Смекни!
smekni.com

Население Зарубежной Азии (стр. 4 из 10)

Что касается древних народов, не раз вторгавшихся в Двуречье с Востока (касситов, эламитов, луллубеев и др.) то, хотя сведения о них и дошли до нас в письмен­ных памятниках, об этнической и языко­вой принадлежности их данных у нас очень мало. Можно предполагать, что рядом с перечисленными племенами на территории современного Ирана жили племена, говорившие на диалектах, ис­ходных для дравидийской семьи, воз­можно связанной с древнеуральскими языками. Распространяясь далее на вос­ток, древние дравиды создали в долине Инда высокоразвитую протоиндийскую цивилизацию. Период расцвета этой ци­вилизации, как и шумерской, датируется III тысячелетием до н. э. Между ними существовали торговые и культурные связи. Дальнейшее распространение дра­видов на юг Индостана сопровождалось интенсивной ассимиляцией исконного веддо- австралоидного населения и пере­ходом его на дравидийскую речь. Остатки дравидоязычного населения сохранились по сей день западнее Инда (народ брагуи). Возможно, прежнее, еще более западное, их распространение нашло отражение в сведениях Геродота об «азиатских эфио­пах», населявших восточные районы Древнеперсидского (Ахеменидского) цар­ства.

Основное население Ахеменидского царства составляли иранские племена, по­явившиеся здесь довольно поздно, на рубеже II и I тысячелетий до н. э. Они выделялись из той массы индоевропей­ских племен, которые во II тысячелетии до н. э. проникли с запада в закаспийские степи, оттеснив на север их древнее насе­ление, говорившее, вероятно, на ураль­ских языках. В военной и транспортной технике полукочевых иранцев большую роль играла конная колесница. Колесная повозка была известна уже шумерам, но запрягалась ослами, лошадь же была, очевидно, одомашнена для транспорта именно индоевропейцами в южнорусских степях. Отсюда, через Среднюю Азию, на рубеже II—I тысячелетий до н. э. на юго-восток, в Индостан, двинулись отколов­шиеся от первоначального индо-иранско­го единства племена древних арьев; на юго-запад прошли те иранские племена, которые составили основное население нынешнего Ирана и Курдистана; восточ­нее, в районах Алтая, Саян и степной Монголии, расселялись племена, говорив­шие на языках алтайской семьи. Эти языки тесно связаны с уральскими, и мно­гими лингвистами признается существо­вание такой общности, как урало-алтай­ская семья.

В процессе распространения континен­тальных монголоидов на север и северо-запад от зоны их первоначального фор­мирования на востоке Центральной Азии происходила передача алтайских языков более древнему палеоазиатскому населе­нию. Так сформировались алтаеязычные племена, тюркские, монгольские и тун­гусо-маньчжурские, включающие в основном население монголоидного об­лика, хотя в заключительном этапе фор­мирования этих племен участвовали и европеоиды.

Кроме того, даже племена, говорившие и продолжающие говорить на языках тихоокеанского ствола, но контактиро­вавшие с алтаеязычными народами, ис­пытали их языковое влияние. Так сложи­лись тибето-бирманские языки, в кото­рых не только имеются алтайские слова, но и синтаксическая структура которых существенно отошла от «тихоокеанской» модели, приблизившись к алтайской. Можно предполагать, что разделение древнекитайского и тибето-бирманских языков произошло в IV тысячелетии до н. э. Почти одновременно от тибето-бир­манских языков отделились так называ­емые гималайские языки, проникшие вместе с их носителями через перевалы Гималаев на южные склоны этих гор. Значительно позже, в основном во II тысячелетии до н. э., произошли другие крупные этнические передвижения в Юго-Восточной Азии. В результате их древнее веддо-австралоидное население было почти полностью поглощено юж­ными монголоидами. Сохранились лишь небольшие остатки его, типа семангов и сеноев в Малайе, но и те перешли на мон-кхмерскую речь. Этнические передвиже­ния имели волнообразный характер: отде­лившиеся от мон-кхмеров мунда-сантальские племена проникли в Восточную и Центральную Индию, вслед за ними туда же продвинулись и самые западные из мон- кхмеров — кхаси. В Индокитае по­чти параллельно происходило продвижение на юг мон- кхмеров во внутренних районах и индонезийцев в прибрежных. В северные горные районы Индокитая и Восточной Индии (Ассам) проникли ти­бето-бирманские племена. Исходным пунктом всех этих миграций были горные пригималайские районы запада Юго-Вос­точной Азии (для тибето-бирманцев и мон- кхмеров) и прибрежные восточные районы той же территории (для индоне­зийцев), а движущим их механизмом — повышение плотности населения, вызван­ное освоением плавки бронзы и культи­вированием поливного риса в конце III тысячелетия до н. э. Особенно широкий, не уступающий расселению индоевропейцев размах приняли миграции индоне­зийцев, причем развитая мореходная тех­ника сыграла для них такую же роль, какую конные повозки для индоевропей­цев. Расселяясь и на север, индонезийцы к концу И тысячелетия до н. э. достигли Южной Японии и Южной Кореи. Формирование современной этнолинг­вистической карты Зарубежной Азии.

Наибольшие изменения в этнической карте современной Зарубежной Азии произошли в I тысячелетии до н. э. В эту эпоху большая часть населения запада Малой Азии эллинизируется, а на востоке ее преобладает картвельское (грузинское) и армянское население. Среди семитского населения Восточного Средиземноморья диалектная раздробленность сменяется повсеместным преобладанием арамейско­го языка. В Северной Индии пришедшие сюда из Средней Азии народы индоарийского происхождения занимают всю Индо-Гангскую низменность, частично уничтожив, частично ассимилировав но­сителей и саму культуру протоиндийской (хараппской) цивилизации, пришедшей в упадок еще до их прихода. Они оттесняют на юг и юго-восток дравидоязычное и мундоязычное население.

Иранское население, питаемое все но­выми и новыми волнами из Средней Азии, распространяется не только по всему нынешнему Ирану и Афганистану, но и доходит до Двуречья на западе и Северной Индии на востоке, где растворя­ется среди массы индоарийского населе­ния.

Племена иньцев и чжоусцев, создавшие первое в Восточной Азии государство в бассейне Хуанхэ, кладут начало образо­ванию древнекитайской народности, кото­рая быстро разрастается, распространяясь к югу, ассимилируя местные «юэскис» (преимущественно тайские и индонезийские) племена, и к рубежу нашей эры доходит до границ Вьетнама, где на основе местных «юэских», т. е. вьетских, племен, этнически родственных тайским, мон-кхмерским и индонезийским, в это время создается древнейшее вьетнамское государственное образование, первое в Индокитае, — Аулак. В Корее и Японии на фоне местного аборигенного этниче­ского субстрата (в Корее предположи­тельно палеоазиатского, в Японии пре­имущественно айнского) развертывается взаимодействие между индонезийскими мигрантами с юга и алтаеязычными с севера (из районов нынешней Маньчжу­рии), которое заканчивается возоблада­нием северных языковых и культурных традиций.

К началу нашей эры контуры распро­странении наиболее крупных этнолинг­вистических групп Южной и Восточной Азии, таких, как семитские, иранские, индоарийские, дравидийские, мундасские, мон-кхмерские племена и народности, ки­тайцы, вьетнамцы, древнекорейские и древнеяпонские племена — принимают очертания, в основном близкие к совре­менным.

Процессы, происходившие в Юго-За­падной, Южной и Восточной Азии, в

новую эру не изменили принципиально этой этнической картины, но в ряде отно­шений дополнили ее. Так, начиная с VII в. вследствие расселения арабов, образова­ния арабских государств и связанного с этим распространения ислама основная масса семитоязычного населения перехо­дит на арабский язык. При этом границы ее распространения несколько расширя­ются, сдвигаясь к северу и северо-восто­ку, особенно в Двуречье. Еще с IV в. началось широкое движение на запад и юго-запад из степей Центральной Азии тюркских кочевых племен. Смешиваясь с более древним земледельческим населе­нием, эти племена на своем пути в значи­тельной степени оседают и переходят к земледелию, воспринимают культуру, об­раз, жизни местного населения, отчасти и его антропологический тип, но передают местному населению свой язык. Так про­исходит тюркизация ираноязычного насе­ления почти всего Синьцзяна и значи­тельной части Средней Азии. На севере Ирана, в некоторых районах Закавказья и в Малой Азии тюркизируются разные кавказоязычные, армяноязычные и грекоязычные группы. Отдельные вкрапле­ния тюркского кочевого населения попа­дают и сохраняются в окружении ирано­язычной среды и значительно южнее указанных территорий. В самой же Центральной Азии на месте ушедших тюркских племен распространяются мон­гольские, до этого сосредоточенные только в Восточной Монголии.

Существенные изменения происходят и в этнической карте Юго-Восточной Азии. Здесь сильно сокращается область рассе­ления индонезийцев (чамов) и мон-кхмерских народов, ассимилируемых в Восточ­ном Индокитае вьетнамцами, в Централь­ном Индокитае — тайскими народами, а в Западном Индокитае — бирманцами, продвигающимися в долины крупных рек Индокитая с севера. На крайнем востоке Азии к концу I тысячелетия н. э. завер­шается консолидация корейской и япон­ской народностей.

На современной этнической карте рай­оны расселения арабов в Юго-Западной Азии приблизительно совпадают с поли­тическими границами арабских стран (кроме Ирака, северную часть которого населяют курды). Турки сосредоточены в Турции, персы и ряд других иранских народностей (гилянцы, луры, бахтиары и пр.) — в Иране. Основная территория расселения курдов находится на стыке границ Турции, Ирана, Ирака и Сирии, охватывая соприкасающиеся области всех этих государств. Иранский Азер­байджан заселен в основном азербайджанцами, участки расселения других тюркских народов вкраплены во многих районах Ирана. В Афганистане пуштуны сосредоточены на юге страны, а север ее занят многочисленными таджикоязычными и тюркоязычными народами. Часть пуштунов живет за пределами Афгани­стана, в соседнем Пакистане. Очень пестрый этнический состав населения и большинстве стран Южной Азии: Паки­стане, Индии, Непале, Шри Ланке. На­против, в Бангладеш решительно преоб­ладают бенгальцы, а национальные мень­шинства малочисленны. Народы таких языковых семей и групп, как индоарийская, дравидийская, мунда-сантальская, буришекая, почти не представлены за пределами Южной Азии, если не считать эмигрантов.