Смекни!
smekni.com

Воспитание ценностных ориентаций личности в общеобразовательной школе средствами музыки (стр. 4 из 23)

В целом, по мнению ученого, выше обозначенный принцип может быть реализован успешно лишь при условии обращенности всего спектра педагогических форм и методов на:

1. Формирование у студентов способности к соотнесению содержания учебных дисциплин с будущей практической деятельностью, осознанию степени их значимости для будущей профессиональной работы;

2. Формирование социально-значимых, профессиональных качеств личности учителя музыки (музыкальность, любовь к детям и музыке, артистизм, музыкально-педагогическое мышление, сознание и интуиция, музыкально-педагогическая позиция и т.д.);

3. Развитие потребности к овладению и творческому использованию широких, универсальных знаний и умений, к постоянному профессиональному и духовному самосовершенствованию;

4. Становление профессионального стиля.

Музыка онтологически принадлежит духовному миру, в котором царствуют Любовь, Вера, Гармония, Мудрость. А ведь музыка дана человеку, чтобы увидеть невидимое и услышать неслышимое! [19].

Cегодня, одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношение к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Ее решение связано с рассмотрением ценностных аспектов образования и воспитания, его «человеческого измерения». В связи с этим к важнейшим показателям готовности учителя музыки к реализации гуманного подхода мы относим систему установок, которые О. Ф. Асатрян рассматривает как ценностные для педагога-музыканта. Это:

· установка на ребенка как на цель, а не на средство;

· установка на сотрудничество с детьми;

· стремление к совместному с ними личностному росту и развитию;

· готовность к диалогическому общению с учащимися, открытости, искренности во взаимодействии с ними;

· установка на познание себя и своих воспитанников, на адекватное эмпатическое понимание каждого ученика [18].

К этому, на наш взгляд, следует добавить мнение ученого Б. М. Целковникова, что отношение педагога-музыканта к ребенку становится действительно ценностным лишь при условии, если в действиях и поступках педагога будут угадываться «…бескорыстное, духовно-родственное «приятие» ученика, … сочувственное понимание его внутреннего духовного облика» [20]. Несомненно, что ориентация будущего учителя музыки на гуманное, любовное отношение к ребенку должно основываться на специальных знаниях о сути и принципах гуманной педагогики.

Гуманистические образовательные цели диктуют необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций, нацеливая их на обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности школьника в пространстве современной культуры, создание в школе особой духовно-нравственной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессионально-педагогической деятельности. Только в рамках гуманистического стиля педагогической деятельности возможен диалектический переход личности школьника – из объекта педагогического воздействия в субъект собственной жизнедеятельности. Потребность педагога в воспитаннике, оказание ему всесторонней помощи в максимально полной самореализации, утверждении в нем человечности является основным регулятором качества его деятельности. Чем полнее потребность ученика в учителе преобразована в личностную потребность, наполнившись уникальным смыслом, тем сильнее она находит свое выражение в его музыкальной деятельности, становясь его потребностью. Из этого следует, что главной единицей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе становится педагогическое взаимодействие. В этой связи большой вес приобретает роль личности школьника, его ценностные ориентации, духовный и нравственный облик.

В нашем же исследовании рассмотрение проблемы воспитания ценностных ориентаций школьников тесно взаимосвязано со стремлением реализовать свои личные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание. Следовательно, ведущими ценностными ориентациями школьника на уроках музыки правомерно считать любовь к национальной музыке, в частности, к казахскому музыкальному фольклору (эпосу, айтысу, тартысу).

Из всего сказанного выше следует, что целенаправленное воспитание ценностных ориентаций личности в общеобразовательной школе на уроках музыки требует разработки специальных педагогических путей и средств.

1.2 Анализ структурных компонентов ценностных ориентаций личности школьников и критерии ее сформированности

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего поколения.

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы.

Однако происходящие в мире и Казахстане изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в нем, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, интеллектуальных составляющих и выступило понятие «ценностные ориентации». Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории, становления которой предлагается.

Психологическая готовность к нравственному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности.

Под нравственным самоопределением понимается процесс развития личности в музыкально-эстетической деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен каким-то одним этапом, он занимает весь период активной жизнедеятельности.

На каждой стадии нравственного самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

В последние годы усилилась социальная роль личности школьника как человека, несущего наряду с другими общественно-политическими организациями, свою долю ответственности за будущее своей Республики, способных претворять в жизнь решения общества и свои собственные интересы. На эту сторону нацелена новая концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан, где особо отмечается необходимость «подготовки будущего поколения, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности». В концепции также подчеркнуто, что «современный выпускник школы – это духовно развитая творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, обладающая большим познавательным, нравственным потенциалом и стремлением к новому» [21].

Каждый вид искусства своим неповторимым путем способен содействовать развитию личности, соответствующей новым требованиям времени. Например, в ХХ веке самыми массовыми видами искусства были кино и музыка. Однако к концу столетия кино постепенно утратило роль «важнейшего из искусств», музыка же, напротив, стала явлением повседневным, фактором постоянного воздействия на личность. В современных же условиях Музыкальная культура – не просто одна из составляющих характеристик личности, но способ влияния на все ее качества. Поэтому, особые требования не столько к самой музыке, содержанию и формам ее развития, сколько к личности, способной избирать, ориентироваться в мире музыки, целенаправленно использовать возможности времени для исполнения его требований [22].

В культурном наследии философов, психологов и педагогов (Н. А. Бердяев, С. Л. Выготский, С. И. Гессен, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и другие) просматривается идея личности, как творца и носителя культуры, культуротворческая функция которой состоит в том, что личность творит сама себя, самообогащается и создает условия не только для своей жизни, но и для последующей трансформации мира в целом и культурной среды, в частности, эстетическое, отражаясь в специфических формах – восприятиях, переживаниях, чувствах, суждениях превращается из внешнего во внутренний фактор ее жизнедеятельности. Рефлексия эстетического выводит нас на понимание художественно-эстетической культуры личности, которая рассматривается нами как процесс усвоения и трансляции художественно-эстетических ценностей, как неотъемлемая часть духовно-нравственной культуры.

Успешность формирования духовно-нравственной культуры во многом зависит от степени разработанности теоретико-методических проблем ценностей личности, решение которых, нами представляется через сопряжение с музыкальным фольклором.