Смекни!
smekni.com

Влиятельные религии в России (стр. 12 из 25)

Сравнение православия с деструктивными культами

При раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых деструктивными культами по религиозным мотивам, зачастую возникает необходимость уточнения их вероучительных особенностей. В силу широкого влияния православия в нашей стране (прежде всего на этнокультурном уровне) удобно осуществлять сравнение именно с ним. В качестве образца возьмем самую распространенную, внесшую наибольший созидательный вклад в развитие народов в Российской Федерации религиозную организацию – Русскую Православную Церковь (РПЦ).

Для понимания отличия православия от деструктивных культов приведем сравнительную таблицу некоторых их основных признаков.

Сравнительная таблица религиозных и поведенческих признаков

Русской Православной Церкви и деструктивных культов (сект)

Основные религиозные признаки
Признак

Русская

Православная

Церковь

Деструктивные

культы

1. Догмат о Троичности Бога Основной догмат Большинство не признает
2. Догмат о Боговоплощении Основной догмат Большинство не признает
3. Догмат о воскрешении Христа из мертвых и о будущем всеобщем воскресении с телом Основной догмат Большинство не признает
5. Открытость учения Полностью открыто и доступно, нет уровней посвященности (постижение зависит от внутренней готовности) Строжайшие уровни посвященности, утаивание истинных целей от нижних уровней и посторонних, частый обман, приукрашивание
6. Переселение душ (реинкарнация) Отвергает (абсолютные ценность, цельность и неповторимость каждого человека) Большинство признает (расчленение человека)
7. Почитание икон и мощей Да (вытекает из основных догматов) Большинство не признает
8. Почитание святых отцов Да (основа их авторитета – святость их жизни), бережное отношение к их словам Основа почитания лидеров – положение в иерархии, конъюнктурные изменения их высказываний или утаивание
9. Молитва за умерших Да (непрерывная связь живых и усопших) Почти никто не признает
10. Крест Главный символ (в строгом соответствии с Новым Заветом) Большинство категорически не признает (некоторые признают, но второстепенным символом)
11.Устойчивость гла­в­ных религиозных приз­наков Строгая, с апостольских времен Конъюнктурные изменения
Основные поведенческие признаки
Признак

Русская

Православная

Церковь

Деструктивные

культы

12. Отношение к государственной власти и к государству Подчинение, правопослушность, патриотизм Скрытая или явная отчужденность, вражда
13. Отношение к традиции и культуре Уважительное, конструктивно-творческое Деструктивное и пренебрежительное
14. Отношение к семье и работе Уважение, бережность и ответственность Не деструктивные секты – с уважением, деструктивные – обычно с пренебрежением
15. Соблюдение моральных норм и законов Обязательно, в полном объеме Не деструктивные секты – с уважением, деструктивные – обычно с пренебрежением и конъюнктурным подходом вплоть до правонарушений
16. Отношение к личности Уважение и всестороннее развитие Стремление к скрытому или явному подавлению, управлению
17. Свобода критики внут­ренней жизни Полная, без ограничений по отношению ко всем уровням иерархии, но в рамках общих приличий Категорический запрет критики верхних уровней иерархии и любых сторон внутренней жизни сект
18. Соблюдение права на свободу получения информации Да Преимущественно конъюнктурный подход, ставка на обман, утаивание

При потребности более углубленного изучения особенностей мировоззрения и «почерка» деструктивных культов можно воспользоваться нижеследующим сравнительным перечнем.

Основа отношений Православия с государством – симфония властей и Церкви. Православие придерживается принципа избежания крайностей, предпочитая путь «золотой середины» и невмешательства в дела управляющих государственных структур, так как считает, что власть – от Бога. Однако РПЦ неизменно занимает активную позицию в социально-нрав­ственной сфере. Оценка событий и выбор конкретных действий осуществляются РПЦ, исходя из миротворчества, милосердия, уважения и терпимости, при этом полностью отвергается экстремизм. В социально-полити­чес­ком плане оно терпимо к иным мировым религиям, признавая за ними конкретную историческую миссию и роль. Православие является стержнем исторически сложившейся славянской (в том числе и русской) традиционности и культуры. РПЦ выступает за сохранение России при любых условиях и последовательно заботится о русском народе, но без фанатичного национализма и ущемления иных народностей.

Подавляющее большинство сект рассматривает государство как чужеродную и враждебную силу, которую необходимо обманывать и использовать для себя всеми доступными способами. Оценка действий государства производится только с позиции интересов секты. Секты безразличны или враждебны к традиционной российской культуре, стремятся к ее дискредитации, расчленению и ослаблению. Даже внешне респектабельные секты игнорируют такое понятие как патриотизм.

Православие признает многогранность человеческой природы и разнообразие ее проявлений в обществе. РПЦ не отвергает никакой положительной стороны человеческого бытия. Ценность любого человека для Православия бесконечна. Человеку дана в этом мире лишь одна жизнь без повторных перевоплощений, т.к. самоценна именно конкретная уникальная личность каждого человека. Предпочтение того или иного (светлого или темного, хорошего или плохого) поступка в любой ситуации есть выбор свободной воли личности. Возможность выбора прекращается земной смертью человека, далее осуществляются уже независящие от его воли последствия этого шага. Искреннее покаяние – необходимое условие исправления ошибки и самого себя.

Большинство сект пытается сузить, изолировать и подчинить себе жизнь человека. Задача всех сект формирование у своих членов зависимого типа личности. Личность человека для сект не имеет абсолютной ценности, а теория перевоплощения обесценивает ее полностью.

В православном христианстве утверждается иерархия человеческих ценностей и потребностей: высшая – духовная, ниже – душевная и телесная. Вместе с тем одной из целей православного воспитания рассматривается взаимная гармония духа, души и тела при оптимальном совместном их развитии в социальной среде. Главным для РПЦ является достижение внутренней чистоты и цельности человека на пути его уподобления Богу. Православная Церковь учит правильному различению добра и зла. Основа взаимоотношений между людьми для Православия – любовь (даже к врагам). Много сил РПЦ уделяет укреплению семьи и воспитанию детей. Она старается формировать у людей добросовестность к своим обязанностям, работе и дому, а также бережливость к природе и вещам. Православие считает священным долг по защите Отечества от агрессоров и правонарушителей. Тем не менее, оно всегда различает грех (ненавидя его и борясь с ним) и грешника (любя и жалея его человеческую сущность, надеясь на его исправление).

В сектах все подчинено их интересам. Любовь – такое же допустимое средство, как обман и ненависть. Проповедуется уклонение от воинской обязанности, и допускаются, если нужно секте, правонарушения, уход из семьи, пренебрежение к работе. Альтернативная служба была введена в России в значительной степени из-за сектантов.

Особенность православного вероисповедания – открытость вероучения, отсутствие тайных доктрин. Сконцентрированная сущность православной веры изложена в Символе Веры, выработанном соборным сознанием Церкви в Духе Святом. Символ Веры обозначает допустимую границу разнообразных частных мнений христиан, которые не осуждаются, если способствуют более точному пониманию истины. Неподвержены критике лишь догматы, но их в Православии не много. Всегда действует принцип минимизации жестких установок и границ: если что-то можно не догматизировать, – лучше воздержаться от введения новой догмы. Вся жизнь и мировоззрение Православия базируются на живом Откровении Бога, а не на учении какого-либо пророка или учителя.

В подавляющем большинстве сект имеются тайные доктрины и уровни посвященных. Одни секты считают лишь свое учение истинным, а другие трактуют все религии, как части более общей истины. Носителем этой истины и источником ее считается руководство секты. Секты всегда нарушают конституционные права человека на свободу получения информации.