Смекни!
smekni.com

Воспитание ценностных ориентаций личности в общеобразовательной школе средствами музыки (стр. 12 из 23)

3 «Б» класса (контрольная группа)

№ вопроса

Количество учеников,

правильно ответивших на вопросы

Абсолютное число

% соотношение

1

10

50

2

13

65

3

5

25

4

17

85

5

12

60

6

15

75

7

13

65

8

5

25

9

4

20

10

0

0

Соотношение уровня знаний

контрольной и экспериментальной групп детей

на контрольном этапе эксперимента

Уровень знаний

Экспериментальная группа

Контрольная группа

абсолютное число

%

абсолютное число

%

Высокий

(90 – 100%)

5

22

1

5

Средний

(60 – 89%)

18

78

7

35

Низкий

(10 – 59%)

0

0

12

60

Анализ полученных результатов тестирования позволил нам сделать следующий вывод: уровень знаний экспериментальной группы детей по сравнению с контрольной группой повысился приблизительно на 20%. Кроме того дети стали более отзывчивыми, качества личности того или иного персонажа для них стали выдвигаться па первый план (тестирование), они стремятся помочь своим товарищам (беседы). Это говорит о том, что наша гипотеза полностью подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс современного культурного развития в Казахстане вызвал интерес широких слоев казахского народа к своей истории, народно-художественному творчеству. Освоение ценностей национальной культуры в данном случае выступает как предпосылка и условие развитие национального самосознания. Процесс возрождения национальной культуры – явление неоднородное, включающее не только позитивные, но и негативные процессы.

Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем, характерных для современного общества, позволяет определить наиболее значимые направления в культурной жизни молодого государства, выявляет оптимальные условия для эффективного формирования музыкальной культуры учащихся в системе общего и высшего музыкального образования. «Этнический ренессанс» 80-90-х годов, для которого характерно резкое усиление интереса к национально-самобытным сферам культуры, осознанное стремление к сохранению исторического прошлого, может оказаться хорошей предпосылкой для воссоздания художественно-творческого духа, способствовать актуализации определенного культурно-исторического среза национальной культуры и явиться мощным стимулом эстетического развития современного общества. Д.С.Лихачев писал: «Массовой культуре, с завидной энергией вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую народную, эмоциональную основу – в том одна из задач эстетического и нравственного воспитания» [49].

О тесной связи национальной культуры и дальнейшим формированием общества писал О.Сулейменов «Культурное прошлое – неотъемлемая часть нашего настоящего, и возможно, продвижение в будущее, как-то связано с приближением нашим к тому, от чего стремимся скорей отказаться. Речь идет о народной культуре, о той целостности, где эстетические формы предметов быта неразрывно связаны с их функциональной предназначенностью, где эстетическое естественно перерастает в этическое и является основой социального проектирования» [50].

Внимание исследователей и педагогов к проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций казахского народа привело к углублению и развитию понятия «культура», определению функции, роли и места, которое занимает этнохудожественная культура в структуре общества. Е.Стариков предлагает следующую модель: «Культура многослойна, в ней сосуществуют, лежащие на поверхности нормы поведения, под ними общие мировоззренческие принципы и идеологемы, и, наконец, есть у культуры ядро крепящихся в коллективно-бессознательном этнических архитипов. Это ядро – своеобразная мета-структура культуры, ее генетический код» [51].

Главные функции ядра культуры – «сохранение и передача самоидентичности социума» (Иванчук А.П.) [52]. Именно ядро культуры сохраняет информацию в виде принципов, стандартов и норм поведения, передавая по следующим поколениям систему ценностей и способов их создания, определяя, таким образом, суть национальной культуры.

Выдающийся педагог современности, основатель нового научного направления – этнопедагогики академик Г.Н. Волков сделал много важных и интересных научных открытий. В их числе мы можем назвать известные постулаты:

Без исторической памяти нет традиций;

Без традиций нет культуры;

Без культуры нет воспитания;

Без воспитания нет духовности;

Без духовности нет личности;

Без личности нет народа, как исторической личности [53].

Проведённое нами теоретическое и практическое педагогическое исследование на предмет воспитания ценностных ориентаций личности школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе позволил нам сделать следующие выводы:

1. Понятие воспитание ценностных ориентаций личности школька средствами казахского фольклора – сложное комплексное понятие. Оно включает в себя понятия культура, этнос, воспитание, этнокультура, ценностные ориентации.

2. Культура – многоёмкое понятие, имеющее до 800 дефиниций. Это понятие изучается многими учёными, рассматривается ими как «в призму», в разных ракурсах.

3. Традиционная (этническая) культура казахского народа проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним).

4. Этническая культура – это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.

5. Этнокультурное воспитание – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать и ценить традиции, обычаи, веру, язык, ценностные ориентации своего этноса и других этносов.

6. Этнокультурное воспитание – это не набор определённых этнографических элементов, чаще всего подаваемых весьма примитивно, и не задача реставрации того, что было когда-то утрачено. Неправильное понимание сущности этнокультурного воспитания приводит к тому, что начинается работа по «возрождению» национальных обычаев, традиций, которая в школьных условиях находит отражение в виде использования в учебно-воспитательном процессе национальных игр, инсценировок свадебной обрядности, облачения в национальные костюмы. Задачи этнокультурного воспитания нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной культуре, возрождение её элементов. Его цель – подготовить учеников к полноценной жизни в условиях многокультурной мировой цивилизации.