Смекни!
smekni.com

Буддизм (стр. 14 из 15)

большую роль, так как по ней различают духовный сан.

Кроме одежды каждый монах должен иметь чашу для подаяний. Эта со-

вершенно необходимая для него утварь представляет довольно большой,

круглый горшок, с яйцевидным дном и узким отверстием вверху, большей

частью железный, но также глиняный или деревяный, и обыкновенно покры-

тый черной или синей глазурью. Горшок этот монах носит всегда в руке.

При сборе подаяний он входит в дом молча, получает даваемое и удаляет-

ся. Ламы не носят с собой горшка, так как обыкновенно они не просят

милостыни. У них имеется за поясом или в рукаве деревяная чашка, из

которой они едят. Кроме этой чашки они носят с собой фляжку с водой.

Чистота в общине строго соблюдается. Каждый монах имеет бритву.

Два раза в месяц, в дни Упавасатха (новолуния и полнолуния), он обязан

брить себе голову и бороду. Имелись также правила относительно обстри-

гания и содержания в чистоте ногтей и чистки зубов. Монах имеет также

при себе сито. Через него он пропускает воду для питья, чтобы удалить

всякую нечистоту, в особенности выделить мелких животных, для сохране-

ния им жизни. Инвентарь заканчивается швейной иглой.

Три части одежды с поясом, милостынный горшок, бритва, сито и

иголка составляли в старину всю собственность монаха. Позже прибавился

еще посох, который теперь носится редко. У южных буддистов место его

занял зонтик, которым монах защищает свою бритую голову от солнца и

дождя. Ламы (северные буддисты) носят при себе молитвенный скипетр

(ваджра), который они вертят на разный манер при произнесении молитв и

при церковных служениях, колокольчик, барабан, небольшой бубен, четки,

амулет и книжку. Некоторые носят взамен древнего нищенского посоха так

называемый "сигнальный посох" -- палку, оканчивающуюся трезубцем или

петлей, на которых висят кольца; звучание их должно заглушать для мо-

наха мирской шум и предостерегать мелких животных на дороге, чтобы на

них не наступить.

Будда не вынуждал монахов жить в монастырях. Это даже противоре-

чило его намерениям. Монах обязан был возможно больше странствовать,

чтобы шире распространять учение. Настоящим местопребыванием монаха

должен был служить лес или уединенные пещеры. Обыкновенно однако монах

пребывал вблизи селения или города, необходимых ему для сбора подая-

ний. Посещать селение в другое время было строго запрещено уставом об-

щины. Монастырей в собственном смысле во времена Будды вообще не су-

ществовало. Обыкновенно монах сам строил себе хижину из дерева в лесу,

или складывал землянку из дерна. Часто ему в этом помогали миряне.

Иногда несколько монахов жили вместе. В большом числе собирались они в

дождливое время года.

Благочестивые миряне старались сделать более удобным для монахов

их кров на дождливый период. Эти жилища (вахара) были часто богато уб-

раны и снабжены всеми удобствами, в частности приспособлениями для

теплых ванн и крытыми галереями для прогулок. Позже стали оставаться в

вихарах и в другое время года. Так возникли мало по малу настоящие мо-

настыри.

Монах посвящал все свое время духовным упражнениям и стремлению

выйти из потока перевоплощений. Вставали с восходом солнца и начинали

день произнесением отделов из Закона и Дисциплины. Или каждый делал

это отдельно про себя или несколько садились рядом, и один произносил

вслух, а другие слушали, или иногда ставили вопросы. К полудню следо-

вал обход за подаянием, после еды отдых во время наибольшей жары. К

вечеру снова возобновлялись духовные беседы и часто продолжались до

глубокой ночи. Было и так, что один из старших братьев произносил поу-

чение, или сидели вместе по целым часам в молчании. Прерывалась такая

жизнь только приходом иногда в вихару мирян за духовным советом и уте-

шением. Работы буддистский монах не знал.

Монахам подчинены были монахини. Для них имелись "восемь великих

правил": 1) монахиня, если она даже была посвящена многими годами

раньше, должна совершать поклон перед монахом, если он даже был посвя-

щен только в тот же день, должна вставать перед ним и принимать его с

почетом; 2) она не может проводить дождливое время в таком месте, где

нет монахов; 3) она должна два раза в месяц просить общину монахов об

указании дня исповеди и обращаться к ним за наставлениями; 4) она

должна в конце дождливого времени предлагать собранию монахов и мона-

хинь три вопроса, не видел ли кто-нибудь из них чего-нибудь дурного за

ней, или не слышал ли, или не предполагает ли чего; 5) если она прови-

нилась против одного из этих правил, она должна быть подвергнута в

собрании монахов и монахинь двухнедельному покаянию; 6) она может про-

сить общину монахов и монахинь о пожаловании ей Упасампада лишь после

того, как она в течении двух лет будет обучена монашеским обязаннос-

тям; 7) она не смеет ни в каком случае ругать и позорить монаха; 8)

монахиня может просить совета у монаха, но не монах у монахини.

Взаимоотношения между монахами и монахинями определялись точными

установлениями. Споры монахинь между собою решают монахи. Кроме пред-

метов, составлявших имущество монаха, монахиням дозволялось еще иметь

кофту и купальный костюм. Всякие наряды были запрещены. В остальном

обыденная жизнь монахинь определялась теми же предписаниями, что и мо-

нахов. Монахиням не дозволялось только жить в лесу; они должны были

жить в деревне или городе, да и там не одни. Число монахинь никогда не

было так велико как монахов, а число женских буддистских монастырей

никогда не достигало, даже приблизительно, числа христианских. На юге

теперь могут предлагать свои услуги общине лишь старые девы и пожилые

бездетные вдовы, там вообще не осталось женских монастырей. Они прини-

мают на себя обет целомудрия, обривают себе голову, получают белое

платье и позволение собирать подаяние для монастыря. Они живут вблизи

монастыря или в нем самом, в особо устроенных для них кельях, и служат

тем, что метут в монастыре, приносят монахам воду и т.п.. Они когда

угодно могут прервать свою связь с монастырем, могут быть также отлу-

чены, если будут признаны неподходящими. На севере же, особенно в Ти-

бете, Китае, Монголии еще и теперь имеются настоящие женские монастыри.

Культ в древней общине был самый простой. Два раза в месяц, во

время новолуния и полнолуния, монахи округа сходились вместе для

празднования дня Упавасатха. Старейший из монахов объявлял день, и на-

кануне назначенного дня вечером все монахи собирались в определенном

месте, в выбранном для этого помещении. Никто не мог отсутствовать.

Приносились даже больные, если не оказывалось никого из монахов, кто

мог бы передать заявление больного, что он свободен от грехов, требую-

щих отпущения. Случалось, что община монахов собиралась у постели тя-

желобольного. В помещении собрания монахи сидели на низких скамейках

при освещении факелами. Присутствовать могли только посвященные мона-

хи, так как в собрании читалась Пратимокша, знание которой не предназ-

началось для слуха мирян и учеников. Председательствующий открывал

чтение следующим возванием: "Слава Возвышенному, Святому, Совершенноп-

росветленному. Община, слушай меня! Сегодня день Упавасатха. Если

угодно общине, да совершит она Упавасатху и выслушает Пратимокшу. Объ-

явите, преподобные, свободны ли вы от греха, -- я буду читать Прати-

мокшу". Община отвечает: "Мы будем все внимательно слушать и принимать

к сердцу". Председательствующий продолжает: "Кто совершил грех, да

объявит о том; кто не совершил греха, да молчит. Кто из монахов трижды

спрошенный, не объявит греха, сознаваемого им, окажется виновным в

сознательной лжи. Сознательную же ложь Возвышенный указал как препятс-

твие к спасению. Поэтому каждый монах, сознающий грех, им совершенный,

и желающий освободиться от него, да объявит его. Ибо признание прине-

сет ему облегчение". После этого каждому предъявлялись вопросы, и кто

сознавал за собой грех, объявлял о том и каялся.

Кроме Упавасатхи имелся еще один, ежегодно повторяющийся празд-

ник, Праварана ("Приглашение"). Он имел место каждый год в конце дожд-

ливого времени, перед тем, как вновь начиналось странствование. Все

монахи одного округа сходились вместе для торжественного собрания, и

каждый просил объявить братьев, не провинился ли он в чем-нибудь перед

ними. Он закидывал свой плащ на левое плечо, садился на землю, протя-

гивал сложенные руки и троекратно взывал к общине. Праварана преврати-

лась позже, как и праздник Упавасатха, в простую формальность, так как

всякие размолвки обычно улаживались ранее. Вот и все, что можно было в

древние времена назвать культом.

Впоследствии, повидимому весьма рано, выработался культ реликвий

и почетание священных мест. В каноне сам Будда указывает Ананде четыре

места, которые для всякого верующего из хорошей фамилии должны счи-

таться достойными посещения; это -- место, где родился Будда, где он

достиг просветления, где он впервые привел в движение колесо закона, и

где он вступил в паринирвану. К этим местам должны отправляться верую-

щие монахи и миряне, и всем, кто при таком поломничестве с чистым

сердцем умрет, обещается, что по разрушении тела они возродятся по ту

сторону смерти на небе. Та же сутра сообщает, что по смерти Будды, об-

ратившиеся в буддизм цари, благородные роды и отдельные духовные общи-

ны послали к малласам гонцов с требованием части его останков на па-

мять. Реликвии Будды разделили на восемь частей, и каждому из просящих

была уделена одна часть. К реликвиям относились кружка для питья, чаша