, поэтому любые движения, связан­ные с его кластеризацией, представляются беспроигрышным шансом реализовать потенциал роста. Подобная ситуа­ция "низкого старта" отличает Россию от Европы, которая должна проводить экономические преобразования с уровня "высокого стар­та" (10 С. 17).